Найти в Дзене
Философия для жизни

Библиотека Юдина — архив отвергнутых истин

Я стою у дверей храма науки — мне позволено собирать камни у его стен, но не войти внутрь. Юдин Г.В. Библиотеку Геннадия Васильевича Юдина (1840–1912) — купца из Сибири, мецената и библиофила — можно назвать «архивом отвергнутых истин». Это не просто собрание книг — это хранилище знаний, которые общество пыталось забыть, но которые Юдин сознательно спасал для будущих поколений. Она насчитывала более 80 000 книг и документов, что делало её одной из крупнейших частных коллекций России XIX века. Все эти книги были собраны на его личные деньги, заработанные благодаря успешному бизнесу. К моменту активного собирательства библиотеки (последняя треть XIX века) Геннадий Васильевич был уже крупным промышленником и коммерсантом. Основными источниками его колоссальных доходов были винокуренные заводы, золотопромышленность, пароходство. В 1906 году размер библиотеки был сравним с фондами Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека, которая финансируется из государственного бюд
Оглавление

Я стою у дверей храма науки — мне позволено собирать камни у его стен, но не войти внутрь.
Юдин Г.В.

Библиотеку Геннадия Васильевича Юдина (1840–1912) — купца из Сибири, мецената и библиофила — можно назвать «архивом отвергнутых истин». Это не просто собрание книг — это хранилище знаний, которые общество пыталось забыть, но которые Юдин сознательно спасал для будущих поколений.

Г. В. Юдин
Г. В. Юдин

Библиотека Юдина была огромная

Она насчитывала более 80 000 книг и документов, что делало её одной из крупнейших частных коллекций России XIX века. Все эти книги были собраны на его личные деньги, заработанные благодаря успешному бизнесу. К моменту активного собирательства библиотеки (последняя треть XIX века) Геннадий Васильевич был уже крупным промышленником и коммерсантом. Основными источниками его колоссальных доходов были винокуренные заводы, золотопромышленность, пароходство. В 1906 году размер библиотеки был сравним с фондами Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека, которая финансируется из государственного бюджета).

Уникальная тематика и метод Юдина

В библиотеке Юдина было больше книг по Сибири и буддизму, чем у крупнейших образовательных и научных учреждений. Юдин уделял особое внимание темам, которые тогда мало кто изучал. Его коллекция материалов по истории Сибири считалась самой полной в мире. Также он собрал одну из первых в России коллекций книг по буддизму. В нее вошли древние тексты, переводы с тибетского и монгольского языков, исследования западных учёных. Эти тексты, уникальные для своего времени, остаются важным источником восточной литературы и сегодня.

Юдин сознательно собирал книги и рукописи, которые официальная культура того времени пыталась уничтожить. Эти книги и рукописи он считал голосами «побеждённых» в истории. В его библиотеке хранились старообрядческие рукописи, апокрифы, объявленные еретическими или запрещёнными. На полях одной из таких рукописей он написал: «Кто решил, что их вера — ересь? Может, они сохранили то, что мы потеряли?» Благодаря его усилиям многие уникальные документы можно изучать в наши дни.

«Книга должна заставлять думать» — это и был метод Юдина

Для Юдина его библиотека была не просто собранием книг, а лабораторией мысли. Он сам читал с карандашом в руках, превращая поля книг в поле дискуссии. Его пометки — это диалог с авторами, который продолжается через десятилетия. На полях «Капитала» Маркса он написал: «А где здесь человек? Вы свели его к рабочей силе. Экономика — это система. Но где в ней место души?» Читая «Жития святых», Юдин задавал провокационный вопрос: «Почему нет житий тех, кого сожгли на кострах? А где жития тех, кого назвали еретиками? Может, их слова были ближе к Богу?» В «Истории государства Российского» Карамзина он задает вопрос: «Почему автор молчит о старообрядцах? Их гнали, но они сохранили древнюю веру. Кто теперь прав?»

Он намеренно ставил рядом научные труды и мистические тексты, канонические книги и апокрифы, чтобы читатель видел противоречия и сам искал ответы. Его библиотека была не музейным хранилищем, а живым пространством, где каждая книга вызывала новые вопросы.

Здание библиотеки Юдина в Красноярске. Сейчас в нем находится музей-квартира Юдина
Здание библиотеки Юдина в Красноярске. Сейчас в нем находится музей-квартира Юдина

Почему Юдин собирал «запретное знание»?

Он верил, что истина часто скрыта в маргиналиях, а не в каноне. Например, в своей библиотеке он хранил «Евангелие от Фомы» — апокрифический текст, отвергнутый церковью. На полях этого издания он написал: «Царство Божие внутри вас, а не в храмах из камня». Такое впечатление, что Юдин искал не ответы, а вопросы. Он позволял звучать тем, кого заставили замолчать, чтобы сохранить полную картину мира. Он понимал, что «библиотека — это зеркало, отражающее не только свет, но и тени эпохи». Поэтому в его библиотеке были как «великие» книги, так и «забытые». В письме к Толстому он писал: «Книги — это не зеркала, а двери. Они ведут не только в прошлое, но и в те миры, которые могли бы быть». Его библиотека напоминает нам, что полное представление о мире можно получить, только изучая вопрос или явление с разных сторон, под разным ракурсом. Истина не написана в книгах, и её интересно искать. На полях одной философской книги Юдин оставил свой вопрос: «Человек всегда ищет смысл жизни. Этот автор предлагает свой ответ, но я не уверен, что он прав. Может быть, смысл в самом поиске?» А в древнем тексте по буддизму добавил: «Это учение может показаться сложным, но его основа — простота и гармония. Не спешите судить, пока не поймёте суть». Для Юдина понимать то, что написано, — это как понимать жизнь: требуется время и готовность услышать те голоса, что звучат тише остальных. Юдин не собирал готовые ответы. Он собирал вопросы, которые заставляют думать. В этом вся его библиотека. Он знал, что истина не в догмах, она рождается в диалоге — с текстами, с историей, с самим собой.

Что же стало с библиотекой

В поздний период жизни Геннадия Юдина его финансовое благополучие пошатнулось: промышленные предприятия и прииски стали приносить убытки. Стремясь сохранить для потомков главное дело своей жизни — уникальное книжное собрание, коллекционер предложил правительству выкупить его за 150 тысяч рублей, что составляло лишь часть реальной стоимости. Однако в 1905 году Министерство финансов отклонило предложение, ссылаясь на недостаток казённых средств.

Это вынудило Юдина рассмотреть альтернативные варианты, и в 1906 году он заключил соглашение с Библиотекой Конгресса США. Согласно договору, за 100 тысяч рублей в Америку отправлялись 81 340 томов — ядро будущего Славянского отдела в Вашингтоне. Среди переданных изданий находились исключительные по ценности экземпляры: первое издание «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, труды Сперанского, Татищева, Ключевского и литература, запрещённая царской цензурой.

При этом наиболее ценная часть архива — переписка с Львом Толстым, автографы Суворова, документы декабристов и материалы по истории Сибири — была изъята из сделки и осталась в России. После продажи Юдин начал формировать вторую библиотеку, в которую входили около 10 тысяч томов, включая редкие и ценные издания. Именно эта коллекция, пережившая смерть владельца в 1912 году, осталась в России. В 1920 году она была национализирована и передана в Енисейское центральное книгохранилище, а в 1935 году легла в основу Красноярской краевой библиотеки.

Что остаётся нам?

Принять, что в нашем мире нет абсолютно истинного или абсолютно ложного, и полное представление о мире можно получить только размышляя над идеями, рассматривая их с разных сторон. Ведь любая «отвергнутая» идея может оказаться недостающим пазлом в картине мира. Читая книги, не бояться спрашивать автора, беседовать с ним, как это делал сам Юдин, оставляя свои вопросы на полях старых фолиантов. Учиться выбирать, что мы читаем: Юдин собирал книги по алхимии и народные заговоры, но отвергал бульварные романы. По какому принципу мы отбираем книги сегодня? И, конечно, остается вопрос: что хранят наши домашние библиотеки? Есть ли в них место для «отвергнутых истин», которые не оставляют человечество без вопросов.

Елена Кузнецова