Найти в Дзене
Свет с Востока

Этническая история Древней Греции. Часть 3

Нашествие дорийцев породило для эолийцев существенную проблему: дорийцы захватили все области, отделяющие Северную Грецию от Центральной, разделив когда-то единый массив эолийских земель на две не связанные друг с другом неравные части. В Центральной Греции осталась Беотия, а в Северной Греции находилась огромная по греческим меркам Фессалия. Беотия стала второй после Аттики «прифронтовой» областью Центральной Греции: она, как и соседняя ей Аттика, граничила с Истмийским (Коринфским) перешейком. В Беотию тоже бежали пелопонесские ахейцы. Предания древних греков умалчивали о борьбе Беотийских эолийцев с дорийцами, и у беотов, видимо, не было крупных схваток с дорийцами. Дорийцы какое-то время контролировали соседнюю Фокиду, которая стала буферной зоной между эолийской Беотией и Доридой – «малой родиной» пелопонесских дорийцев. Понятно, что такое соседство счастья эолийцам Беотии не прибавило. В результате дорийского нашествия Беотию, как и Аттику, настигла экономическая и демографическа
Оглавление

Валерий Подмаско

Эолийцы во время и после нашествия

Нашествие дорийцев породило для эолийцев существенную проблему: дорийцы захватили все области, отделяющие Северную Грецию от Центральной, разделив когда-то единый массив эолийских земель на две не связанные друг с другом неравные части. В Центральной Греции осталась Беотия, а в Северной Греции находилась огромная по греческим меркам Фессалия.

Беотия стала второй после Аттики «прифронтовой» областью Центральной Греции: она, как и соседняя ей Аттика, граничила с Истмийским (Коринфским) перешейком. В Беотию тоже бежали пелопонесские ахейцы. Предания древних греков умалчивали о борьбе Беотийских эолийцев с дорийцами, и у беотов, видимо, не было крупных схваток с дорийцами. Дорийцы какое-то время контролировали соседнюю Фокиду, которая стала буферной зоной между эолийской Беотией и Доридой – «малой родиной» пелопонесских дорийцев. Понятно, что такое соседство счастья эолийцам Беотии не прибавило. В результате дорийского нашествия Беотию, как и Аттику, настигла экономическая и демографическая катастрофа и запустение. Тем не менее Беотия сохранила свою независимость и этническую чистоту и уже в архаический период успешно вышла из кризиса и превратилась в одну из богатейших областей Греции.

Рис. 1. Колоколовидная терракотовая скульптурка женщины начала архаического периода, найденная в Беотии. Вот с чего началось возрождение греческого искусства после дорийского нашествия и «Темных веков». 720-700 годы до н.э. Лувр. Париж. Франция
Рис. 1. Колоколовидная терракотовая скульптурка женщины начала архаического периода, найденная в Беотии. Вот с чего началось возрождение греческого искусства после дорийского нашествия и «Темных веков». 720-700 годы до н.э. Лувр. Париж. Франция

Из двух коренных эолийских областей наиболее успешно пережила дорийское нашествие Фессалия, земли которой почему-то не заинтересовали дорийских лидеров. Возможно, их целью действительно был только Пелопоннес. Главной проблемой, порожденной дорийским нашествием в Фессалии, стала миграция греческого населения из западных областей Северной Греции, лежавших на пути следования дорийцев, а также с юга – из Малиды, Эниании, Этеи, Долопии и других областей, отделявших Фессалию от Беотии. Часть беженцев переправилась на противоположный берег Эгейского моря и близлежащие острова, основав там сеть эолийских колоний. Область эолийской колонизации в Малой Азии и на соседних островах (крупнейший остров – Лесбос) получила названия Эолиды или Эолии. На севере эта область граничила с ионийскими колониями, расположенными на южном берегу Дарданелл и Мраморного моря, на северо-востоке и на востоке – с Мизией, Фригией и Лидией, которые были населены не родственными грекам индоевропейскими народами, на юге – с уже известной нам Азиатской Ионией.

В Беотии, отрезанной дорийцами от Фессалии, уже в архаический период появилась густая сеть процветающих полисов, которые позднее объединились в Беотийский союз. Его ядро составляло 11 городов. Крупнейшими среди них были Фивы, за ними следовал Орхомен – главный конкурент Фив, а также Платеи, Феспии и Лабадея. На протяжении своей истории Союз попадал то под гегемонию Фив, то под гегемонию Орхомена. В период расцвета Союза его бессменным гегемоном стали Фивы, кстати, одна из основных демократий Древней Греции. За поддержку персов в Греко-персидской войне (500-449 годы до н.э.) спартанцы разогнали Союз, и он возродился только после победы беотов над афинянами при Коронее (447 год до н.э.). Именно с этого времени начинает формироваться особая федеративная форма Союза. Беотийский союз был первым в мировой истории федеративным государством, которое в классический период составляло реальную конкуренцию Афинам и Спарте. У беотов было то, чего почти не было у спартанцев и афинян: у них была прекрасная конница. Беотийская конница была второй после фессалийской конницы во всей Греции. Как и везде, в Беотии конница была аристократическим родом войск, и кавалерийские части эолийцев – беотов и фессалийцев – рекрутировались только из представителей эолийской знати, которая только и могла позволить себе иметь боевого коня и оружие и доспехи кавалериста.

Население всех полисов, входящих в состав Беотийского союза, имело единое гражданство, а управляли Союзом органы, представляющие все входящие в него «субъекты федерации» пропорционально их размерам и численности населения. Законодательная власть Союза принадлежала общесоюзному Народному собранию (Экклесии), которое по понятным причинам проводилось нечасто, и Союзному Совету (Буле), состоявшему из 660 советников (булевтов). Исполнительная власть принадлежала особому коллегиальному органу, состоявшему из 11 «беотархов» (гр. «βοιωτάρχος» – «правитель Беотии»), избиравшихся на год.

Рис. 3. Беотия на карте Срединной Греции и Пелопоннеса
Рис. 3. Беотия на карте Срединной Греции и Пелопоннеса

Благостную картину беотийской цивилизованности портят государственное сельскохозяйственное рабство в Орхомене, кстати, одном из крупнейших, богатейших городов Беотии, который возник еще в додорийскую (минойскую) эпоху. Государственные рабы Орхомена, как и спартанские илоты, были потомками догреческого (доэолийского) населения Беотии. Мы ничего не знаем о рабстве такого типа в других полисах Беотии, но высока вероятность, что оно там было. Не исключено, что государственное сельскохозяйственное рабство принесено в Беотию из Фессалии, которая считалась эолийской метрополией и была одним из главным центров государственного порабощения догреческого населения Греции.

Главным религиозным центром Беотийского союза было святилище Афины Итонии, располагавшееся рядом с городом Коронея. Кстати, согласно легенде, Коронею основали эолийцы, почему-то изгнанные из Фессалии. Культ Афины Итонии был важнейшим культом не только в Беотии, но и в Фессалии. В коронейском святилище Афины Итонии проводился общий для всего Беотийского союза праздник – Памбеотии. Были и другие общебеотийские святилища, такие как святилище и оракул Аполлона Птойоса у горы Птойос, святилище Посейдона в Онхесте, святилище и оракул (один из самых необычных и жутких в Древней Греции) Зевса Трофония в Лебадее и святилище Эрота в Феспии, но они, в отличие от культа Афины Итонии, не были общеэолийскими культами, хотя святилище и оракул Зевса Трофония приобрели общегреческую известность в эллинистический период – после упадка Дельф.

Рис. 4. Беотийский шлем – самый необычный древнегреческий шлем. Конец IV века до н.э. Музей Эшмола. Оксфорд. Великобритания. Не удивляйтесь: древние греки очень многим отличались друг от друга, в том числе и воинскими доспехами. Кстати, судя по античным изображениям, беотийские шлемы были очень популярны в Фессалии и в Македонии во время правления Александра Великого
Рис. 4. Беотийский шлем – самый необычный древнегреческий шлем. Конец IV века до н.э. Музей Эшмола. Оксфорд. Великобритания. Не удивляйтесь: древние греки очень многим отличались друг от друга, в том числе и воинскими доспехами. Кстати, судя по античным изображениям, беотийские шлемы были очень популярны в Фессалии и в Македонии во время правления Александра Великого

Что касается Фессалии, то эта область Греции с ее плодородными долинами и горными лугами всегда была одним из самых продуктивных центров земледелия в Древней Греции. Что особенно интересно, Фессалия была общегреческим центром коневодства. Говорят, что именно в Фессалии родился миф о кентаврах. Не удивительно, что на протяжении многих столетий фессалийская конница было лучшей во всей Греции. После завоевания Греции македонцами фессалийская конница наряду с македонской конницей составляла ядро армии Александра Македонского.

Ионийцы создали в Фессалии такие полисы, как Фарсал, Ларисса, Краннон, Гал (Галос), Феры и т.д. Однако, несмотря на это, Фессалия никогда не была «страной полисов». Фессалийские города – это не классические полисы Центральной Греции, это родовые замки древней эолийской аристократии, окруженные торгово-ремесленными посадами, которые могли быть довольно большими. Они принадлежали могущественным эолийским родам: город Ларисса принадлежал Алевадам, город Кранноне – Скопадам. Из своих замков эолийская аристократия контролировала всю Фессалию, а при необходимости использовала знаменитую фессалийскую конницу, рекрутируемую из отпрысков эолийских аристократических родов. Свободные жители фессалийских городов политическими правами не обладали и на власть эолийской знати никакого официального влияния не оказывали.

Рис. 5. Геракл сражается с кентавром Евритионом. Изображение на античной греческой вазе
Рис. 5. Геракл сражается с кентавром Евритионом. Изображение на античной греческой вазе

Уникальность эолийской Фессалии в том, что экономическое могущество ее аристократии основывалась на государственном рабовладении, подобном тому, которое существовало в аграрных дорийских полисах. Государственных сельскохозяйственных рабов в Фессалии называли «пенестами», и не исключено, что институт пенестии был старше спартанской илотии, т.к. фессалийские пенесты были потомками еще догреческого населения Северной Греции – пеласгов и других племен и народов, населявших Фессалию до прихода эолийцев. Возможно, что фессалийская пенестия возникла задолго до дорийского нашествия и была старше спартанской илотии, аргосской гимнетии и критской кларотии. Хотя и спартанская илотия, и аргосская гимнетия, и критская кларотия имели общие даже не микенские (ахейские), а минойские корни. Ещё одной категорией неполноправного населения были так называемые «фессалойкеты» (гр. «θεσσαλοίκητες» – от «Θεσσαλία», т.е. «Фессалия», «οἰκέτης» – «ойкет», что буквально означает «домочадец, слуга, обитатель фессалийского дома» или «дворовый», «дворня»). Фессалойкеты тоже были порабощенными потомками догреческого населения Фессалии – пеласгами. Мы точно не знаем, каков был их юридический статус, но, судя по всему, они тоже были сельскохозяйственными рабами, но не государственными, как пенесты, а частными. Были в Фессалии и свои периэки – свободные неграждане из числа тех же самых потомков пеласгов, которым запрещалось владеть землей и обрабатывать ее.

Рис. 6. Фессалия на рубеже архаического и классического периодов (V век до н.э.). Темно-серым овалом выделена область (тетрада) Пеласгиотида («страна» или «область пеласгов»). Бордовым кругом выделена гора Олимп – заоблачная резиденция великих греческих богов и богинь
Рис. 6. Фессалия на рубеже архаического и классического периодов (V век до н.э.). Темно-серым овалом выделена область (тетрада) Пеласгиотида («страна» или «область пеласгов»). Бордовым кругом выделена гора Олимп – заоблачная резиденция великих греческих богов и богинь
Рис. 7. Крупнейшие города Фессалии классического периода (V-IV века до н.э.)
Рис. 7. Крупнейшие города Фессалии классического периода (V-IV века до н.э.)

Фессалийская аристократия – это потомки эолийских вождей, завоевавших когда-то Фессалию и покоривших местное догреческое население страны, превратив его в пенестов. Господство аристократии подразумевало сохранение родоплеменной организации эолийцев. Фессалия была разделена на четыре исторические области (тетрады): Фессалиотиду, Пеласгиотиду (!), Гистиеотиду и Фтиотиду. Это разделение было территориальной проекцией родоплеменной организации эолийцев Фессалии, которая лишь позднее приобрела административные черты. Кстати, Пеласгиотида, т.е. «страна» или «область пеласгов», занимала обширную и самую плодородную часть Фессалийской равнины к востоку от реки Энипей. Это был главный земледельческий регион – «житница» Фессалии. Здесь находились самые богатые и самые крупные города Фессалии – Ларисса (5-й по величине город Греции), Краннон и Фары. Там у власти находились самые могущественные аристократические роды – Алевадов, Скопадов и т.д. И именно в Пеласгиотиде было наибольшее количество пенестов – потомков пеласгов, на эксплуатации которых и зиждилось могущество местной знати. Как видите, пенестия совершенно точно была связана с пеласгами.

Рис. 8. Серебряная монета – драхма – фессалийского полиса Ларисса. На аверсе монеты изображена голова нимфы Лариссы, внучки Посейдона, на реверсе – пасущийся конь – символ полиса. Легенда на реверсе: «ΛΑΡΙΣΑΙΩΝ» («Лариссион»), что в переводе означает «монета (города) Лариссы»
Рис. 8. Серебряная монета – драхма – фессалийского полиса Ларисса. На аверсе монеты изображена голова нимфы Лариссы, внучки Посейдона, на реверсе – пасущийся конь – символ полиса. Легенда на реверсе: «ΛΑΡΙΣΑΙΩΝ» («Лариссион»), что в переводе означает «монета (города) Лариссы»

Области (тетрады) Фессалии, каждая из которых состояла из племен и городов, образовали Фессалийский союз. Верховная власть в Союзе принадлежала общему собранию представителей тетрад и выборному должностному лицу – Тагу (гр. Τᾱγός, Τάγης – «предводитель, вождь»). Это был не царь, а верховный военачальник, избираемый чаще всего из числа представителей самых могущественных аристократических родов на время войны или кризиса. В мирное время реальная власть оставалась в руках аристократии отдельных областей. В итоге, из-за внутренней борьбы аристократических группировок Лига была очень слабым политическим образованием. Вообще, она была скорее архаическим племенным союзом эолийцев, адаптированным к условиям завоеванной территории, чем союзом греческих полисов классического образца. Конечно, позднее крупнейшие полисы Фессалии – полисы-гегемоны, возглавляемые местной знатью, начали подменять собой тетрады и в управлении Лигой, и в управлении своими тетрадами.

В Фессалии, этом исконном эолийском регионе, существовал общефессалийский религиозный центр – святилище Афины Итонии близ города Феры. Напомню: культ Афины Ионии был еще и официальным культом Беотийского союза. В силу того, что Фессалия считалась родиной всех эолийцев, святилище Афины Итонии у Феры (Фессалиотида) неформально имело и общеэолийский характер. Святилищем управляла Фессалийская амфиктиония (священный союз), в которую входили только тетрады Фессалии.

Рис. 9. Гора Олимп. Греция
Рис. 9. Гора Олимп. Греция

Другими «системообразующими» культами Фессалии был культ Зевса Фессалийского и Посейдона Гиппия (Укротитель коней). Культ Зевса Фессалийского не имел единого культового центра, но был тесно связан с горой Олимп. Тем не менее, Зевс Фессалийский был богом-покровителем всего региона, и его святилища, вероятно, были разбросаны по всей Фессалии. Помимо культа Зевса Фессалийского, местная аристократия поддерживала общегреческий культ Зевса Додонского, который находился в соседнем (западным) Эпире, близком Фессалии по своему политическому устройству. Посейдон Гиппий был богом-укротителем коней, и его культ занимал ключевое положение в пантеоне фессалийской знати, чье богатство и могущество основывались на коневодстве и знаменитой фессалийской коннице. Одним словом, это был культ, по преимуществу, фессалийской знати. Согласно античным источникам, святилище Посейдона Гиппия находилось в какой-то «Петре» (гр. «Πέτρα», т.е. «Скала»). Кроме всего прочего, Фессалия сохраняла тесные связи с Дельфами и имела значительное влияние в Дельфийской амфиктионии, часто выступая как могущественная фракция в её Совете.

Рис. 10. Греческая колонизация западного побережья Малой Азии. На севере – Эолида (бордовый цвет), в центре – Иония (зеленый цвет) и на юге – Дорида (синий цвет)
Рис. 10. Греческая колонизация западного побережья Малой Азии. На севере – Эолида (бордовый цвет), в центре – Иония (зеленый цвет) и на юге – Дорида (синий цвет)
Рис. 11. Греческие колонии на эгейском берегу Малой Азии. Эолийские колонии обозначены желтыми точками, ионийские – синими и дорийские красными
Рис. 11. Греческие колонии на эгейском берегу Малой Азии. Эолийские колонии обозначены желтыми точками, ионийские – синими и дорийские красными

На северо-западе Малой Азии эолийские беженцы создали 12 своих колоний. Позднее эолийский город Смирна был захвачен ионийцами, но эолийский характер полисов сохранялся в течение не только архаического периода, но и намного позднее – вплоть до установления римского господства в Греции и Малой Азии. Помимо двенадцатиградия (позднее одиннадцатиградия), в континентальной Эолиде (Эолии) беженцы-эолийцы основали еще и «островные города» – пять на Лесбосе и один на Тенедосе.

Эолийцы Малой Азии создали свой религиозный центр – святилище Аполлона в Гринейоне, расположенное на малоазийском побережье к югу от эолийского города Кимы и к северу от Ионии. Здесь проходили и собрания представителей 12-ти эолийских городов. Святилище Аполлона в Гринейоне выполняло в Азиатской Эолиде те же функции, которые выполняло аналогичное общеионийское святилище Посейдона на мысе Микале.

В итоге мы можем сказать, что эолийцы, как и ионийцы, сохранили свою независимость, свою этническую идентичность, свой язык и культуру. Однако Эолида рано попала под власть соседней Лидии, а затем Персии и не сыграла заметной роли в событиях классического периода, в отличие от Афин или Спарты.

Аркадийцы – ахейцы Пелопоннеса

После дорийского нашествия ахейское население сохранилось в Ахейе и в Аркадии. Аркадия – это область Пелопоннеса, расположенная в центре полуострова. Ахейцев Аркадии спасли от дорийцев горы и почти полное отсутствие плодородных долин, благоприятных для растениеводства. Аркадия труднодоступна, потому что отгорожена горными хребтами от остального Пелопоннеса и является единственной областью полуострова, которая не имеет выхода к морю. Отсюда архаическая самобытность, консерватизм и примитивная натуральная экономика.

Аркадийский этнос состоял из многих племен, крупнейшими из них были паррасийцы, меналийцы, эвтресийцы и кинурийцы. Страбон считал аркадские племена самыми древними среди греков. Если ахейцы Ахейи, расположенной в северной части Пелопоннеса, утратили язык своих предков-ахейцев и перешли на дорийский, то аркадийцы, в основном, сохранили его. Однако современные ученые называют язык аркадийцев «аркадо-кипрским», а не «ахейским» диалектом древнегреческого языка. При этом дорийский диалект жителей Ахейи часто называют «ахейским», хотя даже в архаический период ахейского в нем «кот наплакал». Что удивительно, несмотря на явную связь аркадийцев с древними ахейцами, в современной науке они никогда не упоминаются в одном ряду с основными этносами Древней Греции – ионийцами, эолийцами и дорийцами.

Рис. 12. Пан – бог пастушества и скотоводства, культ которого имеет аркадийское происхождение. Пан был одним из самых любимых богов жителей Аркадии. Римская копия II века греческой скульптуры Гелиодора Родосского, созданной около 100 года до н.э. Лувр. Париж
Рис. 12. Пан – бог пастушества и скотоводства, культ которого имеет аркадийское происхождение. Пан был одним из самых любимых богов жителей Аркадии. Римская копия II века греческой скульптуры Гелиодора Родосского, созданной около 100 года до н.э. Лувр. Париж

Возможно, современная наука воспроизводит то пренебрежительное отношение к аркадийцам, которое господствовало в Древней Греции архаического и классического периодов. Действительно, древние греки никогда не упоминали аркадийцев в одном ряду с ионийцами, эолийцами или дорийцами. Почему? Свою роль в этом, несомненно, сыграла слаборазвитость и бедность Аркадии, населенной пастухами – «деревенщиной», которая не оказала ощутимого влияния на ход греческой истории. В эллинистический и римский период даже сложился литературный образ Аркадии как идеализированной «страны пастухов» – мира безмятежной идиллии и бесстрастия. Хотя эта романтизированная картина всегда сильно расходилась с суровой реальностью жизни в Аркадии.

Аркадийцы действительно занимались, в основном, разведением овец, коз и кое-где свиней, поскольку ничего другого им просто не оставалось. Лишь в очень немногих горных долинах выращивали ячмень, бобовые и виноград. В Аркадии до начала классического периода практически не было городов в общегреческом понимании. Подавляющее большинство населения жило в небольших деревнях, некоторые из которых стояли среди пеласгийских или микенских (ахейских) развалин. В силу отсутствия выхода к морю, в Аркадии не была развита торговля. Поэтому не было развито товарное ремесленное производство (возможно, за исключением обработки шерсти). Понятно, что там тем более не процветало искусство (за исключением музыки), философия и наука. При этом в силу хронической бедности и избытка свободного мужского населения, знакомого с военным делом, Аркадия лидировала среди областей Греции, поставлявших воинов-наемников. И наемники-аркадийцы были одними из самых востребованных наемников в Древней Греции и за ее рубежами. Аркадийцы служили в армиях Спарты, Афин, Персии и других государств. Это был важный источник дохода для региона. Таким образом, аркадийцы занимали в Древней Греции то место, которое в средневековой центральной Европе занимали швейцарцы.

Рис. 13. Аркадия на карте Пелопоннеса и Срединной Греции
Рис. 13. Аркадия на карте Пелопоннеса и Срединной Греции

Население Аркадии долгое время сохраняло родоплеменную организацию и управлялось родовой аристократией. Аркадийцы бережно сохраняли свою ахейскую идентичность и на протяжении многих веков сопротивлялись нескончаемым попыткам Спарты поглотить Аркадию. Ослабление Спарты после Пелопоннесской войны позволило аркадийцам преодолеть раздробленность и объединиться с целью создания своего федеративного государства – Аркадкого союза или лиги (IV век до н.э.). В противовес Спарте аркадийцы даже построили в центре Аркадии в 370-х годах до н.э. город Мегалополь («Великий город»), ставший столицей Союза.

Аркадия считалась в Древней Греции родиной бога Пана – покровителя пастухов, дикой природы и плодородия. Он был одним из самых любимых богов аркадийцев, которые на каждом пастбище оставляли ему небольшое угощение: поливали камень оливковым маслом или вином, оставляли кусочек сыра или лепёшку. Между тем, область обладала собственными уникальными и очень архаичными святилищами Зевса, Посейдона, Аполлона и Афины, часть из которых возникла еще в домикенскую эпоху. В силу своей общепризнанной древности, некоторые религиозные центры Аркадии имели общепелопоннесскую и даже общегреческую известность. С образованием Аркадского союза некоторые из этих центров приобрели дополнительное политическое значение, став символами единства аркадских полисов.

Рис. 14. Руины святилища Зевса Ликейского на горе Ликеон
Рис. 14. Руины святилища Зевса Ликейского на горе Ликеон

Важнейшим общеаркадским культовым центром было святилище и оракул Зевса Ликейского. Святилище располагалось на горе Ликеон – главной вершине Аркадии. Это был чрезвычайно архаичный культ, который даже предусматривал человеческие жертвоприношения. Святилище было настолько древним и авторитетным, что его почитали вообще все пелопоннесцы, включая дорийцев. Спарта и другие дорийские полисы признавали его высокий сакральный статус и регулярно отправляли туда дары и обращались к его оракулу. Таким образом, Святилище фактически функционировало как общепелопоннесский религиозный центр. Зевсу Ликейскому посвящались Ликейские игры – одни из старейших в Греции. С созданием Аркадского союза авторитет Святилища еще более упрочился.

Одним из главных святилищ Аркадии было святилище Посейдона Гиппия (Коневода) в Фенее. В Аркадии, которая, как и Фессалия, славилась своим коневодством, этот культ, по преимуществу, был культом местной родовой аристократии, в жизни которой коневодство занимало особое место, а конница была важнейшей составляющей ее военной мощи. Насколько культ Посейдона Гиппия в Аркадии был связан с тем же культом в Фессалии, мне не известно, но считается, что в Фессалии он получил наибольшее распространение в силу местных социально-экономических причин, а не в силу чего-нибудь еще.

Рис. 15. Святилище Деспины в Ликосуре в ее современном состоянии
Рис. 15. Святилище Деспины в Ликосуре в ее современном состоянии

Очень примечательно святилище Деспины в Ликосуре – городе, который древние греки считали древнейшим городом в мире. Согласно преданиям, он был основан Ликаоном, сыном Пеласга (!). Деспина (гр. Δέσποινα – «владычица») – местная хтоническая богиня, дочерь Деметры и Посейдона Гиппия. Это был мистериальный культ, связанный с плодородием и землей, аналогичный, но более древний и локальный, чем Элевсинские мистерии. Большой популярностью пользовались храм Афины Алеи и убежище в Тегее – одном из сильнейших полисов поздней Аркадии, а также храм Аполлона Эпикурейского в Бассах, который слыл самым совершенным в архитектурном отношении святилищем Аркадии. После основания Мегалополя в нем был построен огромный храм Зевса Сотера (Спасителя), который служил не только храмом, но и резиденцией Верховного федерального совета Аркадского союза – Совета десяти тысяч (гр. Μύριοι).

Ахейцы Памфилии

Нужно признать, что Аркадия и Кипр с их аркадо-кипрским диалектом были не единственными территориями, в которых сохранялся язык древних микенцев. Например, современной науке известно о существовании в XII–XI вв. до н.э. на юге Малой Азии – в Памфилии – так называемого «памфилийского» диалекта, который в своей основе был близок к аркадо-кипрскому диалекту. Эта область Малой Азии граничила на западе с Ликией, на вос­токе – с Киликией, на севере – с Писидией. Автохтонное население Памфилии по своему языку принадлежало к хетто-лувийской ветви индоевропейской языковой семьи.

Рис. 16. Памфилия на карте Малой Азии
Рис. 16. Памфилия на карте Малой Азии

Носители ахейского языка появились в Памфилии еще в микенский период, видимо, не раньше XIII века до н.э. Уже тогда на язык местных микенцев оказывали свое влияние языки соседнего индоевропейского населения Малой Азии, и уже тогда памфилийский диалект начал приобретать черты местных анатолийских языков. Затем в ходе дорийского завоевания в Памфилию, видимо, попали пелопонесские ахейцы и, возможно, ионийцы Аттики и эолийцы Беотии. В эпоху Великой греческой колонизации (VIII-VII в. до н.э.) там начали селиться переселенцы из разных регионов Греции и даже греческой Малой Азии. Например, известно, что в Памфилии в это время поселились дорийцы из Аргоса и с Родоса, а также эолийцы. Причем, похоже, что в потоке переселенцев преобладали именно дорийцы, что нашло свое отчетливое отражение в названии области («Памфилы» – это название одного из трех дорийских племен) и в поздней версии памфилийского диалекта. В итоге, уже к концу IX века до н.э. диалект был размыт, и от него остались лишь разрозненные говора.

История развития и гибели памфилийского диалекта ахейского языка отражает историю развития и гибели ахейских диалектов, сохранявшихся в других областях Средиземноморья какое-то время после дорийского нашествия. Все эти диалекты исчезли, причем исчезли раньше, чем памфилийский диалект.

Все фотографии из общедоступных источников

Продолжение следует