Как и с какими группами стейкхолдеров взаимодействует IR?
Специалист по IR выстраивает иерархию и дифференцированный подход к коммуникации с различными группами общественности. Их объединяют общим понятием стейкхолдеры (от англ. stakeholder — дословный перевод «держатель доли») — это физические или юридические лица, которые прямо или косвенно влияют на деятельность компании или заинтересованы в её результатах.
Стейкхолдеры могут оказывать значительное влияние на стратегические решения компании. Их мнение способно повлиять на репутацию, финансовые результаты и долгосрочные планы.
Группы стейкхолдеров:
· Внутренние – это работники компании, менеджмент, учредители или акционеры.
· Внешние – это клиенты и потребители, поставщики и партнёры, инвесторы и кредиторы, государственные органы, местные сообщества, СМИ и блогеры, и даже конкуренты.
Цели взаимодействия. Инструменты и каналы
Что ожидают от нас инвесторы (акционеры)?
- Информирование о стратегии и результатах.
- Управление ожиданиями.
- Получение обратной связи.
- Обеспечение поддержки на Годовом общем собрании акционеров (ГОСА).
Инструменты для связи с инвесторами - индивидуальные встречи, дни инвестора, дор-шоу, годовые/квартальные отчеты, сайт для инвесторов, ГОСА, социальные сети, профильные приложения для инвесторов.
Что ожидают от нас аналитики?
- Обеспечение точности их моделей и отчетов.
- Объяснение отраслевого контекста. Для специалиста IR важно помнит, то ему нельзя давать инсайдерскую информацию и отдельные рекомендации по их финансовым моделям.
Инструментами по работе с этой категорией стейкхолдеров являются конференции, телеконференции, брифинги, индивидуальные звонки.
Что ожидают от нас регуляторы (Банк России, биржа)?
- Строгое соблюдение правил раскрытия информации.
- Своевременную подачу отчетности.
- Реакцию на запросы.
Инструментами по работе с регуляторами являются официальные сайты раскрытия информации (например, e-disclosure.ru Интерфакс – Сервер раскрытия информации), прямая переписка, отчетные формы.
Что ожидают от нас финансовые СМИ?
- Формирование объективного медийного фона.
- Широкое освещение ключевых событий.
В российском медиаполе широко известны такие финансовые СМИ как РБК, Коммерсант, Forbes, Известия и т.д.
Инструментами по работе со СМИ являются пресс-релизы, интервью топ-менеджмента, пресс-конференции, видеоматериалы, посты в соцсетях, профильные колонки.
Что ожидают от нас кредитные рейтинговые агентства?
- Получение кредитного рейтинга (для выпуска облигаций).
- Объяснение финансовой политики.
Инструменты для коммуникаций с КРА - это презентации, предоставление данных, регулярные встречи с аналитиками.
В реестр КРА Банк России внес четыре кредитных рейтинговых агентства:
· Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (АО «Эксперт РА»);
· Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) (АКРА (АО);
· Общество с ограниченной ответственностью «Национальное Рейтинговое Агентство» (ООО «НРА»);
· Общество с ограниченной ответственностью «Национальные Кредитные Рейтинги» (ООО «НКР»).
В чем разница между проактивной и реактивной коммуникацией в IR?
Проактивная коммуникация
Данная стратегия характеризуется «выходом к аудитории». Компания сама инициирует общение, чтобы донести свои ключевые сообщения. Примеры: проведение собственного «Дня инвестора», организация дор-шоу до публикации слабых результатов, чтобы подготовить рынок, публикация отчетов в установленные даты.
Реактивная коммуникация
Это ответ на внешние запросы. Примеры: ответы на вопросы инвесторов по почте, реакция на запрос биржи, проведение ГОСА (обязательное мероприятие).
В данном случае эффективные IR - специалисты стремятся минимизировать реактивную коммуникацию за счет качественной проактивной, предвосхищая вопросы и обеспокоенность рынка. К примеру, на одной из площадок, где обсуждаются новости рынка к примеру, SMART-LAB, ПУЛЬС, Bazar, появляется пост пользователя о том, что некоторая компания никак не комментирует падение своих акций на 0,5%, а также молчит и не дает рынку о себе никаких новостей. Грамотный специалист по связям с инвесторами, понимая что молчать нельзя, оперативно отвечает, что в ближайшие дни выйдет промежуточная отчетность по производственным результатам. В результате его проактивной коммуникации сигнал от пользователя не уходит в пустоту.
Собираем коллег по деловым коммуникациям в нашем профильном телеграмм-канале "IR Светочи Зарты".
Подписывайтесь на наш канал!
*Примечание: Все подготовленные авторские материалы, опубликованные на дзен-канале "ПУЛЬС ЗОЛОТА", являются учебными и не являются инвестиционными рекомендациями.