Найти в Дзене
Дикое поле

Отец русского театра.

Вообще, как таковое театральное искусство в России появилось при царе Алексее Михайловиче, при дворе которого существовал придворный театр, а его сын Пётр I сделал его общедоступным развлечением, но после его смерти в 1725 году дело с первым русским театром заглохло, его труппа распалась, а театральные представления отныне в России если и давали, то только редкие гастролёры из Европы, но при императрице Елизавете Петровне положение капитально изменилось, из самодеятельного кружка вырос полноценный русский национальный театр, у истоков которого стоял купеческий сын Фёдор Волков, которого по праву считают основателем театрального искусства в России. Будущий основатель русского национального театра родился 9 (20) февраля 1729 года в Костроме, в семье купца, торговавшего кожей, который умер, когда сыну было всего 3 года. На протяжение 3 лет траура семья покойного Григория Волкова жила только благодаря помощи, которую ей оказывал его деловой партнёр ярославский купец Полушкин, за которого м

Вообще, как таковое театральное искусство в России появилось при царе Алексее Михайловиче, при дворе которого существовал придворный театр, а его сын Пётр I сделал его общедоступным развлечением, но после его смерти в 1725 году дело с первым русским театром заглохло, его труппа распалась, а театральные представления отныне в России если и давали, то только редкие гастролёры из Европы, но при императрице Елизавете Петровне положение капитально изменилось, из самодеятельного кружка вырос полноценный русский национальный театр, у истоков которого стоял купеческий сын Фёдор Волков, которого по праву считают основателем театрального искусства в России.

Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763).
Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763).

Будущий основатель русского национального театра родился 9 (20) февраля 1729 года в Костроме, в семье купца, торговавшего кожей, который умер, когда сыну было всего 3 года. На протяжение 3 лет траура семья покойного Григория Волкова жила только благодаря помощи, которую ей оказывал его деловой партнёр ярославский купец Полушкин, за которого мать Фёдора Волкова по истечении срока траура вышла замуж и переехала с детьми в Ярославль. Отчим Фёдора Волкова был человеком добрым и образованным и к своим пасынкам всегда относился как к родным детям, дав им хорошее образование. В 14 лет Фёдор Волков отправился в Москву учиться делу у немецких промышленников и там он впервые увидел профессиональное театральное представление, загоревшись новой идеей, которая с того момента будет определять всю его жизнь, но ещё 3 года он колебался, пока в 1746 году не увидел в Санкт-Петербурге, в который приехал по делам, представление придворного театра и с этого момента он сделал свой окончательный выбор в пользу Мельпомены.

Ярославский драматический театр имени Ф. Г. Волкова.
Ярославский драматический театр имени Ф. Г. Волкова.

В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получил в управление его кожевенные заводы, однако вскоре отстранился от этого дела и перепоручил управление заводами своему брату, после чего занялся созданием профессионального театра, в котором поначалу он был и главным актёром, и главным архитектором, и главным живописцем, и главным машинистом сцены, и главным переводчиком, и главным драматургом, и главным баснописцем. 29 июня 1750 года в бывшем кожевенном сарае купца Полушкина театр Фёдора Волкова открыл сезон представлением драмы "Эсфирь" и пасторали "Эвмон и Берфа". Театральное искусство понравилось ярославцам и в 1751 году в городе появилось полноценное деревянное театральное здание. Молва о ярославском театре быстро долетела до Санкт-Петербурга и в январе 1752 года труппа театра во главе с самим Волковым отбыла в Санкт-Петербург, где они показали императрице комедию "О покаянии грешного человека" авторства митрополита Димитрия Ростовского, который в 1757 году будет причислен к лику святых. Елизавете Петровне представление понравилось и она оставила волковскую труппу в Санкт-Петербурге, где молодые актёры были приняты в кадетский корпус, где они совершенствовали свои сценические навыки, а также занимались словесностью, иностранными языками и гимнастикой. Учёба в кадетском корпусе повысила уровень труппы Волкова и 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издала указ об основании в Санкт-Петербурге драматического театра, с которого традиционно ведёт отсчёт история русского национального театрального искусства.

Александринский драматический театр в Санкт-Петербурге, старейший театр России.
Александринский драматический театр в Санкт-Петербурге, старейший театр России.

Хотя первым руководителем драматического театра и стал бригадир Александр Сумароков, можно смело сказать, что он держался на Фёдоре Волкове, который не только играл на сцене и ставил спектакли, но и сам писал и переводил пьесы (самыми известными пьесами Волкова был "Шемякин суд", "Увеселение московских жителей о масленице", "Всяк Еремей про себя разумей", также именно Фёдор Волков познакомил русских с великим французским драматургом Мольером). В 1759 году Фёдор Волков был командирован в Москву, дабы привести там в должное состояние театр Локателли, в котором до этого гастролировали итальянские труппы, что ему блестяще удалось, а театр Локателли стал предком Большого театра.

Кульминация дворцового переворота 28 июня 1762 года.
Кульминация дворцового переворота 28 июня 1762 года.
Либретто маскарада "Торжествующая Минерва".
Либретто маскарада "Торжествующая Минерва".

Фёдор Волков сыграл решающую роль в дворцовом перевороте 28 июня 1762 года, прочитав с чистого листа манифест о низложении Петра III, не исключено, что он приложил руку и к его скоропостижной смерти, после чего Екатерина II была готова осыпать его наградами, но Фёдор Волков отказался от всех почестей, посвятив себя главному делу своей жизни - творчеству. Весной 1763 года он поставил в Москве маскарад "Торжествующая Минерва", бывший зрелищем демократичным, особое место в маскараде отводилось сатирическим хоральным песням авторства Александра Сумарокова, который к тому времени попал в опалу и с которым Фёдор Волков был очень дружен. Во время постановки маскарада Фёдор Волков простудился и 15 апреля 1763 года скончался, однако дело его продолжило жить.

Фёдор Волков на памятнике "Тысячелетие России".
Фёдор Волков на памятнике "Тысячелетие России".

Театры
6771 интересуется