Несмотря на профессиональный интерес, к каждой новинке, которая появляется на экранах, я прежде всего подхожу с точки зрения потенциального зрителя. Как и любой из вас, я смотрю трейлеры и кадры, читаю синопсис, чтобы прикинуть – будет ли новый фильм или сериал интересен персонально для меня. Удивительно, но в сериале "Дорогой Вилли", премьера которого состоялась на платформе KION, меня зацепили сразу несколько "крючков". Прежде всего, это шпионский триллер – жанр уважаемый, динамичный, напряженный и увлекательный. Во-вторых, проект переносит нас в 1960-е, эпоху, которую я считаю одной из наиболее эстетически привлекательных. Наконец, действие "Вилли" в большой мере разворачивается в Берлине, городе многообразном, атмосферном и бесконечно красивом. Конечно, такое надо посмотреть...
Итак, вторая половина 1960-х. У власти в Советском Союзе уже Брежнев, но решения на международной арене принимает Политбюро, которым управляет Суслов. Внешняя разведка выясняет, что следствием агрессивной внешней политики США может стать размещение ядерного оружия на территории ФРГ, что ставит под прицел врага европейскую часть СССР. Политбюро в ответ распоряжается отправить к берегам Америки подводные лодки с ракетами, но Брежнев предпочитает сыграть тоньше – через доверенного агента он пытается установить неформальный контакт с канцлером Западной Германии Вилли Брандтом, чтобы вместе снять напряжение, ведущее к новой войне.
Нужно сказать, авторы сериала ловко прикрыли любой стыд огромным фиговым листком открывающих титров и сопровождающего их закадрового текста. Мол, события тех лет до сих пор так сильно засекречены, что мы не можем называть имен агентов, точные даты и адреса, но клянемся, что всё было именно так и никак иначе. Хорошая попытка, но, увы, ведущая к противоположному результату – если до просмотра я был готов поверить в неформальные приятельские отношения представителей высших органов власти Советов и страны НАТО, то с подсказкой окончательно уверился в безудержном полете фантазии сценаристов. Впрочем, это даже хорошо – можно просто отдаться течению воображения авторов, не вдаваясь в детали.
И авторы не подвели – закрутили лихую карусель борьбы разведок, в которой решаются мировые проблемы. Сюжет сталкивает сразу несколько стран, тайный посланник Брежнева вызывает подозрение всесильного КГБ, вездесущего ЦРУ и славящегося своей особенной жестокостью восточногерманского Штази. Два стартовых эпизода заставляют героя понервничать, подраться, посбрасывать хвосты и отказаться от многих личных притязаний ради одного общего дела – ради мира на земле. А пафос "Дорогой Вилли" наводит – будь здоров. Тут и вечное стремление американцев уничтожить "красную заразу", и поднимающий голову недобитый "гитлеризм", и диссиденты, и призрак нового Карибского кризиса. Жизнь планеты буквально висит на волоске.
Всех сюжетных поворотов раскрывать не стану, расскажу лишь, что в качестве главного героя авторы выбрали идеального шпиона, настоящего Штирлица "следующего поколения". Вячеслав Варданов – бывший разведчик, уволенный из КГБ за связь с немкой. Теперь он желает восстановить реноме, поэтому бросается на "берлинское дело" с остервенением и решительностью. Он изобретателен, внимателен и честен – в таких не очень веришь, но в рамках вымышленных подвигов за подобным персонажем следить интересно. Сергей Марин, отрастивший пышные усы, вписался в образ с присущей ему лихостью – обаятельный авантюрист, наш человек.
Куда много более разноплановый образ достался Алексею Розину. Он играет держащего фигу в кармане журналиста Плетнева, имеющего знакомство с ныне живущим в Германии газетным редактором. Героя Розина Варданов берет с собой для наведения мостов и выхода через СМИ на высшее руководство Бундестага. Плетнев – милый гедонист, любитель женщин и алкоголя, но при этом патриот своей страны. Для главного героя он, скорее, обуза, но без этого пухляша, обеспокоенного покупками за границей подарков и лекарств, сюжет утратил бы заметную частичку обаяния.
За обаяние, впрочем, в сериале отвечает не только Алексей Розин. Бесконечно симпатичным в "Вилли" получился Леонид Ильич в исполнении Сергея Маковецкого. В 1960-х Брежнев был еще вполне бодр, и актеру не пришлось изображать шамкающего старика – наоборот, глаза главы Союза горят, он быстро соображает и еще быстрее действует. Под стать ему получились Андропов и Суслов, которых сыграли Юрий Черневич и Владимир Конкин, соответственно. В этих людях чувствуются большие политики, отцы народа, ведущие страну к светлому будущему и радеющие за развитие родины. Они не всегда сходятся во мнениях, но это тоже точка роста. В противоположном лагере, конечно, первую скрипку играет Кирилл Кяро, примеривший пышную шевелюру Вилли Брандта – его лидер правительства Германии колоритен и вдумчив. Этакий "хороший немец", которых в кино часто не хватает.
За действием, разыгранным столь замечательными актерами, интересно следить – сюжет скачет по двум Берлинам, Восточному и Западному, врывается в кремлевские кабинеты и явочные квартиры ЦРУ-шников. Всюду ведется наблюдение, работает "наружка", агентом может оказаться даже мамочка с коляской. Да и задача перед Вардановым и Плетневым стоит нетривиальная – дотянуться до "правой руки" Брандта, чтобы передать устное предложение Брежнева о контакте. Такое не напишешь в записке, не выкрикнешь из толпы, не попросишь доложить охраннику. Но способ все-таки найдется – русские разведчики не сдаются и всегда находят нужное "дупло" для шифровок.
А теперь о минусах, как же без них. Про сюжет я даже заикаться не буду, опираясь на уже упомянутый выше дисклеймер от создателей сериала. Давайте примем эти правила игры – видимо, всё действительно было настолько секретно, что до сих пор приходится петлять, запутывая следы. Например, перевирать привычный нам ход истории. Речь, вроде бы, идет о 1960-х, но сериал начинается со знаменитого Коленопреклонения Брандта в Варшаве, которое случилось в 1970-м. Сам Вилли по сюжету встречается со своей будущей женой Бригиттой, хотя отношения их начались только в 1980-м. В самолете "Аэрофлота" звучит песня "Надежда" в исполнении Анны Герман, записанная в 1974-м. Если создатели хотели нас запутать, им это удалось.
Но скорее всё же произошло другое. Платформа просто сэкономила на консультантах, иначе объяснить множество ляпов просто невозможно. На панораме Москвы нам показывают здание "Смоленского пассажа", построенного в 1998 году, в подземном переходе Берлина музыкант почему-то поет американскую народную песню "Where Did You Sleep Last Night", до исполнения группой Nirvana в 1994-м известную только в паре техасских деревушек. Наконец, стоило бы разобраться с обозначениями, принятыми в Берлинском транспортной системе – U-Bahn там принято выделять синим цветом, а не зеленым, как в сериале. Да и девятку в свое название линия от Леопольдплац до Шпихернштрассе получила только в 1984-м. Мелочи, но больно бьющие по ушам и глазам, хотя это совсем необязательно.
И всё же, несмотря на всю небрежность (или секретность, если мы продолжаем играть в игру с договором о неразглашении подлинных сведений), я сериал досмотрю – благо, осталось немного. Мне действительно интересно, куда фантазия авторов их заведет. Останутся ли они в русле известных событий и сведут Брежнева и Брандта в Крыму в 1971-м или же придумают какое-то неизвестное миру свидание на другой территории в стиле фильмов "Шпионский мост" и "Бархатный сезон"? И я ничего против выдумок не имею – в конце концов, реальные исторические факты могу и в Википедии прочесть, а тут есть интрига и простор для обсуждений. Хорошо же!
Поэтому давайте вместе досмотрим "Дорогого Вилли" и обсудим, что у авторов сериала получилось, а где они совсем заигрались. Непременно пишите в комментариях о вашем отношении к увиденному и делитесь впечатлениями от работ Кяро, Маковецкого и Марина – ваши отклики вдохновляют меня на новые тексты. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, давайте волю фантазии, и...
Увидимся в кино!