Ночевать довелось в городке со странным названием Greymouth, что в вольном переводе серый рот. Славный, и на удивление уютный маленький город в два десятка улиц, с однотипными двухэтажными беленькими домиками в стиле американских вестернов и английских деревушек.
На утро наметил посетить старый золотодобывающий прииск, посмотреть, как 100 лет назад добывали золото в этих краях.
Я попал в прошлое
Мой автодом Хайс превратился в машину времени и вернул меня лет на 100 в прошлое, во времена золотой лихорадки. В Новой Зеландии золотая лихорадка началась с появлением первых англичан, до них местное население не знало, что такое золото, да впрочем, вообще о металлах представления не имело. Они и с деревянными дубинами жили неплохо. Диких зверей в НЗ не водится, местная фауна изобиловала куроподобными птицами, а прибрежные воды рыбой. Млекопитающих в НЗ вообще не было, даже мышей. В общем, не парились они золотом, а жили в раю в свое удовольствие, даже железа не знали, всё было деревянное или костяное.
На рисунке гигантская птица Моа, обитавшая в Новой Зеландии до прихода Англичан. С виду напоминающая раскормленного бройлера, которым и питались аборигены. Единственный враг Моа - человек и самый крупный орёл в мире Хааста, способный поднять 200 килограммовую жертву. Если верить древним легендам, то орёл Хааста был людоедом, об этом можно судить по сохранившимся наскальным рисункам.
Заплатив на входе в прошлое символическую сумму в 31$НЗ, я оказался на улице небольшого привокзального городка, с пыхтящим паровозиком. Отправление через 30 минут, сообщило радио. У окошка кассы висит объявление «Разыскивается преступник, вознаграждение 1.500.000 фунтов». Почтовый служащий принимает багаж и посылки. Паровозик, выпустив клубы пара, призывно просвистел, сигнализируя готовность к отправлению.
Тук-тук застучали колеса, и вагончики покатили вглубь леса, мимо городка старателей, лесопилки и фактории. Конечная станция - лесная деляна. Из кустов вышла встречать нас толстенькая птичка Века, внешне похожая на бройлера без крыльев, выпрашивая гостинцы. Кто-то предложил ей булку. Покрутив головой, птица быстро склевала хлеб и юркнула обратно в кусты, оставив на память свои изображения в наших фотоаппаратах.
Машинист, улыбчивая и радушная женщина в теле, благодушно позволила каждому желающему заглянуть в топку паровоза, постоять на месте машиниста и дёрнуть шнурок, от которого паровозик издавал громкий свист, а дёргатель от неожиданности испугано бросал шнурок, под дружный смех зрителей быстро покидая место машиниста с чувством выполненного долга.
Паровозик в очередной раз протяжно свистнул, и мы покатили задним ходом назад. Следующая остановка – лесопилка. Пилорама на паровой тяге, с дисковыми пилами в рост человека, стволы деревьев метра по полтора в диаметре. Рядом с огромными стволами чувствуешь себя лилипутом, только в картину гигантизма не вписывается рельсовый трактор. Это даже не трактор, а двигатель с коробкой передач на колесах, где машинист сидит на табуретке задрав ноги на движок.
От пилорамы, пройдя по тропинке через лес, я оказался в китайском квартале золотодобытчиков, который сразу узнается по крохотным огородикам и клумбам перед ухоженными домиками трудолюбивых китайцев. В домах у них всё однообразно и аскетично: деревянная кровать, лампа, семейная фотография и больше нечего. Правильно, зачем лишнее: «работать товарищ нужно, очень хочется работать, семья большая, кушать шибко хочет».
Тут же, у дома, вход в золотодобывающую штольню, где-то в глубине висит фонарь-летучая мышь.
Идя в полумраке по извилистому проходу слышу, кто-то зашел вслед за мной. Я притаился. Жду. Двое американцев, держась за стену, медленно идут по темному проходу, приближаются ко мне. Я не смог удержаться от искушения пошутить, и, изображая страшного медведя, подняв руки вверх, вышел к ним из темноты. Ох, наверное зря это я сделал, промелькнула первая мысль. Присев на корточки от неожиданности, они на полусогнутых, с воплями дали стрекача, спотыкаясь и мешая друг другу. Мне было совестно, но услышав смех, я тоже рассмеялся и вышел к ним. Шутка возымела успех.
Китайский магазин! Вот образец неумолимого трудолюбия и готовности угодить любому запросу в обмен на звонкую монету. Евреи отдыхают. В лавке, как в современном супермаркете: ананасы, фрукты-овощи, лопаты, керосин, соль, спички… всё, что может понадобится клиенту, только заходи, дорогой, покупай, а если денег нет: «В эта книга пиши. Товар бери. Золото потом приноси». А не принесешь, будет тебе «Эцих» с гвоздями. Закон суров, полицейский быстро должника в карцер определит или в колодки закует, а чтобы не убежал пудовую гирю к ноге прикует. И в туалет общественный, куда мужчины и женщины вместе ходят по нужде, тебе уже не попасть и не поболтаешь ты, сидя в уютном деревянном домике со спущенными штанами, с хорошенькой барышней. туалеты были общими и для мужчин и для женщин, заходи, чего стесняться, дело природное.
Можно попробовать себя в роли старателя, нужно только пройти вдоль ручья по тропе от банка «Bank of New Zealand» в верховья ручья, где когда-то работал гидромонитор, и жили старатели в маленьких дощатых домиках. За 7$ можете намыть кучу золота, зазывает проходящих туриков гуру-старатель в кожаной шляпе, сидя в тенёчке, покручивая в руке лоток. Не удержался, нужно же почувствовать себя туристом. Местный гуру прочитал мне короткую лекцию по основам работы с лотком и выдал лоток с уже насыпанной в него породой. «Теперь ты мой», скомандовал гуру. Через минуту на дне моего лотка заблестели несколько золотых пылинок. Гуру забрал лоток с моим богатством и ловко спихнул золотинки пальцем из лотка в бутылёк. Всё, говорит, ваши 7$ истекли, вот ваш заработок. На дне бутылька, еле различимые болтались несколько золотых пылинок. Чувствую себя обманутым. А гуру уселся на то же место, в ожидании следующей жертвы. «Подходи, намой кучу золота за 7$» Вот так нужно золото продавать, пылинка - доллар.
Впечатление от городка поразительное, заходишь в лавку или мастерскую и тут же возникает ощущение, словно хозяин только-только отлучился на минуту и сейчас вернётся. Все экспозиции сделаны с любовью и точностью.
Первые этажи домов занимают лавки и мастерские, на втором жили сами хозяева. Глядя на обстановку гостиной, чувствуешь домашний уют, такое чувство, что сейчас войдет хозяйка в пышных кружевных юбках и такой же кружевной блузке, в маленьких кожаных сапожках на невысоких каблучках, и сядет за клавесин. И уже нет сил уйти, хочется, сидя в мягком кожаном кресле, наслаждаться теплом огня от камина и уютом.
Посидел на лавке в стариной часовне, посмотрел старинные фотографии на стенах, как люди венчались, крестили детей, во что были одеты. И с каждого снимка к тебе обращены улыбки, глаза людей светятся счастьем. Жили, как могли, чтя местные порядки, воспитывая детей по законам Божьим и работали, создавая новый, свой мир.
GPS координаты -42.53477 171.1821 для тех, кто захочет попасть в прошлое www.shantytown.co.nz
Золотой промысел в этом районе Новой Зеландии и сейчас не утихает. С трассы видны старые и новые разработки. Огромные карьерные самосвалы возят золотоносную породу с близь лежащей террасы к месту промывки на побережье. Промывают морской водой, качая ее прямо из океана.
Продолжение следует
Все главы "Как я поехал искать золото в Новую Зеландию"
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7
Автор Рудольф Кавчик, Новая Зеландия, март 2013.