Найти в Дзене

Мы не хотим «коммунии»...

«Большевики разобьют кадет; и не так большевики одолеют их, как сам народ и крестьянство, которому житья нет от «кадюков». А за «кадетами» явятся большевики и снова начнут ездить на нашей шее. Мы не хотим «коммунии», а желаем сами быть у себя хозяевами. А для этого нам нужно сначала выгнать добровольцев, а потом не допустить к себе коммунию. Когда крестьяне в других губерниях узнают, что существует в одном месте крестьянская власть, то захотят иметь и у себя такую же крестьянскую власть». Иван Давыдов публикует интересный цикл заметок о различных протогосударственных образованиях, появлявшихся на границах Российской империи в конце XIX – начале XX века. Уже написал про Соединенные Штаты Желтуги, которые появились в 1885 году на самой границе с Китаем (а если точнее, то прямо на территории Китая) благодаря российским старателям, мывшим золотишко на Желтугинской золотой жилы. А сейчас про крестьянскую республику, что возникла на территории Черноморской губернии в 1919 году (в районе ныне
Деньги крестьянской республики в Черноморской губернии
Деньги крестьянской республики в Черноморской губернии
«Большевики разобьют кадет; и не так большевики одолеют их, как сам народ и крестьянство, которому житья нет от «кадюков». А за «кадетами» явятся большевики и снова начнут ездить на нашей шее. Мы не хотим «коммунии», а желаем сами быть у себя хозяевами. А для этого нам нужно сначала выгнать добровольцев, а потом не допустить к себе коммунию. Когда крестьяне в других губерниях узнают, что существует в одном месте крестьянская власть, то захотят иметь и у себя такую же крестьянскую власть».

Иван Давыдов публикует интересный цикл заметок о различных протогосударственных образованиях, появлявшихся на границах Российской империи в конце XIX – начале XX века.

Уже написал про Соединенные Штаты Желтуги, которые появились в 1885 году на самой границе с Китаем (а если точнее, то прямо на территории Китая) благодаря российским старателям, мывшим золотишко на Желтугинской золотой жилы.

А сейчас про крестьянскую республику, что возникла на территории Черноморской губернии в 1919 году (в районе нынешнего Сочи и его окрестностей).

Я с удивлением узнал, что в 1918 году Черноморская губерния была занята войсками Грузинской республики. Что еще интереснее, грузинские власти оказались куда демократичнее и добровольческих образований Деникина, и выбивших их позднее красноармейцев. Советские учреждения ликвидировали, но ввели широкое самоуправление и русский зык не «отменяли».

-2

Но не удивился, что крестьянскую республику возглавили представители эсеров, а главнокомандующим крестьянской армии стал выпускник Пажеского корпуса, лейб-гвардеец, георгиевский кавалер, герой Русско-японской и Первой мировой войн Николай Воронович.

-3

Кстати, он был не только офицером, но и журналистом. Во время русско-японской войны, куда он отправился добровольцем, Николай Владимирович писал очерки, озаглавленные «С театра военных действий». Все они были опубликованы в «Русском слове».

Пересказывать текст не стану – задача неблагодарная, да и пишет Иван лучше меня. Оставлю ссылку на его текст

Интересно другое, крестьяне смогли сорганизоваться. На территории зеленой республики заработали свои органы власти. Они даже банкноты начали печатать!

Комитет Освобождения Черноморской губернии
Комитет Освобождения Черноморской губернии

Однако, закончилась вся эта вольница быстро. Сначала по крестьянской республики прошлись отступающие казаки Шкуро, потом пришли большевики.

Сам Воронович ушел в горы. Потом переправился за границу. Скитался по Европе, в 50-х переехал в Америку. В эмиграции работал лесорубом, но не забывал про журналистику, публиковался в эсеровском журнале «Воля России». После переезда в США писал для нью-йоркской газеты «Новое русское слово». Выпустил мемуары о той самой крестьянской республике в Сочи. Умер в 1967 году в возрасте 80-и лет.

В завершение цитата из текста Ивана Давыдова...

«Что есть в этой истории? Понятный ужас простых людей, за годы войны и революции невообразимо уставших и готовых тихое свое обывательское счастье защищать с берданкой в руках. Понятная наивность и самих крестьян, и лидеров движения. Но еще – удивительная, сегодня, пожалуй, даже и непредставимая готовность к самоорганизации на горизонтальном уровне. Была она, оказывается. Была. Было сознание своих прав и желание права отстаивать. Буквально – до последнего».

Небольшое историческое исследование о Комитете освобождения Черноморской губернии - «К 100-летию Комитета освобождения Черноморской губернии».