Найти в Дзене
Сказки юного биолога

Монстры меловых морей

Меловой период (145 - 66 миллионов лет назад) оказался эпохой заката монстров предыдущего (юрского) периода и эпохой расцвета монстров нового образца: более подвижных, более мощных, более искусных в деле истребления всего живого. Ихтиозавры, чей расцвет пришелся как раз на юрский период, стремительно мельчали. Если раннемеловые офтальмозавриды ещё могли похвастаться 7-метровой длиной, то последние редко когда превышали 2 метра от кончика носа до кончика хвоста. И да, действительно последние. В результате сеноман-туронского вымирания 92-93 миллиона лет назад они полностью переселяются в мир иной. Присоединились к ним в этом деле и большая часть плиозаврид, ещё совсем недавно кошмаривших морские биоценозы. А покошмарить им было чем! Голова, длина которой могла достигать трети длины всей "зверушки" была снабжена солидной пастью, вооружённой многочисленными крупными и острыми зубами. Две пары ласт, работающих в противофазе, позволяли развивать в рывке весьма приличную скорость. Зубастость

Меловой период (145 - 66 миллионов лет назад) оказался эпохой заката монстров предыдущего (юрского) периода и эпохой расцвета монстров нового образца: более подвижных, более мощных, более искусных в деле истребления всего живого. Ихтиозавры, чей расцвет пришелся как раз на юрский период, стремительно мельчали. Если раннемеловые офтальмозавриды ещё могли похвастаться 7-метровой длиной, то последние редко когда превышали 2 метра от кончика носа до кончика хвоста. И да, действительно последние. В результате сеноман-туронского вымирания 92-93 миллиона лет назад они полностью переселяются в мир иной.

Последние из могикан
Последние из могикан

Присоединились к ним в этом деле и большая часть плиозаврид, ещё совсем недавно кошмаривших морские биоценозы. А покошмарить им было чем! Голова, длина которой могла достигать трети длины всей "зверушки" была снабжена солидной пастью, вооружённой многочисленными крупными и острыми зубами. Две пары ласт, работающих в противофазе, позволяли развивать в рывке весьма приличную скорость. Зубастость и скорость позволяли крупным видам (вроде 12-метрового раннемелового кронозавра) охотиться не только на рыбу и головоногих моллюсков, но и на других морских ящеров. В принципе, и рыбам было что ответить на действия наглых потомков пришельцев с суши. Лучепёрые ксифактины достигали длины 5-7 метров, а в их практически бульдожьих челюстях имелось немало кинжально острых клыкообразных зубов, способных вырывать вкусные куски из крупных жертв. Думается, что немало морских ящеров (особенно сравнительно небольших размеров) нашли свой конец в желудках этих хищных рыбов.

Жуткая рыба - бульдог
Жуткая рыба - бульдог

А ведь кроме лучепёрых ксифактинов в меловых морях имелись ещё и хрящевые акулы. И это были уже не примитивные акулки предыдущих периодов! Именно в меловом периоде начали стремительно эволюционировать акулы современного образца - быстрые, с мощным кусем, довольно крупные. Кайнозойских размеров они, правда, в среднем ещё не достигали, но и в мелу нередко встречались 4-6-метровые экземпляры. Эти рыбо-монстры вполне успешно переживают вышеупомянутое сеноман-туронское вымирание, чего не скажешь о морских ящерах. Очень немногие плиозавриды продолжили плавать в морях позднее черты 92-миллионолетней давности. И хотя среди них ещё попадались весьма крупные полиптиходоны и брахаухениусы (около 9 метров длиной), но время этих монстров уже безвозвратно уходило.

А-а-а-а-а! Я вымираю!
А-а-а-а-а! Я вымираю!

Но хищные крупные рыбы рано возрадовались отсутствию конкуренции со стороны ящеров. С суши в моря пришли новые монстры, довольно быстро полностью адаптировавшиеся к водной среде обитания. На этот раз это были потомки ящериц, причём конкретных варанообразных ящериц. И сейчас эти ныне полностью сухопутные рептилии способны поразить воображение человека своими размерами, свирепостью и настойчивостью в преследовании жертвы. Серый варан, довольно часто встречающийся у нас в Астраханской области и в Калмыкии может вырастать до 1,5 метров и весить почти 5 кг. Комодский варан (он же комодский дракон) вытягивается до 3 метров и откармливается почти до 1,5 центнеров. Их недавно вымершая родственница мегалания была "маленькой" 9-метровой ящеркой (хотите проверить, отбрасывает ли она хвост?) и могла весить неприличные для ящерицы 2-2,5 тонны.

Мегалания - сухопутный мозазавр
Мегалания - сухопутный мозазавр

Но эти размеры ерунда по сравнению с морскими ящерицами мелового периода - мозазаврами. Крупнейший из них - мозазавр Гоффмана мог достигать длины 17-18 метров и отъедаться на высококалорийной диете из мозазавров меньшего размера, других морских ящерах и рыбе до 15-16 тонн. Свой рептильный хвост мозазавры улучшили "рыбьим" хвостовым плавником, превратив его в свой основной движитель, которому помогали в ускорениях передние ласты. Задние же служили эффективными рулями при поворотах и торможении. В общем получился весьма скоростной, маневренный и зубастый хищник. К тому же ещё и теплокровный и живородящий (что, впрочем, неудивительно для морских ящеров). Эволюция же акул оказалась резко приторможена появлением этих монстров на морских просторах. Но их время ещё впереди, так как приближалось время окончания мезозоя и вместе с ним время господства рептилий во всех сферах.

-5

С наступающим, уважаемые читатели!