Найти в Дзене

Почему ученики и учителя боятся идти в школу?

Учебный год в российских школах начался меньше двух месяцев назад, а уже успел отметиться целым рядом громких происшествий, которые прогремели на всю страну. В одном из субъектов России учитель во время драки с учеником сломал ему кисть руки, в другом-один ученик пробил другому голову молотком. Многие российские школы все больше напоминают не "храмы науки", где формируется целостная и развитая личность, а "гладиаторские арены" с боями без правил. Почему же так происходит? Что случилось с учителями? А с учениками? И Почему в современной школе стало опасно не только учить и учиться, но и просто находиться? В моей правовой практике нередко встречаются дела, связанные с нарушением прав учителей, учеников и их родителей. Как правило, каждая из сторон возлагает вину за чрезвычайную ситуацию в учебном заведении на противоположную: учителя обвиняют нерадивых, невоспитанных и непослушных учеников и их родителей. Ученики винят во всем педагогов, которые, по их словам, не обладают педагогически
Оглавление
Фотография с сайта: https://www.culture.ru/events/788378/igrovaya-programma-a-nu-ka-devchonki
Фотография с сайта: https://www.culture.ru/events/788378/igrovaya-programma-a-nu-ka-devchonki

"Гладиаторские бои" объявляются открытыми?

Учебный год в российских школах начался меньше двух месяцев назад, а уже успел отметиться целым рядом громких происшествий, которые прогремели на всю страну. В одном из субъектов России учитель во время драки с учеником сломал ему кисть руки, в другом-один ученик пробил другому голову молотком.

Многие российские школы все больше напоминают не "храмы науки", где формируется целостная и развитая личность, а "гладиаторские арены" с боями без правил. Почему же так происходит? Что случилось с учителями? А с учениками? И Почему в современной школе стало опасно не только учить и учиться, но и просто находиться?

Медиатор нужен всем

В моей правовой практике нередко встречаются дела, связанные с нарушением прав учителей, учеников и их родителей. Как правило, каждая из сторон возлагает вину за чрезвычайную ситуацию в учебном заведении на противоположную: учителя обвиняют нерадивых, невоспитанных и непослушных учеников и их родителей. Ученики винят во всем педагогов, которые, по их словам, не обладают педагогическим мастерством и не могут наладить контакт с детьми. Родители вторят им, полагая, что их чадо было несправедливо обижено одноклассниками, педагогами, да и администрацией школы тоже.

Довольно часто в таких ситуациях требуется помощь не просто юриста, а медиатора, который может разрешить ситуацию без обращения в суды и другие органы государственной власти. Так, не так давно мама одного мальчика жаловалась на буллинг в отношении ее десятилетнего сына в школе. Причем в травле ее сына участвовали, с ее слов, не только одноклассники сына, но и некоторые учителя, и даже классный руководитель. При общении с участниками данной ситуации выяснилось, что неприязненное отношение к подростку вызвано, во многом, его собственным поведением. Мальчик постоянно задирал своих одноклассников, грубил учителям, чем вызывал ответную негативную реакцию. После детального разбора ситуации со всеми участниками конфликта, ситуация нормализовалась.

Заменить "старого козла" на "молодого жеребца"

Бывают, конечно, и более жуткие случаи, когда выяснение отношений между учителями и учениками становится предметом для рассмотрения правоохранительными органами. Так, недавно в одной из школ Санкт-Петербурга ученица 13 лет обвинила своего учителя физкультуры в сексуальных домогательствах. Девочка заявила матери, что Максим Петрович оставлял ее после урока якобы для отработки упражнений, которые у нее не получались. В процессе отработки трогал ее за все места, в том числе интимные, пытался засунуть руку под майку и в шорты.

Коллеги физрука усомнились в правдивости слов девочки. Учитель работал в школе почти 30 лет и за это время не имел никаких дисциплинарных взысканий. У него было несколько десятков почетных грамот от органов власти Санкт-Петербурга и муниципалитета, он неоднократно был призером различных региональных и федеральных конкурсов на звание лучшего учителя. К тому же у Максима Петровича была жена и трое взрослых детей.

К счастью, для педагога в спортивном зале, где проходили занятия, были установлены видеокамеры. Да и подружка "пострадавшей" девочки Арина рассказала следователю о том, что никаких домогательств не было, а Вика обвинила учителя для того, чтобы заменить физкультурника в классе. В параллельных классах физкультуру вел молодой и красивый выпускник спортивной академии, по которому "сохли" многие девочки в школе, а у них в классе, по выражению Виктории "старый козел". И девочка нашла способ его заменить. После того, как Арина показала следователю ее переписку с Викой в мессенджере, у следователя не осталось сомнений, в том, что педагога оговорили.

Девочка не достигла еще возраста привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложный донос, потому к ней были применены меры воспитательного характера. Теперь у нее новое учебное заведение, в котором она продолжит свое обучение. Но педагог сейчас готовится подавать иск в суд к родителям Виктории о компенсации морального вреда.

Садистские методы воспитания

Конечно, учителя в российских школах также далеко не всегда идеальны и нередки случаи, когда преподавать в учебные заведения идут люди, желающие за счет детей самоутвердиться, с массой психологических, а иногда и психических проблем.

Так, недавно в Ленинградской области родителям при помощи юристов все таки удалось добиться увольнения классного руководителя и завуча школы с многолетним стажем, которая постоянно орала на учеников, обзывала их нецензурными словами. На уроках не выпускала учеников в туалет, даже тех, у кого были медицинские документы, подтверждающие проблемы со здоровьем. Тех, кто разговаривал на уроке, заставляла весь урок стоять около парты, в том числе и малышей. Директор школы и муниципальный отдел образования встали на сторону учителя, однако вмешательство прокуратуры и Министерства просвещения помогли решить данный вопрос.

Нужно сделать российские школы снова безопасными

Можно долго рассуждать о том, кто виноват в происходящем во многих российских школах. В ходе многочисленных реформ образования были утрачены многие важные ценности, на которых основывалось, в частности, советское образование. И прежде всего-взаимное уважение между учениками и учителями, авторитет учителя. Сейчас фактический статус учителя в среднестатистической школе "находится чуть ниже плинтуса". Его не уважают ни дети, ни их родители. К его мнению никто не прислушивается. Так чему и как он вообще может научить?

Многие эксперты давно говорят о том, что у российских детей стало слишком много прав, но про свои обязанности они забыли. Немало родителей с детства воспитывают своих чад со стойким убеждением, что они-центр Вселенной и все вокруг им должны по определению. Безусловно, с таким убеждениями, очень сложно ребенку будет социализироваться в школе.

Необходимо возродить в школе авторитет педагога. Научить детей уважать не только себя, но и окружающих. Школы снова должны стать местами, где формируются основы будущей всесторонне развитой личности. Только вот сколько понадобится времени, чтобы вернуть школе ее былой статус, большой вопрос...

С уважением, кандидат юридических наук Алексей Валерьевич Колотилин

Источник: https://www.9111.ru/questions/77777777724793720/