Люди никогда не перестанут спорить о происхождении жизни и разума во Вселенной, пусть даже известны они нам в одном единственном экземпляре.. Получим ли мы когда-нибудь сведения о других экземплярах, чтобы иметь возможность сравнить, Бог весть, но рассуждать об этом нам никто не мешает. Я не знаю, как живое происходит из неживого, да и никто пока не знает, но вполне могу представить, что с этим живым происходит дальше. Одним из качеств оного является стремление к экспансии. То есть, живое стремится тем или иным способом захватить как можно больше пространства, разумеется, встречая разные препятствия, созданные законами неживой, косной природы.
И одно из главных препятствий - предельная скорость распространения вещества в вакууме - так называемая скорость света. 300000 километров в секунду и ни на метр быстрее. То есть, только до ближайшей к нам тройной системе Альфы и Проксимы Центавра на субсветовой скорости придется телепаться четыре года и столько же обратно. В общем - не слишком долго, но попробуй это субсветовой скорости еще достигни. Так что, скорее всего, мечты о галактических империях, посылающих громадные флотилии в отдаленные области пространства дабы укрепить власть императора, как в романе Эдмонда Гамильтона "Звездные короли" - так и станутся пустыми фантазиями. Равно, как и о бескорыстных братствах разума во Вселенной, как в романе Ивана Ефремова "Туманность Андромеды".
Означает ли это, что земная жизнь, полномочными представителями которой мы - люди - сами себя назначили, откажется от экспансии в внешние миры? Нет, конечно. Ежели мы в ближайшую пару сотен лет себя не угробим, освободив место под солнцем более счастливым видам животных, то обязательно услышим, по выражению Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова в романе "Плеск звездных морей", "как плещутся о берег, очерченный Плутоном, звездные моря". Вот только - как? Даже если мы научимся создавать корабли, способные достигать субсветовой скорости, а сделать это ох как не просто, то что дальше? Рассылать группы отважных космонавтов к ближайшим планетным системам, чтобы они, проведя многие годы в добровольном заточении, наконец, открыли другие обитаемые планеты? Или того хуже, обрекать целые поколения на рождение, жизнь и смерть в гигантских кораблях-ковчегах ради сомнительного счастья колонизации чуждых нам миров?
Как-то все это жестоко, товарищи. Годы и годы висит исследовательский корабль среди неподвижных звезд и только приборы определяют, что он движется. Тут даже самый лучезарный энтузиаст свихнется. Ну а что произойдет в корабле-ковчеге можно прочесть у Роберта Хайнлайна в романе "Пасынки Вселенной" или у Клиффорда Саймака в рассказе "Поколение, достигшее цели". И все же для чего-то дано нам воображение, фантазия - это, по выражению В.И. Ленина "качество величайшей ценности"? Только ли для того, чтобы тешить себя фантастическими выдумками, оставаясь навечно прикованными к одному единственному планетарному шарику? Полагаю, что - нет. Для того и наделил нас Создатель воображением, чтобы мы, населяя сначала родную Землю, а затем и иные земли фантастическим существами, стремились к ним. "Вечно, вечно нас толкает дух искания", писал Алексей Толстой в романе "Аэлита".
Вот только как решить эту задачу, не имея возможности в сколько-нибудь разумные сроки преодолеть пустынные бесконечные равнодушные к нашим мечтами и чаяниям пространства, не превратившись в безмозглых ашиклеков из повести Кира Булычева "Ловушка"? Думаю, рано или поздно, пометавшись от отчаяния к надежде и обратно, люди придут к одному единственному решению. Не отправляться к далеким звездам, так сказать, в готовом виде, что дорого, тяжело и не гарантирует результата, а рассылать, к примеру, оплодотворенные яйцеклетки. Корабль, в этом случае, будет представлять собой летающую лабораторию с замороженными яйцеклетками хомо сапиенсов на борту. Достигнув одной из избранных заранее экзопланет, он с помощью своего электронного мозга определяет насколько пригодна она для заселения и в зависимости от этого решает, стоит ли действовать дальше.
И если условия благоприятны, он совершает посадку и запускает программу выращивания эмбрионов. Когда появляются детки, он их воспитывает, прививая им не культуру, не научно-технические знания, а исключительно - навыки выживания в, наверняка, суровом мире. Особей должно быть достаточно, чтобы новое племя не выродилось, размножилось и создало в будущем на иной планете самобытную человеческую цивилизацию. Да, это все тоже нелегко осуществить и для того, чтобы достичь успеха, придется отправлять не один такой корабль. Да и в этом случае, успех не гарантирован. Более того, те кто будет осуществлять такой проект, никогда не узнают результата, но это единственный способ распространить наш вид за пределы Солнечной системы. Все остальное - жестокая химера.