Найти в Дзене
Книжный разбор

Роль кукурузы в укреплении политической власти

(из недавно переведённой книги Брайана Хейдена "Власть пиров: с доисторических времён до наших дней". Скачать можно здесь) "Наряду с восточным Средиземноморьем, империи Анд привлекли особенно интенсивные археологические исследования, посвященные пиршествам, и большая часть внимания была сосредоточена на роли пива чича в имперской динамике. Следуя за Муррой, Крейг Моррис был, пожалуй, самым активным ранним археологом, который обратил внимание на критическую роль, которую кукуруза и чича играли в управлении доиспанскими империями, такими как государство инков. Моррис задокументировал этот аспект археологически в Уануко-Пампа, административном центре инков. Моррис подчеркивал высокий престиж кукурузной чичи. Моррис (1979) цитирует свидетельство 1556 года от Кристобаля Пайко, вождя с побережья, о том, что «главная причина, по которой люди здесь подчиняются своим лидерам, заключается в обычае, который они [лидеры] имеют – это давать людям пить... и если они не обязуются давать людям пить, т

(из недавно переведённой книги Брайана Хейдена "Власть пиров: с доисторических времён до наших дней". Скачать можно здесь)

"Наряду с восточным Средиземноморьем, империи Анд привлекли особенно интенсивные археологические исследования, посвященные пиршествам, и большая часть внимания была сосредоточена на роли пива чича в имперской динамике. Следуя за Муррой, Крейг Моррис был, пожалуй, самым активным ранним археологом, который обратил внимание на критическую роль, которую кукуруза и чича играли в управлении доиспанскими империями, такими как государство инков. Моррис задокументировал этот аспект археологически в Уануко-Пампа, административном центре инков. Моррис подчеркивал высокий престиж кукурузной чичи. Моррис (1979) цитирует свидетельство 1556 года от Кристобаля Пайко, вождя с побережья, о том, что «главная причина, по которой люди здесь подчиняются своим лидерам, заключается в обычае, который они [лидеры] имеют – это давать людям пить... и если они не обязуются давать людям пить, то и люди не будут сажать для них урожай». Это, кажется, следует традиции использования пива для получения труда, а также аналогичного использования пива в ранних государствах и империях Ближнего Востока.
Дженнингс (2005) и другие продолжили изучение производства и потребления кукурузного пива в управлении государством инков. Как резюмирует Дженнингс, «
инка был способен не только выполнять свои взаимные обязательства за трудовую службу, предоставленную государству, но и подтверждать свою позицию власти, втягивая рабочих в долги благодаря огромному количеству еды и чичи, которые он предоставлял». Кроме того, инка предоставлял огромные количества еды и чичи гостям на различных пирах в течение года — в среднем около 12 литров чичи на человека. Можно только предположить, что гости были представителями элиты или влиятельными людьми, которых инка хотел втянуть в долги или с которыми хотел установить союзы, тем самым укрепляя свою базу власти. Как выразился Моррис, инка должен был развлекать и предоставлять чичу государственным чиновникам или рабочим. «Это было центральным для поддержания его армий в движении, предотвращения восстаний и поддержания складов заполненными. Пиры и чича были критическими элементами в поддержании функционирования государства инков».
Та же политическая стратегия была обнаружена в других доинкских - андских империях. Кукуруза была экономической основой империи Уари (начало около 800 г. н.э.), и археологи отметили общую хорошую корреляцию между интенсивным возделыванием кукурузы и социополитической сложностью (Finucane 2009:535). Крупные пивоварни Уари, с объемами до 1800 литров, были задокументированы археологически.
Гольдштейн (2003) - один из немногих, кто занимался пирами в империи Тиуанако, которая была главным конкурентом империи Уари. Он расширяет более ранние интерпретации важности кукурузы, утверждая, что экспансия Тиуанако была связана с новым и большим акцентом на употребление чичи. Фактически, он предполагает, что экспансия Тиуанако была вызвана «манией к кукурузному пиву». Гольдштейн использует изотопы, чтобы показать, что до влияния Тиуанако на побережье кукуруза составляла только 3–18% рациона, тогда как при контроле Тиуанако 46–76% рациона состояли из кукурузы или продуктов из кукурузы, таких как пиво. По-видимому, широкое распространение чичи, наряду с вновь введенными практиками пиршеств, приводило людей в такое блаженное состояние, что они охотно принимали правление Тиуанако, не оказывая особого сопротивления! Таким образом, империя распространялась в условиях блаженства, без необходимости завоевывать другие политии.
Тамара Брей (2003b) также подчеркивает критическую роль кукурузы в укреплении политической власти, где кукуруза и мясо составляли высоко ценимую «
пищу богов», которая потреблялась в особых случаях, а не в повседневных трапезах.

Система пиров, вероятно, была одной из самых затратных и отличительных черт политической организации вождеств. Хотя данные скудны, оценки общего производства, посвященного пирам, составляют впечатляющие 20–60%. Производство пива для пиров могло составлять от 20 до 43% всех потребляемых калорий в ряде общин".

Вот так строились древние государства )))