Клеймо на посуде или другом антикварном предмете всегда является источником информации. Чего только не узнаешь, благодаря маленьким буковкам и цифрам на донышке старинного чайника или фарфоровой кружечки! Но с фарфором все далеко не так однозначно. Клейма знаменитых брендов легко подделывались. Впрочем, если у вас есть опыт, то определить можно, конечно. Но ошибок не избежать. Я это по опыту знаю. Но сегодня речь пойдет не о фарфоре, а о металлических предметах сервировки, изделий из олова и серебра.
Если вы думаете, что клеймо мог ставить на свои изделия, кто угодно - это далеко не так. В каждом городе существовал определенный порядок регистрации ремесленников. Кроме того, во многих странах муниципалитет выдавал лицензии, да и гильдии не стояли в стороне. Оберегая свои интересы, они строго контролировали количество мастеров в том или ином регионе.
Так, например 27 апреля 1700 года Гильдия ножевых изделий (Company of Cutlers) предоставила Томасу Новиллу (ок. 1676–1704) корпоративный знак D как изготовителю ножей в Шеффилде. Позже его потомки добавили к букве D - клеймо с перекрещенными ключами. Еще позже, зарегистрировав фирму в Константинополе, правнук основателя Сидни - получил возможность поставить свое имя на знаменитых изделиях, сохранив надпись Sheffield. Так что, случайных букв и надписей на клеймах нет.
Помимо муниципалитета и гильдий еще была пробирная палата, которая своим клеймом гарантировала чистоту металла. А еще на изделиях могли быть особые знаки, которые особо выдающиеся мастера могли получить только по распоряжению высочайших особ, короля или императора.
История приборов Фраже
В 1824 году два брата Альфонс и Иосиф Фраже переехали в Польшу из Франции. На тот момент Польша была частью Российской империи, а спрос на посеребренную посуду был высок. Почему, спросите вы? Да потому что, серебряная посуда выглядела, конечно прекрасно, но позволить себе ее мог далеко не каждый. И все знаменитые фирмы в Европе бросились изобретать способ, как украсить посуду из неблагородных металлов, придав ей настоящую роскошь и утонченность.
И такой способ нашелся. Самые известные мануфактуры (легендарный Christofle, надежный Krupp-Berndorf и другие) стали изготавливать посеребрённые изделия гальваническим методом. Они выглядели так же "дорого-богато", как и серебряные, но стоили значительно дешевле. А братья Фраже в совершенстве владели способом превращать неблагородные металлы в изящные и прекрасные предметы сервировки.
Братья открыли фабрику в Варшаве, и уж в 1830-е годы их изделия получили серебряную медаль. А в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде фирма Фраже удостоилась высочайшего звания «Поставщика двора Его Императорского величества» и золотой медали. И тогда на их клеймах появляется клеймо с двуглавым орлом. Посуду Фраже заказывали самые прославленные королевские дворы Европы, она экспортировалась в Персию и Турцию.
Особые клейма вдов
Такие клейма отражают совершенно разные события в жизни их создателей. Иногда - совершенно трагические. Сейчас речь пойдет конкретно о Франции, где преждевременная смерть главы семьи мануфактуры часто была ужасным событием для его семьи и вдовы. Согласно правилам гильдий серебряных дел мастеров, все инструменты покойного мужа подлежали уничтожению, чтобы предотвратить незаконное занятие профессией. А мастерская должна была быть закрыта.
Но иногда вдовам удавалось получить разрешение самостоятельно вести дела. Конечно, она не могла стать полноправным членом гильдии, ей не разрешалось присутствовать на собраниях, участвовать в выборах старост, но она могла продолжать дело. И тогда на продукции ставилось особое клеймо, которое встречается довольно редко. Обычно это была буква V, означавшая слова "вдова", поставленная перед клеймом умершего мужа.
Парадное клеймо
Такие клейма тоже встречаются довольно редко. В этом случае, клеймо не просто ставится на донышке посуды, или другом незаметном месте. Клеймо выставляют напоказ, вплетают в узор, декорируют рисунками и узорами. И как вы сами понимаете - это безусловно демонстрирует гордость фирмы за свои изделия. Такими клеймами украшаются самые достойные образцы! Мне попался чайник от очень достойной и старой шеффилдской мануфактуры Walker & Hall Sheffield.
Основателем компании был Джон Харрисон. Он первым в Шеффилде получил лицензию на гальванический способ серебрения. Позже к нему присоединился Генри Холл, после чего предприятие получило свое полное название. Их изделия отличаются великолепным качеством, изысканным мастерством, стойким серебрением.
Конечно, вещи с историей стоят дорого. Но приобретая их, вы приобретаете не просто красивые предметы, а результат труда нескольких поколей надежных, трудолюбивых мастеров, переживших невзгоды и беды, потери и поражение, успех и славу, и сумевших пронести свои бесценные навыки сквозь века. Это поистине вызывает восхищение!
💥Мой телеграмм канал Пишите, спрашивайте, любуйтесь, приобретайте! Если у вас есть вопросы - с удовольствием отвечу! А если тема для статьи - то постараюсь найти самую подробную информацию!
Еще статьи на канале: