У меня к вам признание: я перечитываю книги. Осознанно и с удовольствием. И я уверена, что я не одна. Кто-то смотрит любимые фильмы, а я снова и снова возвращаюсь к старым, прочитанным книгам.
Ярчайший пример — «Мастер и Маргарита» Булгакова. Я читала ее трижды: в 13,в 16 и совсем недавно, в 23. И это были три совершенно разные книги.
Почему это происходит? Почему одна и та же история открывается с новых сторон? Я нашла для себя несколько ответов.
Первое прочтение (13 лет): История про любовь, мистику и кота-хулигана
В 16 лет «Мастер и Маргарита» для меня была крутой мистической историей.
· Что цепляло: Бесконечная свита Воланда! Кот-Бегемот с его примусом и папиросками, Коровьев-Фагот, Азазелло — это было феерично, смешно и немного жутко. Полет над Москвой, сеанс черной магии — вот это да!
· Что упускалось: История Мастера и Маргариты казалась мне красивой, но какой-то отдельной, «скучноватой» вставкой. А главы про Понтия Пилата я... честно говоря, пролистывала. Мне было неинтересно, какой там еще прокуратор мучается головной болью.
· Итог впечатления: Классное, сложное приключение. Хоть отчасти и непонятное. Очень сильно в голове отпечаталась фраза: «Это была отрезанная голова Берлиоза!»
Второе прочтение (17 лет): История про мужество и цену творчества.
В школе готовились к ЕГЭ по русскому. Много читали, много анализировали. Ну и, конечно, захотелось мне снова перечитать. И показалось мне она уже вообще другой.
· Что цепляло: Теперь на первый план для меня вышли Мастер и Маргарита. Их любовь перестала быть просто романтической сказкой. Она стала убежищем, единственным светом в мире абсурда и страха. Фраза «Рукописи не горят!» прозвучала как личный манифест и призыв не сдаваться.
· Что упускалось: Главы про Пилата наконец-то сложились в цельную философскую притчу о трусости и расплате за нее. Я все же заставила себя прочитать главы про него, но все еще было не ясно, каким боком он взялся в этой книге?
· Итог впечатления: Книга стала для меня историей о личной стойкости, о праве художника на свой голос и о том, что настоящая любовь — это спасение.
Третье прочтение (23 года): История про выбор, одиночество и вечные вопросы.
Решила перечитать после экранизации нового фильма «Мастер и Маргарита» режиссера М. Локшина. Конечно, там все внимание Воланду. Не могу не отметить, что актер просто потрясающий!
· Что цепляло: Теперь мне стал бесконечно жалок и понятен Понтий Пилат. Я наконец-то поняла, что это книга в книге, и каким образом вообще Пилат в этой книге.
Пилат не просто «плохой человек», это трагическая фигура чиновника, заложника системы, который в страхе совершил предательство и обрек себя на две тысячи лет одиночества. Его «вечный сон» и диалог с Иешуа на лунной дороге — одна из самых сильных сцен в мировой литературе.
· Что упускалось: Я увидела, что Воланд и его свита — не просто «черти», а карающий и испытывающий механизм справедливости. Они не творят зло, они лишь обнажают то, что уже спрятано в душах людей.
· Итог впечатления: Книга зазвучала для меня как разговор о вечном: о добре и зле, о трусости как главном пороке, о цене искупления и о том, что каждый из нас в какой-то момент — и Понтий Пилат, и Мастер, и Маргарита.
И в этот раз запомнилась уже другая фраза: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» очень сильно, не находите?
Так зачем же мы возвращаемся?
Потому что книга не меняется. Меняемся мы.
С каждым жизненным витком мы приобретаем новый опыт, новые боли и радости. И этот опыт становится ключом, который открывает в знакомом тексте новые, ранее недоступные комнаты.
· В 13 лет у нас нет экзистенциальных страхов Понтия Пилата.
· В 17 мы еще не до конца понимаем, каково это — сжечь плод многолетнего труда, как Мастер.
· В 23 мы по-настоящему осознаем цену слов Маргариты: «И гибель будет не страшна. От гибели я тебя спасу».
Перечитывать — это не скучно. Это роскошный диалог с самим собой вчерашним. Это способ измерить пройденный путь.