19.07.2025 Шестой день похода:
Радиальный выход: Лагерь 4 - вершина Юдычвумчорр (1200,6м) 18,34 км
Накануне, при обсуждении восхождения, многократно говорилось о погоде, важно, чтобы не было низкой облачности и тумана, иначе выход мог не состояться. И именно вечером вдоль хребта стали гулять подозрительные серые тучки.
Однако утро встретило нас прекрасной погодой - лёгкая облачность и почти безветренно.
Единственное, у меня стало противно саднить горло, и я, не откладывая это событие в дальний ящик, вместо чая заварил себе шипучку.
Группа, не теряя времени даром, после быстрого завтрака вышла на маршрут.
Сначала тропа привела нас к широкому ручью Ферсмана (не знаю - почему это ручей, на вид - полноценная стремительная река). Чуть не дойдя до него, мы свернули направо, и стали углубляться в густой хвойный лес.
По лесу без экспедиционных рюкзаков шлось очень хорошо, хотя тропу порой пересекали и крупные корни, и хвойные лапы, и огромные валуны.
Через пару километров, хвоя уступила место кустам березы, вскоре они стали становиться все ниже, и мы свернули вправо в небольшой прогал между ними, - начался подъем по склону.
Вершину горы было не видно, её скрывал склон хребта. Курум тут был не сильно подвижный, поэтому больших трудностей подъем не доставлял.
Потом склон почти лёг, превратившись в еле наклонное плато, поросшее ягелем, на западе просматривалось через дымку озеро Имандра.
Снова начался курум, и склон рванулся вверх. Набрав высоту 860 м, мы оказались на гребне хребта, теперь предстояло пройти по нему около 4х километров с пологим набором. Ветер тут играл в свою привычную игру - то обрушиваясь шквалами, то исчезая совсем.
На коротких остановках я не знал куда смотреть, ибо с этой высоты уже весь горный массив красовался перед нами.
Вскоре мы вышли почти на плоскую поверхность, покрытую мелкими камнями, наклон прослеживался едва-едва, и за ориентир мы взяли большой снежник, лежащий в пару сотнях метров, пошли на него. Иногда нога проваливалась на глубину стопы в этот каменный песок, разбавленный, видимо, растаявшим снегом.
В этот момент у меня как будто выросли крылья, я вырвался вперёд, добрался до снежника, пересёк его и остановился, ожидая группу. Я смотрел вокруг, ища точку вершины... Когда Иван поравнялся со мной, я заметил валун метрах в трёх ста. Спросил у инструктора, и он подтвердил мне, что я правильно определил направление нашего дольнейшего движения, и я пошел к ней!
За валуном был заветный столбик, укреплённый в каменной пирамиде, вершина Кольского - Юдычвумчорр! Первая моя гора, на самый верх которой я взошёл!
Какое же это бесподобное чувство положить ладонь на торец столбика, отмечающего эту точку, передать такое словами совершенно не возможно, единственное - теперь хочется, чтобы этих столбиков в жизни было достигнуто как можно больше, и они находились с каждым разом всё выше!
На валуне, охраняющего вершину, нашелся металлический ящик для записок, где кроме всего лежали несколько шоколадок и пара сигарет. Шоколадки мы не стали трогать, а вот сигареты Иван обменял на три своих, и разделил со мной, здорово, что путники оставляют друг другу такие мелочи, есть возможность поделиться с человеком чем-то своим, не встретившись, но зная, что он такой же авантюрист, как ты.
Кроме нашей группы на вершине никого не было, мы перекусили и стали выдвигаться в обратный путь, когда появилась одинокая фигура. К нам подошёл мужчина, он совершал одиночный поход. Поздоровались, поздравили друг друга с горой, он рассказал, что накануне в лесу увидел двух медвежат... Надо ли говорить, что одинокий турист был далеко не рад такой встрече и стремительно сделал оттуда ноги. Ещё немного поговорив, взаимно пожелали хорошего пути и разошлись.
На обратном пути, чуть отойдя от вершины, подошли к краю хребта, и вот тут я совершенно осознал, почему Иван бы не повел нас сюда в облачность или туман.
Край скалы буквально сливался с каменной долиной внизу, в плохую видимость уловить это границу будет очень затруднительно. Даже сейчас, при написании этого текста, я просматриваю фотографии, и бегут мурашки, как легко можно улететь со склона вниз, сбившись с тропы в плохую видимость.
Но нам погода благоволила, спуск прошел без приключений, мишки в лесу нас вниманием обделили, и мы без приключений вернулись в лагерь.
На небе к тому времени снова стали медленно ползать тучи, они явно были больше вчерашних, подул холодный ветер, и все указывало, что нам сильно повезло, следующий день мог быть не подходящим для восхождения.
После ужина Игорь ушел мыть котелок и еле слышно позвал нас на берег реки, так тихо он пытался до нас докричаться, что мы немного даже затупили, однако после оцепенения бросились к нему. Когда до него оставалось пара метров, Игорь замахал нам руками и приложил палец к губам, оказывается на противоположном берегу красовался большой лось!
Пару минут мы смотрели друг на друга с этим великолепным созданием, но вдруг он дёрнул головой и грациозно умчался в лес, подняв тучу брызг.
Мы вернулись к костру, Иван спел несколько песен, настроение у группы было просто замечательное, а я продолжал пить шипучку от простуды, горло болело...
Продолжение следует