Вот и началось последнее в этом году наше путешествие.
Можно было бы назвать его мультимодальным, потому что в нем нам придётся передвигаться на трех разных видах транспорта и поездка до города нашего назначения - Каспийска в республике Дагестан предстоит с двумя пересадками - в Саратове и в Махачкале.
Итак, первый этап нашего пути состоял с переезде из Пензы в Саратов на микроавтобусе. В 4,15 утра вскочила я и начала собираться - еду с собой упаковала, с собакой погуляла. В 5.30 выехали из дома.
На автовокзале темень, холодрыга. Нашли свою платформу, только там другая маршрутка стояла. Пришлось минут 20 мерзнуть на улице, прежде, чем наш микроавтобус подали. Но в общем - то, отправились по расписанию, правда, вскоре выяснилось что одна тётка к нам села по ошибке, пришлось её высаживать.
Выехали из Пензы так же в темноте и ещё часа полтора ехали в сумерках. Серо за окном, уныло, немного изменился пейзаж уже часам к 8.
И солнышко засветило и сразу заиграло на желтеньких листочках придорожных березок.
Водитель сделал остановку. Туалет нам был предложен типа сортир, это было ужасно. С другой стороны, ну хоть так. Тут сразу и вспомнишь про вчерашнюю новость про 19й пакет санкций, в котором стоял запрет на поставку нам европейских унитазов, и то, как ведущий утренней новостной передаче, где об этом сообщили, прокомментировал :не ходили в унитазы, нечего и начинать. Да, именно так все и есть.
Дальше распогодилось. Зелёные поля озимых пестрели вперемешку с яркой охрой березок.
За окном мелькали то распаханеые земли, то леса с остатками багреца и золота.
И вдруг мы просто занырнули в туман. Просто как в облаке или вате, вокруг сплошная пелена. Сразу скрылись все краски, осталась одна белая муть.
Вспомнилось мне, что в прошлом году мы в командировку ездили в Саратов и попали в такой же туман в ноябре. Так было страшно ехать рядом с водителем и понимать, что он видит то же, что и я - ничего. Перед нашим носом тогда навстречу выскочила машина, да ещё и без включённых фар. Еле вывернулись. Что за люди, просто ненавижу таких. Сейчас зато сидишь и дремешь, смотришь в окно. Так спокойней психологически, вся надежда на водителя.
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне… писал наш любимый Александр Сергеевич.
Пока полезли в тумане, не заметили, как доползли до Саратова. Вынырнул из белой пелены внезапно дорожный знак, и вот мы в городе. Ехали три часа по сути.
В городе тумана поменьше, все таки видно перед собой дома метров на 200, наверное.
Наконец, попетляв по широким и узким серым саратовский улицам, маршрутка наша доползла до автовокзала. Там мы купили билеты на обратный путь и двинулись на вокзал. Здание вокзала в Саратове отсутствует вует, оно полностью снесено и идёт строительство нового. Временный павильон, в принципе, ситуацию спасает, это вам не Ленинградский вокзал в Москве, где вообще ничего нет. Тут небольшой зал ожидания, камеры хранения, табло. На перроне стоит специальный человек, который разъясняет всем желающим, как им добраться до своей платформы. Никаких затруднений не испытали от отсутствия здания вокзала, хотя видок у всей этой инфраструктуры весьма потрепаный из-за этого.
Те три часа, которые мы ждали свой поезд, мы провели в ТЦ Триумф. Дошли пешком и пешком же вернулись. Гулять было очень холодно, нам хотелось есть и там любимый дочкин магазин.
Ничего особенного в городе во время своей короткой прогулки не увидели, гуляли мимо художественной академии и академии РАНХиГС.
В одной учат управлять своими эмоциями через искусство, в другой - управлять государством.
На привокзальный площади замечательные берёзы с охряными листьями и памятник Дзержинскому. Феликс Эдмундович государством в какой-то степени поуправлять успел, а ещё он стихи писал, так что и к людям искусства отнести можно.
В свое время пришёл наш поезд 374 Тюмень-Махачкала. Перед ним прибыл другой, из Москвы, идущий в том направлении. Так что вокзал был полон жителями Дагестана. Мы забрали чемоданы и двинулись к своему перрону. Нашёлся человек, который заботливо помог моей дочке снести чемодан в подземный переход, а потом выхватил у нас обеих из рук чемоданы и пулей взлетел наверх, на перрон. И убежал. Нам такая вежливость в новинку, сколько мы мотается по этим вокзалам и лестницам, ни в Москве, июни в Питере таких услуг точно ни от кого не дождёшься. Не то, чтобы кто-то должен чужим бабам таскать сумки, как какой-то носильщик, но это ж, как помочь старику преодолеть скользкую лестницу или ребенку перебраться через лужу - просто элементарные вещи. Поколение бумеров ещё знает их, а зумеры все в своих личных границах. Думают, что никогда не будут нуждаться ни в чьей помощи, или вообще ничего не думают. Раз мой сынишка ещё в детстве рассказывал, что на их с приятелями глащах бабулька подскользнулась и упала в лужу. Сказал, что все ржали, а он не стал. "А почему же ты не подошёл и не помог ей встать, она ведь могла ушибиться", - спросила я его. "А я её не знаю", - ответил мне сын. "А вот если бы твоя бабушка упала так, а тебя бы не было рядом, хорошо бы было, если бы над ней ржали? Или надо было помочь?". Сын тогда до слез расстроился (какая я мать ехидна, нанесла ребёнку травму), но точно знаю, что он помогает, если видит, что помощь нужна. Потом просто бывали случаи нападения на детей, когда к ним именно втирались в доверие преступники - просили помочь старику, малышу, котёнку, а сам похищали или избивали и грабили, и я от детей не требовала непременно тимуровской помощи всем и вся. В общем, как и многие другие родители, видимо, вот и вырастили себе плохих помощников.
В общем, приятно удивлённый неожиданной помощью незнакомца, мы быстро отыскали свой вагон, и очутились в поезде. В купе с нами ехали две дамы из Самары, одна как и мы в Махачкалу, другая в Астрахань. В соседнем купе ехали рыбаки, видимо, ночью они немного лишнего выпили и позволили себе, и все время стоянки в Саратове проводники пытались с ними разобраться. Потому в вагоне был переизбыток народа а железнодорожной и полицейской форме. Но все обошлось, и мы отправились в сторону моря.
Довольно долго ехали по берегам Волги, как будто в какой-то стране больших озер, столько воды вокруг.
Пейзажи были наиживописнейшие, со всех сторон разные.
В общем, про остальную часть пути сказать особо нечего. Около 17 часов солнце вдруг упало за горизонт и стало темно.
В темноте поехали станцию Эльтона, на которой была коротенькая остановка. Потом все наше купе завалилось спать.
Ночью из соседнего купе в Астрахани сходили те самые рыбаки, очень шумели. Зато потом всё успокоилось. Утром как-то тоже тихо встали и стали следить за изменившимися пейзажами за окном.
Всё-таки другая культура. Много полей, перегороженных преградами из кустарника, пасущихся на них животных.
Много водонапорных башен, весьма интересной архитектуры. Такие интересные башни мы в Калининградской области видели в больших количествах.
Но такого богатства и ухоженности, какие мы видим обычно на сочинстких или даже кавминводовских вокзала, тут не было.
Последняя долгая остановка была в Кизилюрте, там вышло много народу, целые группы детей.
И вот, наконец последний час езды и вот мы в Махачкале. Вежливый проводник Никита любезно помог вынести багаж из вагона, потому что путь был не первый и платформа была очень низко.
Несмотря на довольно разбитый асфальт, на вокзале в основном было неплохо все устроено. Везде, где надо пандусы, в здании тоже порядок - камеры хранения, сувенирная лавка, кафешки, зона ожидания. Мы оставили там багаж, три часа погуляли по пляжу и потом на такси уехали в Каспийск. Ехать на машине было полчаса, стоило 550 руб. Вызвали такси через Яндекс, на вокзале был Wi-Fi. В городе мобильный интернет очень нестабильный и почти все сервисы не работают.
Так и добрались мы до пункта своего назначения, ехали чуть больше суток.
Навигатор в городе работает не очень хорошо, поэтому пришлось передвигаться немножко наобум. Но все нашли и не заблудились. Скоро расскажу подробности.