В далеком 1237 году Ливонские рыцари обнаружили, что на Копорском погосте перекрещиваются несколько важных торговых путей и решили усилить контроль над этим местом.
Так родилась идея построить здесь крепость.
Первая крепость была деревянной. Уже через 4 года Александр Невский взял ее штурмом и разрушил до основания. При этом земли перешли во власть Новгорода. Спустя полвека здесь была построена новая каменная крепость, а еще через сто лет ее модернизировали до того состояния, которое мы видим сейчас.
Разумеется, с учетом последующих потерь. Место было приграничное, неспокойное. Копорская крепость не раз меняла цвета флагов на башнях, пока в 1617 году не отошла к шведам, как тогда казалось, окончательно. Ее даже хотели разобрать за ненадобностью.
Известный шведский фортификатор Эрик Дальберг, осмотрев Копорье, вынес вердикт сровнять все с землей, поскольку крепость ветхая, а граница уже далеко, нечего защищать. По иронии судьбы, именно его косяк послужил поводом для объявления войны, в результате которой Копорская крепость вернулась в Россию.
Это случилось, когда Эрик Дальберг служил генерал-губернатором Риги. Весной 1697 года в Ригу прибыло Великое Посольство из Москвы. В составе группы были придворные лица. Тур-лидером выступал ближайший соратник Петра Первого Франц Лефорт.
Среди путешественников был видный мужчина по имени Пётр Михайлов, который по паспорту Романов. Сложно представить, что Дальберг, будучи к тому времени опытным дипломатом, не признал в двухметровом участнике Посольства русского царя. Тем не менее, он не принял у себя высоких во всех смыслах гостей. Напротив, когда делегация застряла в Риге из-за погодных условий, Дальберг никак не помог гостям города, позволив алчным купцам обобрать их до нитки.
Более того, когда Петр "Михайлов" разглядывал в подзорную трубу рижскую крепость - с чисто научным интересом, разумеется - ему под ноги прилетел намек в виде пули.
Этого Петр терпеть не стал. Царь прыгнул в лодку и переправился через Двину, наплевав на сильный ледоход. Осадочек, который остался после этого приключения принял форму депеши с предписанием объявить войну богомерзкой Швеции за учиненные обиды.
Конечно, причины войны были намного глубже, и объявлена она была только через 3 года.
Но повод весьма подходящий.
В 1703 году армия Петра Великого с гаубицами и мортирами подступила к Копорью. Шведский гарнизон, находившийся внутри, попытался было отстоять крепость, но после пробоины в одной из стен шведы сдались.
Крепость снова перешла под власть Российской короны. Царь Петр лично осмотрел ее и велел отремонтировать, передав обязательство вместе с землей своему сподвижнику Александру Меньшикову. История умалчивает о том, насколько ответственно к этому поручению отнёсся Меньшиков.
Когда он попал в опалу, крепость вместе с другим Меньшиковским имуществом была конфискована в пользу государства.
Позднее Копорье исключили из оборонных объектов, и крепость стала совсем никому не нужна.
На нее имели виды ушлые бизнесмены, но, к счастью, нашелся во власти человек с подходящей фамилией Энгель хранитель , который запретил трогать исторический памятник.
В 1919 году старой крепости неожиданно пришлось снова повоевать. Здесь произошло сражение между Красной армией и армией Юденича.
Это было последнее яркое событие в истории Копорской крепости.
В 1970-х годах крепостью заинтересовались учёные. Выделили средства на консервацию и исследование. Тем не менее, статус музея Копорская крепость получила только в 2001 году.
После этого регулярно выделялись средства на ее восстановление, и так же регулярно они разворовывались.
И по сей день Копорская крепость находится в аварийном состоянии. Мост и воротные башни, в целом, в неплохом состоянии, но остальные зоны покрыты защитной сеткой. Приближаться к ним запрещено из-за падения камней.
Что будет с крепостью дальше, непонятно.
Я была там в мае 2025 года. Видела реставрацию церкви на территории крепости. Остальное сыпется.
Но будем надеяться, что наступит день, когда можно будет прогуляться по крепостной стене, любуясь суровыми северо-западными пейзажами.
Читать дальше: