Вновь приходится возвращаться к расширенному формату дневника, который охватывает период с 13 по 28 октября 2025 года.
И связано это с двумя знаковыми событиями. У опытных самолётов теперь появилась новая точка притяжения - Горно-Алтайск. Почти 2 недели там провёл Ил-114-300 (борт 54115). Вся алтайская командировка включена в этот выпуск дневника. На Алтай также наведался борт 54116, но всего на 3 дня. На днях туда же заглянул опытный Ту-214.
И возможно главное событие года. Во вторник взлетел импортозамещённый МС-21-310 (борт 73057). Этот полёт также попал в наш текущий дневник. Откладывать его на 2 недели до следующего выпуска было бы неправильно.
Ил-114-300 - 28 полётов, 145 часов
Борт 54115 (второй опытный) - 15 полётов
- 14 октября, вторник. 185-й полёт. Третьяково (Луховицы). Длительность - около 3 часов. Технические подробности полёта отсутствуют.
- 15 октября, среда. 186-й полёт. Перелёт из Луховиц в Горно-Алтайск. В воздухе 6 часов 25 минут. Максимальная высота - 7000 метров, максимальная скорость - 510 км/ч. Началась сверхактивная "алтайская командировка" Ил-114, которая продлится до 27 октября.
- 16 октября, четверг. 187-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 7 часов 54 минуты. Максимальная высота - 7300 метров, максимальная скорость - 560 км/ч. Летал на север Красноярского края ориентировочно в район Норильска. Дальше Подкаменной Тунгуски полёт не отслеживался.
- 17 октября, пятница. 188-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 6 часов 34 минуты. Максимальная высота - 7300 метров, максимальная скорость - 590 км/ч. Летал на восток до Иркутской области и обратно.
- 18 октября, суббота. 189-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 8 часов 15 минут. Максимальная высота - 7000 метров, максимальная скорость - 580 км/ч. Первый международный полёт Ил-114-300. Летал на запад в центральную часть Казахстана по маршруту Семипалатинск-Джезказган и обратно.
- 19 октября, воскресенье. 190-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 6 часов 31 минута. Максимальная высота - 7300 метров, максимальная скорость - 560 км/ч. Второй международный полёт. Летал в южную часть Казахстана по маршруту Усть-Каменогорск-Алма-Ата-Балхаш-Семипалатинск.
- 20 октября, понедельник. 191-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 9 часов 2 минуты (рекорд для борта, продержавшийся всего 5 дней). Максимальная высота - 7000 метров, максимальная скорость - 560 км/ч. Летал на север по сложному маршруту. Во время полёта посетил следующие сибирские города - Новосибирск (заход на посадку с уходом на второй круг), Томск, Кемерово, Енисейск, Богучаны, Красноярск, Новокузнецк.
- 21 октября, вторник. 192-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 6 часов 48 минут. Максимальная высота - 7300 метров, максимальная скорость - 580 км/ч. Летал на восток по маршруту Иркутск-Улан-Удэ и обратно.
- 22 октября, среда. 193-й полёт. Перелёт из Горно-Алтайска на Байконур (Крайний). В воздухе примерно 4,5 часа. Максимальная высота - 6700 метров, максимальная скорость - 500 км/ч. Третий международный полёт. Летал на запад в Казахстан по маршруту Семипалатинск-Караганда-Джезказган-Байконур. Техническая остановка на Байконуре ориентировочно 1,5 часа.
- 22 октября, среда. 194-й полёт. Перелёт с Байконура в Горно-Алтайск. В воздухе примерно 4,5 часа. Максимальная высота - 7000 метров, максимальная скорость - 520 км/ч. Четвёртый международный полёт. Маршрут Байконур-Джезказган-Караганда-Семипалатинск.
- 23 октября, четверг. 195-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 6 часов 34 минуты. Максимальная высота - 7600 метров, максимальная скорость - 570 км/ч. Летал на север по маршруту Барнаул-Новосибирск (3 попытки захода на посадку с уходом на второй круг)-Кемерово-Новокузнецк. При заходе на посадку в Горно-Алтайске дважды уходил на второй круг.
- 24 октября, пятница. 196-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 4 часа 5 минут. Максимальная высота - 1600 метров, максимальная скорость - 470 км/ч. Работал на малых высотах в районе аэродрома.
- 25 октября, суббота. 197-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 10 часов 6 минут (обновление рекорда). Максимальная высота - 7600 метров, максимальная скорость - 520 км/ч. Пятый международный полёт Ил-114-300. Летал на запад в центральную часть Казахстана по маршруту Семипалатинск-Джезказган и обратно. На заключительном этапе полёта сделал дополнительный крюк через Новокузнецк и Барнаул.
- 26 октября, воскресенье. 198-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 8 часов 17 минут. Максимальная высота - 7600 метров, максимальная скорость - 580 км/ч. Летал на север Красноярского края скорее всего до Норильска по маршруту Горно-Алтайск-Новокузнецк-Кемерово и далее на север. Дальше Подкаменной Тунгуски полёт в течение 3 часов 15 минут не отслеживался.
- 27 октября, понедельник. 199-й полёт. Перелёт из Горно-Алтайска в Луховицы. В воздухе 10 часов 20 минут (новый рекорд). Максимальная высота - 7300 метров, максимальная скорость - 480 км/ч. Полёт проходил по сложному маршруту Горно-Алтайск-Новокузнецк-Кемерово-Томск-Тюмень-Екатеринбург-Уфа-Набережные Челны-Самара-Луховицы. Установлен абсолютный рекорд длительности полёта для Ил-114-300. С 14 по 27 октября борт летал ежедневно без выходных.
Общий налёт борта 54115 достиг 700 часов, из них 532 в этом году.
Борт 54116 (третий опытный) - 13 полётов
- 16 октября, четверг. 64-й полёт. Луховицы. Длительность - примерно 1,5 часа. Максимальная высота - 7100 метров, максимальная скорость - 420 км/ч. После полутора месяца доработок борт вернулся к активным полётам. С 16 по 29 октября летает ежедневно без выходных.
- 17 октября, пятница. 65-й полёт. Луховицы. Длительность - примерно 1,5 часа. Максимальная высота - 6900 метров, максимальная скорость - 440 км/ч.
- 18 октября, суббота. 66-й полёт. Луховицы. Длительность - примерно 1,5 часа. Максимальная высота - 7000 метров, максимальная скорость - 450 км/ч.
- 19 октября, воскресенье. 67-й полёт. Луховицы. Длительность - примерно 1,5 часа. Максимальная высота - 7000 метров, максимальная скорость - 430 км/ч.
- 20 октября, понедельник. 68-й полёт. Перелёт из Луховиц в Горно-Алтайск. В воздухе 6 часов 10 минут. Максимальная высота - 7600 метров, максимальная скорость - 550 км/ч. Летел по оптимальному маршруту через Казань и Омск.
- 21 октября, вторник. 69-й полёт. Горно-Алтайск. В воздухе 1 час 53 минуты. Максимальная высота - 4200 метров, максимальная скорость - 440 км/ч. Проверял работу радионавигационного оборудования в гористой местности.
- 22 октября, среда. 70-й полёт. Перелёт из Горно-Алтайска в Луховицы. В воздухе 6 часов 32 минут. Максимальная высота - 7300 метров, максимальная скорость - 580 км/ч. Вернулся домой тем же маршрутом через Омск и Казань.
- 23 октября, четверг. 71-й полёт. Луховицы. Длительность - примерно 1,5 часа. Максимальная высота - 4200 метров, максимальная скорость - 430 км/ч.
- 24 октября, пятница. 72-й полёт. Луховицы. В воздухе 4 часа 6 минут. Максимальная высота - 4100 метров, максимальная скорость - 410 км/ч.
- 25 октября, суббота. 73-й полёт. Луховицы. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 4100 метров, максимальная скорость - 440 км/ч.
- 26 октября, воскресенье. 74-й полёт. Луховицы. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 4200 метров, максимальная скорость - 450 км/ч.
- 27 октября, понедельник. 75-й полёт. Луховицы. В воздухе 4 часа 6 минут. Максимальная высота - 5000 метров, максимальная скорость - 550 км/ч.
- 28 октября, вторник. 76-й полёт. Луховицы. В воздухе 4 часа. Максимальная высота - 7200 метров, максимальная скорость - 470 км/ч.
Общий налёт борта 54116 составил на сегодня 320 часов.
Суперджет - 8 полётов, 26 часов
Борт 97012 "В. Субботин" (второй опытный, импортные системы, двигатели ПД-8) - 2 полёта
- 22 октября, среда. 45-й полёт. Жуковский. Длительность - примерно 3 часа. Данные полёта отсутствуют.
- 24 октября, пятница. 46-й полёт. Жуковский. Длительность - примерно 3 часа. Данные полёта отсутствуют.
Борт 97021 "А. Яблонцев" (первый опытный, российские системы, двигатели SaM-146) - 4 полёта
- Борт выполнял полёты 17 и 23 октября. Достоверные технические данные этих полётов отсутствуют.
- 27 октября, понедельник. 85-й полёт. Жуковский. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 7600 метров, максимальная скорость - 810 км/ч (неполные данные).
- 28 октября, вторник. 86-й полёт. Жуковский. В воздухе 4 часа 20 минут. Максимальная высота - 10800 метров, максимальная скорость - 780 км/ч. Летал на север по маршруту Жуковский-Углич-Ярославль-Сыктывкар-Киров-Нижний Новгород-Жуковский. В зоне Сыктывкара работал на малых высотах около полутора часов.
Борт 97023 "Ю. Ивашечкин" (третий опытный, российские системы, двигатели ПД-8) - 2 полёта
- 20 октября, понедельник. 15-й полёт. Жуковский. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 9700 м, максимальная скорость - 800 км/ч (неполные данные).
- 24 октября, пятница. 16-й полёт. Жуковский. В воздухе около 3 часов. Технические данные отсутствуют.
- На этой неделе борт участвует в наземных испытаниях двигателей ПД-8 в режиме реверса. Самолёт выполняет пробежки по ВПП с дальнейшим торможением с помощью реверсивного устройства ПД-8.
Ту-214 - 4 полёта, 15 часов
Борт 64509 (Летающая лаборатория Ту-214)
- 16 октября, четверг. 91-й полёт. Борисоглебское (Казань). В воздухе 3 часа 20 минут. Максимальная высота - 9200 м, максимальная скорость - 900 км/ч. Уже привычный полёт до Сыктывкара, 3 попытки захода на посадку, работа в зоне аэродрома и обратно домой в Казань.
- 25 октября, суббота. 92-й полёт. Казань. В воздухе 3 часа 36 минут. Максимальная высота - 9100 м, максимальная скорость - 950 км/ч. Снова Сыктывкар. 6 пробных заходов на посадку и уходов на второй круг.
- 28 октября, вторник. 93-й полёт. Перелёт из Казани в Новосибирск. В воздухе 4 часа 2 минуты. Максимальная высота - 10700 м, максимальная скорость - 996 км/ч. После часовой технической остановки вылетел в направлении Горно-Алтайска.
- 28 октября, вторник. 94-й полёт. Перелёт из Новосибирска в Казань. В воздухе 4 часа 31 минута. Максимальная высота - 10300 м, максимальная скорость - 890 км/ч. Долетел до Горно-Алтайска, выполнил 2 попытки захода на посадку с уходом на второй круг. Далее направился домой по маршруту Омск-Курган-Челябинск-Нижнекамск-Казань.
Борт 64509 выполнил заявленную сертификационную программу по импортозамещению самолёта Ту-214. Теперь остаётся ждать либо дополнения к сертификату, либо продолжения полётов. Время покажет.
С начала года борт 64509 налетал 423 часа.
МС-21 - 10 полётов, 34 часа
Борт 73051 "А.С. Яковлев" (первый лётный, частичное импортозамещение, двигатели ПД-14) - 1 полёт
- 17 октября, пятница. Жуковский. В воздухе около 3 часов. Технических подробностей нет. Первый полёт борта в этом году. Проводил оценку работы радиовысотомера при полете с различной конфигурацией механизации крыла, в эксплуатационном диапазоне крена и тангажа на всех этапах полёта.
Борт 73054 (третий лётный МС-21-300, ливрея авиакомпании "Россия") - 1 полёт
- 16 октября, четверг. Жуковский. В воздухе около 4,5 часов. Максимальная высота - 10400 м, максимальная скорость - 890 км/ч (неполные данные). Летал куда-то на север, возможно в Сыктывкар. Пропал с радаров в Вологодской области.
Борт 73055 (пятый опытный, частичное импортозамещение, двигатели ПД-14) - 7 полётов
- 15 октября, среда. 45-й полёт. Жуковский. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 10700 м, максимальная скорость - 760 км/ч (неполные данные).
- 17 октября, пятница. 46-й полёт. Жуковский. В воздухе около 6 часов. Максимальная высота - 11000 м, максимальная скорость - 900 км/ч. Летал на север до Воркуты по маршруту Жуковский-Сыктывкар-Ухта-Усинск-Воркута-Усинск-Печора-Ухта-Сыктывкар-Жуковский. Оценивали российскую инерциальную навигационную систему при работе в автономном режиме в типовом полёте по замкнутому маршруту.
- 20 октября, понедельник. 47-й полёт. Жуковский. В воздухе 3 часа 13 минут. Максимальная высота - 10100 м, максимальная скорость - 810 км/ч.
- 22 октября, среда. 48-й полёт. Жуковский. В воздухе 3 часа 6 минут. Максимальная высота - 10100 м, максимальная скорость - 790 км/ч.
- 23 октября, четверг. 49-й полёт. Жуковский. В воздухе примерно 3,5 часа. Максимальная высота - 10100 м, максимальная скорость - 780 км/ч.
- 24 октября, пятница. 50-й полёт. Жуковский. В воздухе около 4 часов. Максимальная высота - 10100 м, максимальная скорость - 750 км/ч.
- 28 октября, вторник. 51-й полёт. Жуковский. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 6100 м, максимальная скорость - 660 км/ч (неполные данные).
Общий налёт борта 73055 превысил 170 часов.
Борт 73057 (шестой опытный, полное импортозамещение, двигатели ПД-14)
28 октября борт выполнил долгожданный первый полёт. В 2026 году на этот борт ляжет основная тяжесть сертификационных испытаний. В 2025 году он должен завершить заводские доводочные испытания и перелететь в Жуковский.
- 28 октября, вторник. 1-й полёт после переоборудования. Иркутск. В воздухе 50 минут. Максимальная высота - 3500 м, максимальная скорость - 500 км/ч. Полёт прошёл без замечаний со стороны экипажа в составе лётчиков-испытателей Андрея Воропаева и Олега Мутовина.
Ил-96-400М - 2 полёта, 5 часов
- 15 октября, среда. 16-й полёт. Перелёт из Луховиц в Ульяновск. В воздухе около 2 часов. Технические данные отсутствуют.
- 15 октября, среда. 17-й полёт. Перелёт из Ульяновска в Луховицы. В воздухе около 3 часов. Максимальная высота - 9800 м, максимальная скорость - 600 км/ч (неполные данные). Стоянка в Ульяновске примерно 4 часа.
Промежуточные итоги сертификации
Наш мини-рейтинг продвижения проектов ОАК на 28 октября 2025 года выглядит следующим образом.
- Ту-214 - 99% (+5% за 16 дней)
- Ил-114-300 - 85% (+10%, пересчёт в связи с расширением сертификационной программы)
- Суперджет - 84% (+4%)
- МС-21 - 59% (+4%)
- Ил-96-400М - 15% (+2%)
Предыдущие выпуски дневника испытаний всегда доступны в отдельной подборке.
Следующий выпуск дневника - обзор за рекордный октябрь. Выйдет ориентировочно 3-4 ноября.
Промежуточные итоги сертификационной недели и другие важные новости российского авиапрома можно найти в нашем Телеграм-канале.
Спасибо всем, кто поддерживает наш проект!!!