Вообще, как таковое театральное искусство в России появилось при царе Алексее Михайловиче, при дворе которого существовал придворный театр, а его сын Пётр I сделал его общедоступным развлечением, но после его смерти в 1725 году дело с первым русским театром заглохло, его труппа распалась, а театральные представления отныне в России если и давали, то только редкие гастролёры из Европы, но при императрице Елизавете Петровне положение капитально изменилось, из самодеятельного кружка вырос полноценный русский национальный театр, у истоков которого стоял купеческий сын Фёдор Волков, которого по праву считают основателем театрального искусства в России.
Будущий основатель русского национального театра родился 9 (20) февраля 1729 года в Костроме, в семье купца, торговавшего кожей, который умер, когда сыну было всего 3 года. На протяжение 3 лет траура семья покойного Григория Волкова жила только благодаря помощи, которую ей оказывал его деловой партнёр ярославский купец Полушкин, за которого мать Фёдора Волкова по истечении срока траура вышла замуж и переехала с детьми в Ярославль. Отчим Фёдора Волкова был человеком добрым и образованным и к своим пасынкам всегда относился как к родным детям, дав им хорошее образование. В 14 лет Фёдор Волков отправился в Москву учиться делу у немецких промышленников и там он впервые увидел профессиональное театральное представление, загоревшись новой идеей, которая с того момента будет определять всю его жизнь, но ещё 3 года он колебался, пока в 1746 году не увидел в Санкт-Петербурге, в который приехал по делам, представление придворного театра и с этого момента он сделал свой окончательный выбор в пользу Мельпомены.
В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получил в управление его кожевенные заводы, однако вскоре отстранился от этого дела и перепоручил управление заводами своему брату, после чего занялся созданием профессионального театра, в котором поначалу он был и главным актёром, и главным архитектором, и главным живописцем, и главным машинистом сцены, и главным переводчиком, и главным драматургом, и главным баснописцем. 29 июня 1750 года в бывшем кожевенном сарае купца Полушкина театр Фёдора Волкова открыл сезон представлением драмы "Эсфирь" и пасторали "Эвмон и Берфа". Театральное искусство понравилось ярославцам и в 1751 году в городе появилось полноценное деревянное театральное здание. Молва о ярославском театре быстро долетела до Санкт-Петербурга и в январе 1752 года труппа театра во главе с самим Волковым отбыла в Санкт-Петербург, где они показали императрице комедию "О покаянии грешного человека" авторства митрополита Димитрия Ростовского, который в 1757 году будет причислен к лику святых. Елизавете Петровне представление понравилось и она оставила волковскую труппу в Санкт-Петербурге, где молодые актёры были приняты в кадетский корпус, где они совершенствовали свои сценические навыки, а также занимались словесностью, иностранными языками и гимнастикой. Учёба в кадетском корпусе повысила уровень труппы Волкова и 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издала указ об основании в Санкт-Петербурге драматического театра, с которого традиционно ведёт отсчёт история русского национального театрального искусства.
Хотя первым руководителем драматического театра и стал бригадир Александр Сумароков, можно смело сказать, что он держался на Фёдоре Волкове, который не только играл на сцене и ставил спектакли, но и сам писал и переводил пьесы (самыми известными пьесами Волкова был "Шемякин суд", "Увеселение московских жителей о масленице", "Всяк Еремей про себя разумей", также именно Фёдор Волков познакомил русских с великим французским драматургом Мольером). В 1759 году Фёдор Волков был командирован в Москву, дабы привести там в должное состояние театр Локателли, в котором до этого гастролировали итальянские труппы, что ему блестяще удалось, а театр Локателли стал предком Большого театра.
Фёдор Волков сыграл решающую роль в дворцовом перевороте 28 июня 1762 года, прочитав с чистого листа манифест о низложении Петра III, не исключено, что он приложил руку и к его скоропостижной смерти, после чего Екатерина II была готова осыпать его наградами, но Фёдор Волков отказался от всех почестей, посвятив себя главному делу своей жизни - творчеству. Весной 1763 года он поставил в Москве маскарад "Торжествующая Минерва", бывший зрелищем демократичным, особое место в маскараде отводилось сатирическим хоральным песням авторства Александра Сумарокова, который к тому времени попал в опалу и с которым Фёдор Волков был очень дружен. Во время постановки маскарада Фёдор Волков простудился и 15 апреля 1763 года скончался, однако дело его продолжило жить.