Найти в Дзене

«Самое важное — это красота и ценность жизни человека», — Антон Артемьев об актуальных темах репортажей

Телевизионный журналист Антон Юрьевич Артемьев в интервью для Школы журналистики имени Владимира Мезенцева рассказал об идеальном репортаже и актуальных темах для сюжетов. — В профессию я пришёл по стопам матери, она занималась журналистикой. И уже в седьмом классе я пошёл работать в газету. Сначала писал рассказы, потом начал писать заметки и, как следствие, поступил на факультет журналистики и связал свою жизнь с профессией. — Драйвовый период жизни длился 17 лет, когда я работал для телекомпании НТВ и создавал сюжеты из Юго-Восточной Азии, в частности из Гонконга. Это непростые и очень забавные темы. Например, я снимал материал о том, как фермеры Гонконга на крышах небоскрёбов создают огороды и сдают их в аренду местным жителям. Там земли очень мало, тем более для сельскохозяйственной деятельности, в самом городе её нет. Люди, которых это интересует, берут на вооружение и специально платят деньги за то, чтобы на крышах небоскрёбов выращивать помидоры и огурцы, патиссоны и цветы. — С
Оглавление
   Телевизионный журналист Артемьев Антон Юрьевич. Интервью о репортажах Владислава Мироненко
Телевизионный журналист Артемьев Антон Юрьевич. Интервью о репортажах Владислава Мироненко

Телевизионный журналист Антон Юрьевич Артемьев в интервью для Школы журналистики имени Владимира Мезенцева рассказал об идеальном репортаже и актуальных темах для сюжетов.

— Как Вы пришли в профессию и почему выбрали именно журналистику?

— В профессию я пришёл по стопам матери, она занималась журналистикой. И уже в седьмом классе я пошёл работать в газету. Сначала писал рассказы, потом начал писать заметки и, как следствие, поступил на факультет журналистики и связал свою жизнь с профессией.

— Какие проекты были самыми необычными в Вашей практике?

— Драйвовый период жизни длился 17 лет, когда я работал для телекомпании НТВ и создавал сюжеты из Юго-Восточной Азии, в частности из Гонконга. Это непростые и очень забавные темы. Например, я снимал материал о том, как фермеры Гонконга на крышах небоскрёбов создают огороды и сдают их в аренду местным жителям. Там земли очень мало, тем более для сельскохозяйственной деятельности, в самом городе её нет. Люди, которых это интересует, берут на вооружение и специально платят деньги за то, чтобы на крышах небоскрёбов выращивать помидоры и огурцы, патиссоны и цветы.

— Что самое сложное в профессии телевизионного журналиста?

— Сообщать о трагедиях. Я снял достаточно материалов в Иркутске, а там было больше всего авиакатастроф. Помимо того, что видел это всё собственными глазами — кровь и боль — я должен был в моменте рассказать эти страшные факты. И это часть журналистики, которая рассказывает людям о жизни, так же, как и о громких преступлениях или военных действиях.

— Какой Ваш проект вызвал наибольший резонанс?

— Многие работы вызывали резонанс. Я это понимал после звонков недовольных чиновников, когда это касалось социальной справедливости. Таких репортажей было более чем достаточно. Раньше, в начале 2000-х, цифровая журналистика была не так развита, и всё, в первую очередь, выходило по телевидению. Обратную связь можно было получить, когда с тобой разговаривали на улице, звонили заинтересованные люди, когда звонили в редакцию из администрации те, кого это касалось.

— Большие репортажи и фильмы могут создать резонанс?

— Да. Одна из первых работ, которая была важна и вызвала резонанс — это фильм «Последние люди племени», который вышел на телеканале «Россия» давным-давно, в период моей молодости. Он о тофаларах, самой малочисленной народности в России, которая живёт в горах Саян. Их очень мало, и всё, что связано с их аутентичностью, этнографией — под угрозой исчезновения. Все проблемы, связанные с этой народностью, я постарался изложить в этом фильме. Его номинировали на «ТЭФИ», хотя я был очень молод. Тогда я почувствовал, что это была очень важная работа. Я вижу, что им угрожает, насколько они ранимы, насколько большой мир давит на них. И думаю: а смогут ли они сохранить свою самостоятельность и аутентичность?

— Кто из коллег повлиял на Ваш стиль работы?

— Назову одного из таких людей: он в большей степени не журналист, он писатель. Его зовут Евгений Прилепин, по псевдониму «Захар Прилепин». Он научил, как надо выстраивать, передавать жизненные истории. После того, как я прочёл книгу «Обитель», для меня стало несомненно, что это очень большой, великий русский писатель. Что касается телевизионных журналистов, их очень много, всех не перечислить. В своё время был популярен и учил отношению к профессии проект «Намедни» Леонида Парфёнова. Самое важное, чему я научился у него, — что есть жизнь настоящая, не парадная, которую необходимо передавать, чтобы люди видели какие-то стороны, которые позволят сказать: «Да, это клёвый журналист, классный, он правдиво рассказал о жизни, это очень важно». А у нас очень любят порой приукрашивать. Важно видеть события в жизни как историю, которая идёт на твоих глазах. Поэтому важны факты и тенденции. Эмоции тогда становятся лишь краской к полотну, но суть не в них.

— Каким должен быть идеальный репортаж?

— Чем шире кругозор, чем больше знаний у журналиста, тем ярче он может создавать произведения. Именно так, со всеми красками, оттенками, какими-то неожиданными поворотами. Главное, чтобы герои репортажей раскрылись и рассказали, как всё было на самом деле, на камеру, не стесняясь. Журналиста не должны бояться, ему должны доверять. И тогда можно передать жизнь такой, какой она является. Это самое сложное и самое важное.

— Какие темы для репортажей особенно важны и актуальны сейчас?

— Темы всегда одни, я так думаю. Первое и самое важное — это красота и ценность жизни человека. Человек на первом месте. Далее гуманитарные темы, они очень чётко считываются в военной хронике, они касаются детей, потом уже, конечно, животных. Эти темы люди смотрят чаще. Если говорить про новости, то это всегда военные конфликты, катастрофы и погодные явления, которые являются угрозой жизни для человека. В первую очередь смотрят то, что может представлять угрозу жизни, даже такие завораживающие явления, как извержение вулкана или серьёзные лесные пожары.

— Длительность репортажа влияет на восприятие сюжета?

— Бывают маленькие репортажи, которые до глубины души поражают, а бывают большие. Но иногда даже формат не имеет значения, важна сама история, насколько она цельная, насколько она пронизана силой человека или масштабом ситуации. Если это касается каких-то событий или происшествий, то это всегда очень трогает творческого человека, тем более журналиста.

— Если бы Вы писали книгу о своём творческом пути, как бы она называлась?

— Допустим, «Проще простого». Это та фраза, которая привела меня в журналистику, потому что когда-то в детстве я решил, что может быть проще, чем приходить на какое-нибудь мероприятие и потом о нём рассказывать, ехать куда-нибудь в путешествие и потом рассказывать о нём, с удовольствием описывая все детали, которые с тобой произошли.