Найти в Дзене

Как я съездила в Воркуту, моя история

Это была не спонтанная поездка. Мысль посетить Воркуту зрела во мне годами, как некий странный романтический вызов. Не курорт, не столица, а город за Полярным кругом, чьё имя звучало для меня как заклинание - суровое, холодное и манящее. Самолёт из Москвы приземлился в аэропорту Воркуты, и первое, что я почувствовала, выйдя на трап, - это воздух. Он был острым, холодным и невероятно чистым. Таким, что первым вдохом казалось, что лёгкие промываются изнутри. Второе - свет. Бывал конец августа, уже чувствовалось дыхание осени, и небо было низким, свинцовым, но при этом наполненным особенным, полярным сиянием. Дорога от аэропорта до города - это первое знакомство с пейзажем: бескрайняя, плоская как стол тундра, уходящая за горизонт. Ни деревца. Только кочки, ягель, мхи и редкие, чахлые кустики. И постоянные следы человеческой деятельности: ржавые трубы, какие то заброшенные постройки, и главное - терриконы. Эти искуственные угольные горы, как стражники, возвышаются над равниной. Он
Воркута 67 параллель
Воркута 67 параллель

Это была не спонтанная поездка. Мысль посетить Воркуту зрела во мне годами, как некий странный романтический вызов. Не курорт, не столица, а город за Полярным кругом, чьё имя звучало для меня как заклинание - суровое, холодное и манящее.

Самолёт из Москвы приземлился в аэропорту Воркуты, и первое, что я почувствовала, выйдя на трап, - это воздух. Он был острым, холодным и невероятно чистым. Таким, что первым вдохом казалось, что лёгкие промываются изнутри. Второе - свет. Бывал конец августа, уже чувствовалось дыхание осени, и небо было низким, свинцовым, но при этом наполненным особенным, полярным сиянием.

Воркута
Воркута

Дорога от аэропорта до города - это первое знакомство с пейзажем: бескрайняя, плоская как стол тундра, уходящая за горизонт.

Воркута
Воркута

Ни деревца. Только кочки, ягель, мхи и редкие, чахлые кустики. И постоянные следы человеческой деятельности: ржавые трубы, какие то заброшенные постройки, и главное - терриконы. Эти искуственные угольные горы, как стражники, возвышаются над равниной. Они некрасивые, но в своей монументальности - впечатляющие.

Терриконы - искусственные угольные горы.
Терриконы - искусственные угольные горы.

Воркута - это город, который смотрит на тебя пустыми окнами. Отток населения из города виден невооружённым глазом: очень много заброшенных домов. В жилом доме могут в каких-то квартирах отсутствовать окна. Город, к сожалению очень стремительно вымирает.

-5

Но стоит свернуть в сторону и ты увидишь другую Воркуту. Центральные улицы с советскими помпезными зданиями, подъездами с лепниной - выглядят относительно живо.

улица Ленина
улица Ленина
улица Ленина
улица Ленина

Я шла по улице Ленина, мимо Дворца культуры шахтёров - величественного, как храм, - и думала о том, какой верой в светлое будущее, в покорение Севера, всё это было построено. И какая трагическая цена за это заплачена.

Дворец культуры шахтёров
Дворец культуры шахтёров

Перед ДК находится фонтан.

-9

Я много читала о ГУЛАГе, о том, что город был построен руками заключённых. Многие шутят, что в городе в своё время было больше академиков, чем в РАН в Москве. Очень много жизней здесь было потеряно ...

Закладной камень для памятника жертвам политических репрессий
Закладной камень для памятника жертвам политических репрессий

Архитектура в городе особая. Конечно, здесь есть и классические хрущёвки, но так как и пленённых архитекторов здесь было достаточно, город получился красивым.

Горный техникум.
Горный техникум.

Я ещё долго гуляла по городу, высматривая напоминания о Советском Союзе.

Монумент «25 лет Воркуте».
Монумент «25 лет Воркуте».

Монумент был установлен в 1968 году в честь 25-летия города. Памятник символизирует труд шахтеров, которые внесли большой вклад в развитие города. Монумент является одним из символов Воркуты.

Я трогала руками полуразрушенные памятники и пыталась представить, что чувствовали здесь люди. Эта поездка - не туризм, это паломничество в самое тёмное и одновременно героическое прошлое нашей страны.

Но Воркута - это не только прошлое. Это и люди, которые живут здесь и сейчас. Я разговорилась с женщиной в местной столовой. Она работала здесь с 80-х. "Да, тяжело, - сказала она, - зима по девять месяцев, полярная ночь выматывает. Но это наш дом. Здесь люди другие - ближе друг к другу. В такую то погоду чужих не бывает".

И правда, в глазах местных читалась какая-то особая, северная стойкость. Не показная, а глубоко внутренняя. Они не жалуются, они просто живут. Говорят, что те, кто пережил здесь хотя бы одну полярную ночь, остаются здесь навсегда, север не отпускает.

Уезжала я с очень смешанными чувствами. Грусть, тяжесть, но и какое-то огромное уважение. Я везла с собой не сувениры, а ощущение прикосновения к другой, настоящей жизни. К истории, которая болит, но о которой нельзя забывать. К силе человеческого духа.

Когда самолёт оторвался от земли, и в иллюминаторе поплыла бескрайняя, серая от первых снегов тундра с чёрными точками шахт, я поняла, что Воркута навсегда останется во мне. Как шрам и как талисман. Как напоминание о том, что есть места, где жизнь - это уже подвиг. И этот подвиг - тихий, будничный, без пафоса - продолжается каждый день за Полярным кругом.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)