Найти в Дзене
ДВС

FAW CA10 vs ЗИЛ-164: Восточный брат или украденный клон? Разбираемся в автомобильной легенде Холодной войны

В мире автомобилей часто встречаются похожие модели, но история FAW CA10 и ЗИЛ-164 — это особый случай, уходящий корнями в политику, идеологию и технологический обмен эпохи Холодной войны. Вопрос «кто у кого украл?» здесь звучит громко, но чтобы дать на него ответ, нужно совершить экскурсию в 1940-е годы. Давайте расставим все точки над и сразу: FAW CA10 не является копией ЗИЛ-164. Обе модели являются независимыми производными от одного и того же американского предка — грузовика International Harvester KR-11. А теперь разберем эту автомобильную детективную историю по полочкам. Американский прародитель После Второй мировой войны Советский Союз остро нуждался в обновлении своего автопарка. В 1946 году на московский завод ЗИС (позже ЗИЛ) поступили документация и оборудование для производства нового грузовика. За основу был взят достаточно современный и удачный американский грузовик International Harvester KR-11. Это была легальная сделка в рамках межправительственных соглашений. Советски

В мире автомобилей часто встречаются похожие модели, но история FAW CA10 и ЗИЛ-164 — это особый случай, уходящий корнями в политику, идеологию и технологический обмен эпохи Холодной войны. Вопрос «кто у кого украл?» здесь звучит громко, но чтобы дать на него ответ, нужно совершить экскурсию в 1940-е годы.

Давайте расставим все точки над и сразу: FAW CA10 не является копией ЗИЛ-164. Обе модели являются независимыми производными от одного и того же американского предка — грузовика International Harvester KR-11.

А теперь разберем эту автомобильную детективную историю по полочкам.

Американский прародитель

International Harvester KR-11
International Harvester KR-11

После Второй мировой войны Советский Союз остро нуждался в обновлении своего автопарка. В 1946 году на московский завод ЗИС (позже ЗИЛ) поступили документация и оборудование для производства нового грузовика. За основу был взят достаточно современный и удачный американский грузовик International Harvester KR-11. Это была легальная сделка в рамках межправительственных соглашений. Советские инженеры адаптировали конструкцию под местные условия и материалы, и в 1947 году с конвейера сошел ЗИС-150 — прямой предок нашего героя, ЗИЛ-164.

 ЗИС-150
ЗИС-150

Советское перерождение — ЗИЛ-164

ЗИЛ-164
ЗИЛ-164

ЗИЛ-164, запущенный в производство в 1957 году, был не новой моделью, а глубокой модернизацией того самого ЗИС-150. Он унаследовал от американского "предка":

  1. Конструкцию кабины и общую компоновку: Узнаваемая угловатая форма с V-образным лобовым стеклом.
  2. Двигатель: 5.5-литровый бензиновый мотор, восходящий к американскому прототипу.
  3. Раму и ходовую часть.

При этом советские инженеры внесли множество изменений: усилили раму, изменили систему питания, увеличили дорожный просвет. ЗИЛ-164 стал настоящей "рабочей лошадкой" советской экономики.

Китайское заимствование — FAW CA10

FAW CA10
FAW CA10

В это же время на другом конце Евразии молодая Китайская Народная Республика, опекаемая СССР, начала строить свою промышленность. Первый автомобильный завод в Китае — FAW (First Automobile Works) — был построен при масштабной технической и инженерной помощи Советского Союза.

Китаю была передана полная документация и оснастка для производства... ЗИС-150. Не ЗИЛ-164, а его прямого предка. В 1956 году с конвейера FAW сошел первый грузовик Jiefang CA10 ("Освобождение").

Так кто же у кого "украл"?

· FAW CA10 — это лицензионная копия ЗИС-150.

· ЗИЛ-164 — это глубокая модернизация ЗИС-150.

Вывод: FAW не копировал ЗИЛ-164. Оба завода — и Московский ЗИС/ЗИЛ, и китайский FAW — брали за основу одну и ту же модель (ЗИС-150), которая, в свою очередь, была лицензионной версией американского International Harvester KR-11.

Это была не кража, а передача технологий в рамках социалистического лагеря. Китай получил от СССР готовый, проверенный и относительно простой в производстве проект, чтобы запустить собственную автомобильную промышленность.

Заключение:

История FAW CA10 и ЗИЛ-164 — это не детектив о промышленном шпионаже, а яркий пример технологического дрейфа. Американский грузовик, рожденный в капиталистической стране, приплыл через океан, был адаптирован в СССР, а затем его клон отправился в Китай, где стал символом индустриализации и выпускался рекордные 30 лет.

Так что, правильнее говорить не "украл", а "унаследовал". Оба грузовика — братья, разлученные тысячами километров, но связанные общей технической ДНК, в которой смешались американские, советские и китайские инженерные решения. Они стали стальными солдатами Холодной войны, которые, несмотря на политические разногласия своих стран, делали одно общее дело — восстанавливали и строили мир.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, ПОДПИШИТЕСЬ на канал, чтобы не пропустить новые автомобильные истории!