Теоретическая часть
1. Время создания поэмы и ее место в творчестве Жуковского.
Поэма была задумана еще в 1841, когда были написаны первые стихи поэмы, но приступил к осознанному написанию только 10 лет спустя. При этом на протяжении всех 1840- х годов поэт не переставал думать о ней, делясь своими мыслями с Н.В. Гоголем и А.О. Смирновой. Жуковский планировал закончить поэму к 1852, но не успел, скончавшись 12 апреля. Таким образом время написания поэмы считается период с 1841-1852г.
В 1840 е годы Жуковский стремиться полностью согласовать свое мировоззрения с православием: «Я желаю, чтобы в моих христианских рассуждениях и тени несогласного с православием не встретилось» - писал сам Жуковский, и считал этот период своего творчества «минутой христианства». Незаконченная поэма стала поэтическим завещанием Жуковского, итогом его литературного и духовного пути.
2. Дайте литературоведческое определение понятие «мотив».
Мотивом в литературоведении-называют устойчивый, повторяющийся элемент художественного произведения, который несет смысл и передает эмоции.
Он связывает разные повороты сюжета в единое целое, например, тема «образ»- дорога, дом, птица.
Ситуация –встреча, побег.
Звук- шёпот, звон колоколов, выстрел.
Абстрактная идея-измена, судьба, одиночество.
Мотивы помогают:
- развить основные темы произведения.
- подчеркивать разные моменты сюжета или характера персонажа.
- усиливать эмоциональное восприятие произведения, создавая атмосферу или вызывая определенные чувства.
Практическая часть
Мотивы в поэме.
На мой взгляд в поэме используются следующие мотивы, цель которых – основательная характеристика поэмы. На мой взгляд они выражают последовательность раскрытия событий рассказа. Как пишут исследователи и соратники Жуковского: «ключевой момент в сфере духовного перерождения связан с темой покаяния».[1]
-мотив странничества.
- мотив времени и безысходности.
- мотив между жизнью и смертью.
- мотив покаяния- является центральной темой.
- мотив постоянного отсутствия какого-либо собственного родного угла, или дома.
Все, что происходит с героем в этой поэме описывается как прообраз, собранный из нескольких составляющих. Первое, что указывается- интерпретация исторических событий. По словам исследователей, в поэме много заимствовано из ВЗ и НЗ. Ярким примером служит книга Игнатия Богоносца «послание к Римляном».[2]
Автор как будто пытается соединить в поэме, историческое время и постоянно повторяющуюся вечность, в которой «заточён» Агасфер. Этот термин «Заточен» автор использует умышленно, тем самым указывая на неизбежность, в контексте дальнейшей судьбы, Агасфера. Он видит, как проходят века, сменяются цивилизации, но сам он остаётся таким же. Это порождает мотив безысходности, который, по моему мнению, я поставил со временем. Этот мотив тесно связан с предыдущим и является источником главного страдания героя.
Всю ночь по улицам Ерусалима
Бродив, терзаемый тоской и страхом,
Вдруг очутился за стенами града
Перед Голгофой. На горе пустой,
На чистом небе, ярко три креста
Чернели.
Жуковский наполняет поэму об Агасфере глубоким личным и психологическим смыслом, опираясь на тексты Нового Завета — Деяния Апостолов, Послания и Апокалипсис. Это придает вымышленному сюжету эффект подлинности: он начинает восприниматься как реальная история о реальных духовных страданиях. Следует отметить, что библейские отсылки делают текст многомерным, наполняя его дополнительными, скрытыми смыслами и мощными символами. Как показывают Деяния Апостолов и их Послания, первые христиане стремились к полному единству, совместным молитвам и активной проповеди своей веры. Именно такими — смиренными, любящими, но при этом мужественными — видит их и Жуковский. В его изображении они являются верными последователями, чья жизнь — это ежедневное обращение к памяти Христа. Существует множество свидетельств об этом.
Одно из таких: Иоанн Дамаскин о Святых Тайнах пишет: «Тело есть воистину соединенное с Божеством, еже от Святой Девы начало восприя, не яко вознесшееся Тело с небесе нисходит, но яко самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Аще ли же образа, како бывает, ищеши, довольно ти есть услышати, яко Духом Святым: им же образом и от Богородицы Духом Святым Себе Самому и в Себе Самом плоть Господь состави: ниже более что вем, но токмо, яко Божие Слово истинное, действительное и всемощное есть, образ же неиспытанный.»[3]
Жуковский показывает, как Агасфер обретает веру в Христа и вместе с ней понимает, в чём смысл его жизни. Это открытие происходит в атмосфере апокалиптических пророчеств. Поэт добавляет к древней легенде новый эпизод — встречу героя с апостолом Иоанном. Д.В. Долгушин считает, что этот сюжет мог быть навеян «Церковной историей» Евсевия Кесарийского, где описываются события Домостроительства Христово. В Церковной истории можно выявить не мало моментов, например: «Все, что в их там и сям рассеянных воспоминаниях я сочту полезным для поставленной себе цели, я соберу; словно на лугу духовном, я, как цветы, подбираю у старых писателей нужные мне сведения и стараюсь представить их в историческом повествовании как нечто цельное. Я буду рад сохранить память о преемстве если и не всех, то наиболее известных апостолов Спасителя нашего в Церквах славных и посейчас не забытых. В поэме встреча с апостолом помогает Агасферу: его покаяние становится не просто порывом отчаяния, а глубоким, осмысленным решением. Иоанн указывает ему путь к Богу через церковные таинства — Крещение и Евхаристию.
Психологизм поэмы.
Давайте проанализируем по нескольким строчкам поэму. Попробуем раскрыть ее психологический тип или образ героя- Агасфера.
Он нес свой крест тяжелый на Голгофу;
Он, всемогущий, вседержитель, был
Как человек измучен; пот и кровь
По бледному его лицу бежали;
В этих строчках, сразу бросается в глаза моменты, в которых герой испытывает постоянное терзание, или мучения. Постоянный мученик-по доброй воле понимает всю ситуацию целиком и начинает страшится от того, что он видел не просто человека, а Бога. Выделим три момента:
1. Агасфер сразу не понял, что это Создатель. Он увидел измученного, окровавленного человека и не поверил, что это может быть Бог. Он ждал могущественного царя, а ему показали страдальца. Вся его вечная мука — из-за этой роковой ошибки, которую он осознал слишком поздно.
2. Терзания потом и кровью. Он вспоминает это бледное лицо, пот и кровь. Он не может забыть эти страдания, потому что его наказание — вечно всё это помнить.
3. Ему безумно стыдно и больно от своей равнодушности. Он смотрел на страдания Христа равнодушно, со стороны, и не помог. А теперь, когда он прозрел, он испытывает жгучую вину. Он понимает, что Христос нёс свой крест по своей воле, а он, Агасфер, обречён таскать своё бессмертие как наказание.
Но, даже после таких тяжелых душевных мук Агасфер в праве надеяться на прощение Христа. Он жаждет общения с Ним как воздуха. Часто это повторяется в посланиях апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»[4]
Давайте установим некоторые аналогии со Священным Писанием.
По размышлению Долгушина[5] поэме Жуковского важную роль играют библейские мотивы. Один из главных символов — дверь. «Аз есмь дверь овцам»[6] - слова Христа, в повествовании притчи Своим ученикам. Этот термин на мой взгляд является ключевым словом поэмы. Этому сопутствуют некоторые факты:
1. С самого начала мы узнаем, что Агасфер согрешил, не позволив Христу опереться на дверь его дома. Эта история из Евангелия сразу наполняет образ двери глубоким смыслом.
2. Обычно дверь — это просто граница между чем-то. У Жуковского этот термин становится некоторым фактором или символом: можно открыть дверь Богу и принять Христа, или захлопнуть её перед Ним (отвергнуть). Эта идея о "двери-выборе" также берет начало в Библии, где такой образ встречается не раз.
В завершении анализа текста можно подвести некоторый смысловой итог. На мой взгляд поэма «Агасфер» Жуковского — это больше, чем поэма. Это глубокое размышление о вере и смысле жизни. Трагедия героя, обречённого на вечные скитания, показывает, что единственный путь к спасению — это самому сделать шаг навстречу Богу, поверить в Его любовь и открыть ей свою душу.
Список литературы:
[1] Научно-богословский журнал. Высказывание Бурмистровой С.В. С.-264.
[2] Рецепция апостольского текста. С.-265.
[3] Точное изложение православной веры. Книга 3.
[4] АПОСТОЛ. Послание к коринфянам первое. Глава 13.
[5] Академический журнал. С-272.
[6] ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. ГЛАВА 10.