Джон Харт — бывший адвокат и биржевой маклер — стал единственным в истории писателем, который дважды выиграл премию «Эдгар» в категории «Лучший роман» за последовательно написанные романы. Все его произведения стали бестселлерами, переведены на тридцать языков и изданы более чем в семидесяти странах.
В своих интервью автор откровенно рассказывает о том, как бросил успешную юридическую карьеру ради мечты, что лежит в основе его романов, как на их содержание повлияло место, где он родился, и почему готовность рисковать — главное в его творчестве.
От адвоката к писателю: через тернии в звёзды
Джон Харт родился в 1965 году в Северной Каролине. Он никогда не думал, что ему посчастливится зарабатывать на жизнь писательством. Он мечтал об этом, фантазировал, но когда ушёл из юридической практики, чтобы написать свой первый роман, это решение было продиктовано непреодолимым желанием сделать что-то другое — создать из ничего захватывающую историю, незабываемых персонажей, возможно, даже послание.
«Я никогда особо не любил быть адвокатом. Думаю, это как-то связано со всеми этими виновными клиентами».
Когда Харт сказал жене, что хочет уйти с работы ради единственной мечты, которая у него когда-либо была, у них был новорождённый ребёнок, и они планировали завести ещё одного. Жена не работала, но полностью его поддержала, не сомневаясь ни секунды.
Они жили скромно: никаких ужинов в ресторанах, никаких путешествий. Дом продавать не пришлось, но это было интересное время. Харт знал, что шансы на публикацию малы, а шансы написать бестселлер — ещё меньше. Но он ушёл из юриспруденции и никогда не оглядывался назад.
Сейчас опубликовано семь его книг, и все стали бестселлерами. Когда роман «Вниз по реке» получил премию «Эдгар» за лучший роман, Харт начал верить, что ему не придётся умолять о возвращении на старую работу. Когда «Последний ребёнок» выиграл премию «Стальной кинжал» за лучший триллер года, он наконец-то расслабился.
Персонажи важнее сюжета
В отличие от многих авторов триллеров, которые начинают с закрученного сюжета, Харт ставит во главу угла персонажа. Его герои — сложные, часто травмированные личности с богатым внутренним миром. Он не боится исследовать самые тёмные уголки человеческой души: отчаяние, предательство, жажду мести. Но он всегда уравновешивает это светом — верностью, дружбой, надеждой на искупление. Его романы эмоционально истощают, но не оставляют читателя в безысходности.
Один из любимых примеров Харта роман Пэта Конроя «Повелитель приливов».
«Я прочитал эту книгу много лет назад. Если вы попросите меня рассказать сюжет, честно говоря, я едва смогу дать вам общие черты. Но персонажи остаются такими же яркими в моей памяти, как будто я читал роман вчера».
Личная связь: персонажи и место действия
«Последний ребёнок» стал для автора самой личной книгой из всех написанных им. В одном из интервью он признается: «Неслучайно, что Джонни и Джек — оба прозвища Джона». Эта личная связь объясняет ту глубину и эмоциональную насыщенность, с которой Харт описывает своих персонажей.
Харт — уроженец Северной Каролины, и действие его романов разворачивается именно там. Для него вымышленный округ Рэйвен в Северной Каролине — это не просто декорация, а полноценный персонаж. Он кропотливо создаёт атмосферу Юга: его гнетущую жару, социальные коды, готические пейзажи.
Патологическая скрупулёзность
Харт известен своим тщательным подходом к написанию романов. Он работает последовательно, часто переписывая и шлифуя каждую сцену, прежде чем перейти к следующей. Несмотря на вымышленные элементы, его романы основаны на тщательных исследованиях.
Он провёл почти год в библиотеке графства Роуэн, работая над своим первым романом «Король лжи». Для «Безмолвия» он изучал юридические тонкости земельного права, историю рабства на Юге и африканскую религию йоруба.
Риск как творческий метод
С романом «Последний ребёнок» Харт пошёл на большой риск. Его первые романы были рассказаны от лица взрослого белого мужчины. Хотя обе книги имели успех, он опасался, что третья может показаться похожей.
Заставить триллер работать с ребёнком в качестве главного героя — непростая задача. Ребёнок должен быть настоящим: его взгляды, убеждения и поступки, всё, что он видит и о чём думает. Эта задача так пугала Харта, что, когда он впервые начал работу над книгой, то сказал своему редактору: через год тот либо полюбит его, либо возненавидит. К счастью, книга получилась. Хотя финал не был совсем счастливым, он определённо был полон надежды.
Свет и тьма
Харт категорически не согласен с теми, кто считает его книги мрачными. В интервью он объяснял свою творческую философию:
«Люди часто ошибаются в моих намерениях, полагая, что я пишу о тёмном, но это не совсем так. Вместо этого я пишу о поиске света в тёмных местах».
Заключение: риск как творческое кредо
Путь Джона Харта — от адвоката, недовольного виновными клиентами, до успешного писателя, неоднократно получавшего престижные литературные премии, — это история о готовности рисковать. Риск ухода с работы ради мечты. Риск создания триллера с тринадцатилетним героем. Риск соединения жанров и введения мистики в реалистичное повествование. Именно это делает книги Джона Харта такими захватывающими. И, конечно же, тщательная проработка деталей.
А вы готовы рискнуть всем ради своей мечты? Или предпочитаете стабильность? Пишите в комментариях!