В конце июня мы с дочкой были в Архангельске на "Празднике Музыки". В перерыве между выступлениями артистов, мы заглянули в малый дворец "Каприз".
Изначально, во времена Голицына, он состоял из жилого флигеля, библиотеки и сада. После перестройки в 1819 году центральная часть здания стала двухэтажной, внутри расположились гостиные, зал, диванная, кабинет, две спальни, девичья и кухня. В XX веке здание использовалось для хозяйственных нужд, а также как музей и лекторий. С 1985 года и до недавнего времени здесь хранились музейные фонды. Сегодня "Каприз" открыт для посетителей: на двух этажах дворца располагаются выставки (постоянные и временные) фарфора и открытое хранилище керамики, стекла и металла.
Один из залов первого этажа занимает выставка "Образец для подражания". Во втором зале размещена временная экспозиция "Императорский фарфоровый завод. Время Н. Б. Юсупова.1792–1802". Первая продлится декабря этого года, вторая до апреля следующего. Так что - есть еще время успеть увидеть красоту своими глазами.
Правда, как я уже писала, придется покупать билет не только на выставку, но и в парк. Это при Юсуповых прогулться по парку можно было бесплатно, а теперь, увы... Только за деньги. Ну да ладно.
Выставка "Образец для подражания" посвящёна одному из направлений в росписи фарфора усадебной мастерской князя Н.Б. Юсупова в Архангельском: копиям с образцов лучших фарфоровых производств.
Зародившись как причуда и эксперимент, фарфор Юсуповых превратился в выдающееся достижение русского декоративно-прикладного искусства XIX столетия. Усадьба Архангельское, превращенная князем Н.Б. Юсуповым в частный музей, прославилась, в том числе и благодаря фарфоровым изделиям, расписанным художниками, работавшими в мастерской живописи по фарфору.
Н.Б. Юсупов, будучи знатоком европейского фарфора, особенно ценил продукцию Венской и Севрской мануфактур. Его предпочтения отразились в декоре посуды, выпускавшейся на Императорском фарфоровом заводе под его началом (1792-1802). Позднее эти же эстетические принципы легли в основу росписи фарфора в мастерской, созданной в Архангельском.
Художники повторяли композиции и элементы живописного декора изделий Венской и Севрской мануфактур, частного предприятия Даготи, фирмы Стоуна, Кокереля и Легро д’Анизи.
Процесс обучения предусматривал копирование образцов, что являлось важным шагом к овладению искусством создания орнаментов и фигурных композиций. Кроме того, это позволяло восполнять пробелы в княжеских фарфоровых сервизах, которые подвергались износу, и развивать уникальный стиль и авторские приемы декорирования.
Выставка тематически разделена на два блока: одна часть посвящена изделиям, воспроизводящим стилистику Венской фарфоровой мануфактуры, другая – образцам французского фарфора.
Сравнение эталона и воспроизведения позволяет оценить мастерство художников, осмысление ими предложенного материала и умение создать не сухую копию, а оригинальное произведение, которое декором и композицией позволяет безошибочно указать на Архангельское как место своего создания.
Во втором зале представлена экспозиция "Императорский фарфоровый завод. Время Н.Б.Юсупова. 1792-1802", посвящённая изделиям завода, произведённым с 1792 по 1802 год, когда предприятие возглавлял князь Николай Борисович Юсупов.
Князь Николай Борисович Юсупов внес значительный вклад в развитие Императорского фарфорового завода, превратив его в предприятие, чьи достижения работали на укрепление престижа Российской империи. Его влияние распространялось и на художественное оформление изделий, сделавшее завод легендарным.
В 1792 году, указом Екатерины II, Юсупову было поручено управление заводом. Императрица, высоко оценивая его работоспособность, организаторские способности и тонкий художественный вкус, сочла его идеальным кандидатом. Юсупов, будучи ценителем фарфора, тщательно изучал технологии его производства на лучших европейских мануфактурах.
Посетители выставки могут увидеть 118 экспонатов, включая вазы, предметы из Кабинетского сервиза, относящегося к последним годам правления Екатерины II, а также роскошные дежёне (сервизы для завтрака) царствования Павла I, в том числе из Юсуповской коллекции.
Работая на стыке двух эпох – уходящего "золотого века" Екатерины и краткого правления Павла – Юсупов оказал существенное влияние на развитие главного фарфорового предприятия страны, оставив там свой яркий след.