Найти в Дзене

Профессорская квартира Томска - музей или жильё?

Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре. Двухэтажный дом в стиле модерн построен в начале ХХ века. Предположительный автор проекта — Викентий Оржешко. Оржешко Викентий Флорентинович (09.07.1876, г. Томск – после 1917), архитектор. Викентий Оржешко постигал науки в Томском Алексеевском реальном училище, где самым любимым его предметом было рисование. Его томскими учителями были известные сибирские художники П. Кошаров и А. Мако. В 1895 году молодой Викентий поступает в Академию Художеств по архитектурному отделению (в то время высшее художественное училище при Академии) и занимается в мастерской у знаменитого профессора Л. Н. Бенуа. В октябре 1902 года Оржешко получает диплом и звание «художника-архитектора». И в тот же год возвращается на родину – в Томск, где приступает к частной практике и преподает в технологическом институте. Первые его крупные томские постройки, выполненные по собственным ч
Когда ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.

Двухэтажный дом в стиле модерн построен в начале ХХ века. Предположительный автор проекта — Викентий Оржешко.

Оржешко Викентий Флорентинович (09.07.1876, г. Томск – после 1917), архитектор.

Викентий Оржешко постигал науки в Томском Алексеевском реальном училище, где самым любимым его предметом было рисование. Его томскими учителями были известные сибирские художники П. Кошаров и А. Мако. В 1895 году молодой Викентий поступает в Академию Художеств по архитектурному отделению (в то время высшее художественное училище при Академии) и занимается в мастерской у знаменитого профессора Л. Н. Бенуа. В октябре 1902 года Оржешко получает диплом и звание «художника-архитектора». И в тот же год возвращается на родину – в Томск, где приступает к частной практике и преподает в технологическом институте.

Первые его крупные томские постройки, выполненные по собственным чертежам и проектам, – часовня-памятник на могиле старца Федора Кузьмича при Алексиевском монастыре (1903 г., восстановлена в 2001 г.), каменная трехэтажная типография «Сибирского товарищества печатного дела» на углу Дворянской улицы и Ямского переулка (1906-1908), кожевенный завод торгового дома «Г. Голованов и С-я» (проект 1913) и др. В 1904 он составляет проект «деревянного костела во имя Св. Николая в селе Бароковском, Томской губернии», который, по-видимому, не был построен. Вместе с Т. Л. Фишелем Оржешко приступает к строительству богадельни на Солдатской улице (Красноармейская, 17).

В 1911 году с апреля по июнь исполнял обязанности городского архитектора, составив проект на постройку в городском саду павильона с террасой, эскизный проект Мухинобугорского училища им. Л. Н. Толстого (позже проект доработан Л. С. Князевым, строительство 1911-1913). В 1911 году архитектор выстроил собственный особняк – один из красивейших памятников томского деревянного зодчества (ул. Белинского, 23).

Если ты спросишь у томича, в чем отражается атмосфера города, большинство не задумываясь ответит: в нашей деревянной архитектуре.

Сегодня в регионе работает программа по сохранению деревянного зодчества, в список входит 701 объект.

У каждого здания — своя история и душа. Мы делаем вклад в сохранение памяти и рассказываем о любви к своему городу.

Город Томск, улица (Черепичная) Кузнецова, 30

Как всё начиналось?

-2

Двухэтажный дом в стиле модерн построен в начале ХХ века.

-3

Постройка многоквартирная, проектировалась по индивидуальному заказу Карболовой Марии Петровны.

Дом на Кузнецова, 30 в первую очередь знаменит жильцами: в XX веке здесь жили строитель первой в СССР ионостанции Владимир Кесенних, создатель первой в мире АЭС Андрей Красин и выдающийся композитор Эдисон Денисов.

Квартиры в прошлые столетия сдавались преподавателям Томского университета, но в доме жили не только представители интеллигенции. 

-4

Частный музей «Профессорская квартира» распахнул двери для гостей 14 октября 2019 года.

-5

-6

-7

-8

— Прадед мой жил здесь, — еще до создания музея рассказывала 22-летняя жительница дома Катерина. — Был первым рабоче-крестьянским человеком, который сюда заехал, раньше здесь профессора только жили. Он сделал центральное отопление. Потом начали заезжать другие люди, а профессора выезжать. Здесь жили прадед, дед с бабушкой, родители, и теперь я здесь живу...

-9

В основе музея - коллекция одной семьи Атапиных. Они новосибирцы, но им захотелось рассказать нам, томичам, историю о профессорском дореволюционном быте через свои предметы, которые они с любовью собирали 25 лет. Но сейчас у нас уже появляются сугубо томские вещи, подаренные нам из томских профессорских семей, которые также несут на себе отпечаток истории профессорского семейного быта.

-10

-11

А кто жил-то в этом доме задолго до создания музея?

Эдисон Денисов
Эдисон Денисов

Композитор авангардист

Эдисон Денисов родился в Томске в 1929 году и до 1951 года жил в доме на Черепичной (Кузнецова), 30. Отец будущего композитора был радиофизиком, мать – главврачом туберкулезного диспансера.

По воспоминаниям композитора, отца видел мало – тот был полностью погружен в работу и постоянно ездил в командировки.

Музыкой Эдисон интересовался с детства, научился играть на гитаре и мандолине. В Томске окончил физико-математический факультет Томского университета и музыкальное училище.

В 1951 году поступил в Московскую консерваторию, окончил которую в 1956 году. Советская власть не приняла авангардную музыку композитора, но он стал известен за рубежом.

  • Памятная доска на доме, где жил композитор Эдисон Васильевич Денисов.
  • Надпись: «В этом доме 1929 по 1951 годы жил выдающийся композитор ХХ века Эдисон Васильевич Денисов». 
Памятная доска на доме, где жил композитор Эдисон Васильевич Денисов. Надпись: «В этом доме 1929 по 1951 годы жил выдающийся композитор ХХ века Эдисон Васильевич Денисов».
Памятная доска на доме, где жил композитор Эдисон Васильевич Денисов. Надпись: «В этом доме 1929 по 1951 годы жил выдающийся композитор ХХ века Эдисон Васильевич Денисов».

В годы творческого поиска Эдисон тесно общался с композитором Дмитрием Шостаковичем.

Собственный же стиль Денисова сформировался в 60-е годы – первым культовым произведением стала кантата «Солнце инков», внимание на которую обратили в зарубежной прессе.

-14

В 1979 году в своей стране на съезде Союза композиторов СССР Эдисона Денисова подвергли жесткой критике.

Центральным произведением Эдисона Денисова считается опера «Пена дней по Борису Виану», написанная 1981 году.

В 1994 году Эдисон Денисов попал в автокатастрофу, после проходил лечение во Франции. Умер композитор в парижской клинике спустя два года после аварии, стал почетным гражданином Парижа. В своем творчестве Денисов ориентировался на французскую культуру.

«Все это было так хорошо…»

Эдисон Денисов потом часто вспоминал о Томске, в том числе в беседе с Дмитрием Шульгиным, которая легла в основу книги «Признание Эдисона Денисова. По материалам бесед».

-15

В беседе о детстве композитор вспоминает, как спустя 30 лет встретил «родной свой старый дом… двухэтажный… деревянный»: «…потом вошел во двор, поднялся на второй этаж, в квартиру, правда, не зашел – что-то не позволило вот войти, а просто поднялся по лестнице наверх и подержался за перила (я мальчишкой очень любил скатываться по этим перилам прямо на первый этаж); даже сарай во дворе, где мы все прятались и играли, – все это было так хорошо...»

-16

Реставрировать дом решили 28 июня 2005 года, спустя месяц здание подожгли. Огонь уничтожил большую часть здания, стоимость ремонта увеличилась в шесть раз.

В книге «Деревянная архитектура Томска» за 1987 год дом описывают следующим образом:

— Очень классно жить в доме, — продолжает рассказывать Катерина, его житель. — Во-первых, центр города, во-вторых — деревянный дом: в жару прохладно, зимой тепло. У нас еще в каждой квартире камины есть. Тоже такая романтика. Люди ходят и говорят, что красиво. Заботится государство об этом доме. У нас горел он. После этого его Кресс восстановил. До этого дом был в состоянии пригодным для жизни, но разваливался. Сейчас его сделали хорошо. Мне нравится здесь жить. Да, чувствую историю дома. Отношение бережное у тех, кто здесь живет. Почти все это понимают и просто относятся к дому как к какому-то значимому объекту.

Назад в будущее: профессорская квартира

Сегодня в доме музей с пилотным названием «Профессорская квартира». Житель Новосибирска Илья Атапин купил квартиру в доме на Кузнецова, 30, и задумался о создании экспозиции. Второй автор проекта —томский искусствовед и краевед Екатерина Кирсанова. Основная задумка —воссоздать быт профессорской квартиры начала XX столетия.

Новый музей отличается интерактивностью. Так, гости могут сыграть в карты за ломберным столиком, попить чай из сервиза начала XX века, посидеть на старинной мебели.

Экспозиция представлена тремя комнатами: столовой, кабинетом-спальней, гостиной. В музее можно полистать старинные журналы, посмотреть на принадлежности рабочего стола, увидеть фотоальбомы томичей начала XX столетия, посмотреть календарь со старыми анекдотами и рецептами.

Все предметы в музее относятся к началу XX века. Взяты они из личной коллекции Ильи Атапина, куплены у коллекционеров Томска, Новосибирска и Санкт-Петербурга.