Точнее, речь не обо всех сказках. Но абсолютно точно не детские
🙂сказки народные и
🙂сказки Пушкина.
Как же так? А давайте разбираться!
🪆Мы привыкли считать, что народные сказки — это для малышей. Но на самом деле в традиционной культуре сказка никогда не была детским жанром. Ее рассказывали взрослым и детям вместе, и это был способ передать опыт, страхи, мораль, магическое мышление, а вовсе не развлечь ребёнка перед сном.
В первоначальных версиях сказок — жестокость, смерть, вспоротые животы (вспомним «Красную Шапочку»), насилие (прямое или метафорическое). И тогда это было нормальным: ребёнок с малых лет рос в одном мире со взрослыми, а не в специальном детском пространстве.
То, что мы читаем сейчас, — мягкие, переработанные версии, цензурированные в XX веке.
📒 Пушкин не писал детских сказок
Александр Сергеевич Пушкин создавал сказки в народном духе:
«О рыбаке и рыбке»,
«О попе и работнике его Балде»,
«О золотом петушке» — но не для детей. Это были литературные стилизации, часто с иронией, философским подтекстом и аллюзиями на политику, религию, власть. Разберём одну из них в следующем посте этой рубрики.
То, что они стали «детскими» позже — результат переосмысления в культуре. В Советском Союзе их активно иллюстрировали, адаптировали под школьную программу, читали вслух, и они стали частью детства, но не были задуманы как детская литература изначально.
✍️ Но вообще до XX века детская литература была. Одним из первых специально для детей начал писать Жуковский. Точнее, он начал писать для конкретного ребенка: своего воспитанника Сашеньки (будущего Императора Александра II).
Как наставник царских детей Василий Андреевич Жуковский понял, что сказка может быть инструментом педагогического воздействия («Иван Царевич и Серый Волк», например, в этих целях и была написана).
Вообще идея «литературы для детей» — это довольно недавняя история. Если мы ищем по-настоящему
детскую литературу, добро пожаловать в XX век!
Еще больше обзоров и полезных ссылок в телеграм-канале «Сказка внутри»