Недавно услышала разговор сына-второклашки с другом. Он говорил что у них в классе учится очень глупая девочка. Она совсем ничего не понимает по математике.
Я поговорила с сыном, объяснила, что не стоит оценивать людей по их успеваемости, не стоит вешать на них ярлыки из-за их ошибок и непонимания.
Вроде бы понял.
Но эта ситуация подняла во мне волны воспоминаний о том, как складывались мои отношения с мальчишками в школе и после, и сейчас я понимаю как много травм, потерь, боли и разочарования формировалось уже тогда, буквально в детском возрасте.
Миша
Миша пришёл к нам во втором классе. Насколько я помню, первый класс он был на домашнем обучении из-за частых болезней. Его родители - учителя: папа преподавал математику у старшеклассников, мама была преподавателем музыки.
С Мишей мы почему-то очень быстро подружились. Не знаю, что у нас было общего, но нам было интересно вместе: он много шутил, показывал фокусы, а я хохотала и искренне по-детски удивлялась исчезновению предметов.
На одном из родительских собраний моя мама познакомилась с его мамой. Так я попала в музыкальную школу в класс фортепиано. Разумеется, к Мишиной маме.
Не знаю, ненавидела ли она меня потому, что я дружу с её сыном, над которым у неё была невероятная гиперопека, или же потому, что я была не слишком талантлива в музыке... Но, так или иначе, несмотря на все мои старания, на отработку произведений дома, на сдачу экзаменов на четвёрку, она всё равно на уроках орала как ненормальная.
Не знаю откуда во взрослом человеке может быть столько ненависти. Учителя часто говорят, что они не справляются из-за большого количества детей в классе. Здесь же было индивидуальное занятие, но в мой дневник смело летели двойки и колы, она била крышкой пианино, от чего я подпрыгивала на чёртовом крутящемся стуле, напряжение сказывалось и на школьной успеваемости, где учителя тоже не могли похвастаться терпением и душевной теплотой.
Миша же тем временем отлично играл и на скрипке, и на фортепиано, а в дневнике у него были одни только пятёрки.
И наша с ним дружба стала угасать.
Из лучших друзей мы вдруг превратились во врагов. Что послужило началом, точкой отсчёта - не помню. Может быть, я стала переносить обиду на него, а может, он, видя отношение своей матери ко мне, стал отдаляться.
Так или иначе, дружба наша была окончена.
Петя 1
С Петей за одну парту меня посадили классе в пятом. Он - хулиган и раздолбай, такой, по которому фанатеют все девчонки. Я же особого фанатизма не выказывала, да и вообще, наверное, отличалась от большинства девочек предпубертатного возраста своей простотой, что, наверное, его и привлекло. Мы с ним много болтали, шутили, он нравился мне своей лёгкостью, беззаботностью, мне было обидно когда его ругали учителя, всегда казалось что они не видят в нём то настоящее, что скрывается за плохой успеваемостью и протестным поведением.
Проблема была лишь одна: в Петю была влюблена моя сестра-погодка, с которой мы учились в одном классе.
Отношения с сестрой всегда были непростыми: она - мамина любимица, отличница и красавица. Я же - сплошной комок проблем, "паршивая овца в стаде", - как говорила сестра.
Но, несмотря на это, я очень её любила. И зависела от неё, от её отношения, от её настроения. Когда она была весёлой, мы шли домой со школы и болтали, я была самой счастливой девочкой на свете, даже если знала что дома меня ждёт взбучка за тройки или двойки. Если же она злилась и не разговаривала со мной, я просто плелась за ней следом, ощущая всю тяжесть детского портфеля и жизни.
Помните, в то время были популярны анкеты для друзей? Такие тетрадочки, где ты пишешь разные вопросы, и даёшь друзьям домой, чтобы они заполнили ответы на эти вопросы, и вернули тетрадочку себе. Вот такую анкету я дала заполнить Пете.
Он вернул мне анкету на следующий день, и дал мне домой заполнить свою.
На страничке его ответов были нарисованы сердечки и надпись: Я тебя люблю.
Увидев это, сестра расстроилась и обиделась на меня. Тогда я в Петиной анкете нарисовала сердечки и написала: Я люблю НЕ тебя. И показала сестре. Она обрадовалась, и продолжила со мной общаться.
А наша с Петей дружба перешла в войну. Он начал постоянно меня цеплять, обижать, однажды я даже не выдержала и побила его прямо на уроке перед двумя учителями.
Нас рассадили.
Петя 2
С другим уже Петей нас посадили вместе классе в седьмом. Он - очень спокойный, тихий, хороший ученик. Ну и я, к тому времени уже раздолбайка и практически двоечница.
Нам было очень интересно вместе. Поразительно, но мы смотрели один и тот же сериал, который никто кроме нас в классе не смотрел. Когда сериал закончился, а я не смогла посмотреть последнюю серию, потому что мама наказала за оценки, Петя пересказал мне окончание сериала.
Но у меня была подруга, Олеся. И на некоторых уроках я пересаживалась к ней.
Не потому, что мне очень хотелось сидеть отдельно от Пети, а потому что к тому времени я уже полностью научилась забивать на свои желания и действовала в угоду другим, а Олеся очень хотела со мной дружить.
Тем не менее, уроки, на которых я сидела с Петей, мне нравились намного больше.
Но классный руководитель была недовольна моими постоянными перебежками, и в итоге пересадила меня к Олесе.
Мне очень хотелось плакать, как будто я переехала в другую страну и больше никогда с Петей не увижусь. Но я сдерживалась, грустила, проживала эту утрату молча, никогда никому об этом не рассказывала.
Так и второй Петя из моей жизни исчез.
Спустя годы... Егор
Дальше в моей жизни понеслась какая-то каша. Постоянные конфликты, трудности и много-много-много стыда... Я плохо разбиралась кто как относится ко мне, была озлоблена на весь мир, ведь дома меня ненавидели, в физ-мат лицее, в который мы с сестрой перешли в 10 классе, я была самой глупой, что, безусловно вызывало пренебрежение со стороны мальчишек-математиков.
Я буквально гасла на фоне сестры, которая взбиралась на вершину успеха: отличница, красавица, целеустремлённая и заметная. Я уже не питала надежд заполучить её признание и хорошее отношение, я понимала как сильно она меня ненавидит, я просто злилась на всех, резала себя, носила абсурдную одежду, моё психическое расстройство набирало обороты.
Серьёзных отношений у меня не было, меня привлекали мальчишки, которые не обращали на меня внимания.
Что уж говорить, что уже годам к 18 я повелась на красавчика Егора, который вдруг почему-то проявил по отношению ко мне симпатию.
До его инициативы я его даже не замечала, но как только почувствовала интерес с его стороны, влюбилась по уши.
Конечно, сейчас я уже понимаю, что это была сильная зависимость, но никак не настоящая любовь. Но в то время я не могла без него жить, дышать, у меня был дикий страх при мысли что он может от меня отказаться, хотя мы ещё даже и не были в отношениях.
Новый год я отмечала с сестрой и подругами. Егор напросился с другом к нам, и мы, конечно, позвали и их.
"Никогда бы не подумала что нам с Юлей нравится одинаковый типаж парней", - сказала сестра тайком подружкам.
В ту новогоднюю ночь мы с Егором впервые поцеловались, и игра началась.
Мой страх реализовался: Егор отказался от меня, сказал что нам нужно расстаться. Такой боли я никогда ещё не испытывала, но даже не представляла сколько боли ждёт меня впереди.
Он звонил - я прибегала, и он спрашивала зачем я прибежала.
Он отталкивал, снова звонил, говорил что любит, потом - что я не нужна, но быть ненужной уже было настолько невыносимо, что на следующее "люблю" я снова была у его ног.
"Вот скажи, почему твоя сестра так классно одевается? Может ты тоже будешь так одеваться?" - спросил он однажды.
И удивительно, но это звучало естественно. С убитой самооценкой я даже не нашла противоречий в его словах. Это было больно, страшно, но как будто НОРМАЛЬНО.
Отношения с Егором так ничем и не заканчивались. Из них я сразу перепрыгнула в отношения с первым мужем, где мой внутренний ад вырвался наружу, проявился в реальности. После - отношения с женатым мужчиной, скандалы, боль, это всё есть на моей страничке, не буду снова поднимать эту тему...
Я лишь хочу попросить мам мальчишек: пожалуйста, научите сыновей быть более бережными по отношению к девочкам. Это не про то, чтобы угождать им во всём. Не про то, чтобы беспрекословно выполнять их требования. Это лишь о понимании слабости.
И я хочу попросить мам девочек: пожалуйста, цените их. Не отталкивайте, не оценивайте, разрешайте им быть собой.
Цените детство.
Спасибо.