Найти в Дзене

Почему я перечитываю книги по несколько раз в разном возрасте? «Мастер и Маргарита» была прочитана трижды

У меня к вам признание: я перечитываю книги. Осознанно и с удовольствием. И я уверена, что я не одна. Кто-то смотрит любимые фильмы, а я снова и снова возвращаюсь к старым, прочитанным книгам.

Ярчайший пример — «Мастер и Маргарита» Булгакова. Я читала ее трижды: в 13,в 16 и совсем недавно, в 23. И это были три совершенно разные книги.

Почему это происходит? Почему одна и та же история открывается с новых сторон? Я нашла для себя несколько ответов.

Первое прочтение (13 лет): История про любовь, мистику и кота-хулигана

В 16 лет «Мастер и Маргарита» для меня была крутой мистической историей.

· Что цепляло: Бесконечная свита Воланда! Кот-Бегемот с его примусом и папиросками, Коровьев-Фагот, Азазелло — это было феерично, смешно и немного жутко. Полет над Москвой, сеанс черной магии — вот это да!

· Что упускалось: История Мастера и Маргариты казалась мне красивой, но какой-то отдельной, «скучноватой» вставкой. А главы про Понтия Пилата я... честно говоря, пролистывала. Мне было неинтересно, какой там еще прокуратор мучается головной болью.

· Итог впечатления: Классное, сложное приключение. Хоть отчасти и непонятное. Очень сильно в голове отпечаталась фраза: «Это была отрезанная голова Берлиоза!»

Второе прочтение (17 лет): История про мужество и цену творчества.

В школе готовились к ЕГЭ по русскому. Много читали, много анализировали. Ну и, конечно, захотелось мне снова перечитать. И показалось мне она уже вообще другой.

· Что цепляло: Теперь на первый план для меня вышли Мастер и Маргарита. Их любовь перестала быть просто романтической сказкой. Она стала убежищем, единственным светом в мире абсурда и страха. Фраза «Рукописи не горят!» прозвучала как личный манифест и призыв не сдаваться.

· Что упускалось: Главы про Пилата наконец-то сложились в цельную философскую притчу о трусости и расплате за нее. Я все же заставила себя прочитать главы про него, но все еще было не ясно, каким боком он взялся в этой книге?

· Итог впечатления: Книга стала для меня историей о личной стойкости, о праве художника на свой голос и о том, что настоящая любовь — это спасение.

Третье прочтение (23 года): История про выбор, одиночество и вечные вопросы.

Решила перечитать после экранизации нового фильма «Мастер и Маргарита» режиссера М. Локшина. Конечно, там все внимание Воланду. Не могу не отметить, что актер просто потрясающий!

· Что цепляло: Теперь мне стал бесконечно жалок и понятен Понтий Пилат. Я наконец-то поняла, что это книга в книге, и каким образом вообще Пилат в этой книге.

Пилат не просто «плохой человек», это трагическая фигура чиновника, заложника системы, который в страхе совершил предательство и обрек себя на две тысячи лет одиночества. Его «вечный сон» и диалог с Иешуа на лунной дороге — одна из самых сильных сцен в мировой литературе.

· Что упускалось: Я увидела, что Воланд и его свита — не просто «черти», а карающий и испытывающий механизм справедливости. Они не творят зло, они лишь обнажают то, что уже спрятано в душах людей.

· Итог впечатления: Книга зазвучала для меня как разговор о вечном: о добре и зле, о трусости как главном пороке, о цене искупления и о том, что каждый из нас в какой-то момент — и Понтий Пилат, и Мастер, и Маргарита.

И в этот раз запомнилась уже другая фраза: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» очень сильно, не находите?

Так зачем же мы возвращаемся?

Потому что книга не меняется. Меняемся мы.

С каждым жизненным витком мы приобретаем новый опыт, новые боли и радости. И этот опыт становится ключом, который открывает в знакомом тексте новые, ранее недоступные комнаты.

· В 13 лет у нас нет экзистенциальных страхов Понтия Пилата.

· В 17 мы еще не до конца понимаем, каково это — сжечь плод многолетнего труда, как Мастер.

· В 23 мы по-настоящему осознаем цену слов Маргариты: «И гибель будет не страшна. От гибели я тебя спасу».

Перечитывать — это не скучно. Это роскошный диалог с самим собой вчерашним. Это способ измерить пройденный путь.