Совсем недавно по главным телеканалам и прочим СМИ прошли громкие поздравления с юбилеем одного из самых известных деятелей советского и российского кино во всём мире. Речь, конечно, о 80-летии Никиты Сергеевича Михалкова — народного артиста, лауреата множества госпремий, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», оскароносца и прочее, прочее. Устанут пальцы набирать все его заслуги — уверен, что они реально заслуженные.
Казалось бы, при таком бесспорном признании, о котором говорят самые престижные государственные и международные награды и звания, говорить о Никите Сергеевиче полагается только тихо, с уважительным придыханием. А я после всех услышанных и увиденных дифирамбов задумался — а вот что я лично могу вспомнить про Михалкова? Я не критик, не киновед и не историк искусства. Обычный человек с более-менее нормальной эрудицией и кинематографической насмотренностью среднего уровня. Не сильно увлекающийся политикой, но и не игнорирующий её целиком. И картина у меня получилась, откровенно говоря, двоякая.
Я не хочу пересказывать «Википедию» или прочие замыленные и тем более сомнительные источники. Хочу разделить текст на две части — мои какие-то суждения и цитаты самого Никиты Сергеевича. С первой частью вы можете не согласиться и поспорить, в том числе и в комментариях — я всегда этому только рад. А вот вторая — это то, что называется «из песни слов не выкинешь. Спорить с цитатами бессмысленно, но вот оценить их — очень даже можно. Так что меня крайне интересует ваша реакция и на эту часть статьи.
«Мой» Михалков: актёр, режиссёр, человек с хорошим чувством юмора и пропагандист
Изначально последовательность была именно такая: лично для меня талант Никиты Михалкова в первую очередь — актёрский. Может быть просто потому, что я как обычный зритель не всегда умею оценить гений режиссёра — ведь не он один отвечает за успех ленты. Но, что нельзя не отметить, за неуспех и тем более провал почти всегда именно режиссёр отдувается в одиночку. Особенно, если речь идёт про режиссёрское, а не чисто продюсерское кино. Или если режиссёр — такая глыба, что списать на продюсеров не получится ни при каких условиях. И втройне — если режиссёр сам свой шедевр и продюсирует.
Как актёр Михалков работает прям очень круто. Мне нравится, что он не только торгует лицом и интонацией, он весь — актёр. Пластика, экспрессия, погружение — причём как в положительных, так и отрицательных ролях. А ещё не боится ничего — в грязь так в грязь, в болото так в болото. Да хоть голым на мороз. Здесь (это моё мнение) звёздности у него нет. Её с головой хватает в других жизненных и творческих проявлениях — в том числе и в актёрской «мании величия», которую не раз обыгрывали даже в КВН. Если эпизод или небольшая роль — то царь или главный присяжный. Ну, понятно, в общем 😊.
Чувство юмора у Михалкова было всегда. Кто не верит — пересмотрите «ПрожекторПерисХилтон» с его участием. Даже если учесть, что добрая половина шуток — это сценарные заготовки, импровизирует Никита Сергеевич отменно. И в целом у него нормальный, здоровый юмор. Жаль, что в последнее время в его речах юмора меньше, чем какой-то… Не юмора 😊.
Режиссура Михалкова у меня на третьем месте. Из картин, которые мне нравятся больше всего, на первом месте лента «12». Да, сто пятый раз обыгранный сюжет. Да, есть более громкие мировые экранизации. Да, конъюнктура и попытка обыграть чеченскую тему — как сейчас говорят, словить хайп. Но для меня фильм — крутейший. Я думаю, что только Михалков смог так подобрать великий (!!!) актёрский состав и заставить многих из них их сыграть, возможно, за гранью своих возможностей. Сцену с участием Гармаша, где он рассказывает про ребёнка, я пересматривать и вовсе не могу, она просто рвёт меня на части, вот такой я сентиментальный. А Сергей Газаров? А великолепный, обожаемый мной Маковецкий с ещё блистательным в те времена Ефремовым? Да все там отлично сработали — и Михалков (как режиссёр) тоже.
«Родня» тоже — шикарный фильм. Ещё один из немногих, где даже я вижу крутейшую работу именно режиссёра. Ну, и актёры, естественно — традиционная сила Никиты Сергеевича. Увы, даже они не всегда спасают.
Поэтому на другой чаше моих весов у Михалкова-режиссёра неудачных, не понятых мной (и не только мной) работ больше. Перечислять их все не буду — в большинстве случаев они всем известны. «Цитадель» я не смог осилить ни с первого, ни со второго раза. От «Солнечного удара», снятого по нескольким рассказам и дневникам Бунина, очень легко неправильно оценить творчество самого Ивана Алексеевича — нобелевского лауреата по литературе, если кто вдруг забыл. Как в том анекдоте: «Хреново поёт ваш Доминго! Мне сосед вчера напел — такая ерунда, не передать!»… Хорошо, что Бунина я прочитал и оценил до этой картины.
И, наконец, политическая пропаганда. Должен признать, что только стереотипное уважение к Михалкову и нелюбовь к тупой обсираловке заставила меня поставить этот пункт ипостасей Никиты Сергеевича четвёртым, а не первым. Однако сам маэстро в последнее время широкой аудитории знаком, увы, лишь по этой своей деятельности — причём преимущественно именно обсираловского типа.
Я глубоко убежден в том, что настоящие люди искусства не должны лезть в большую политику. Исключение — если при этом они перестают быть людьми искусства и делают кардинальный разворот в своей карьере и жизни. Как сделал, например, Рональд Рейган и один не очень умный украинский комик. Примеры кардинально противоположные — для объективности.
Но уж в пропаганду идти, сохраняя статус «великого режиссёра» — это для меня уже совсем не про творчество. Важно отметить — я говорю сейчас не о поддержке власти, а о гражданской позиции как таковой. Мне точно так же было бы не очень приятно видеть Михалкова на острие оппозиционной пропаганды, как и на то стороне, которую он с такой яростью отстаивает сегодня. Искусство, как и спорт — хотя бы формально должны сторониться политики, хотя бы в настоящем времени.
Мне крайне неприятно смотреть «Бесогон» Никиты Сергеевича. Хотя бы просто потому, что многие его фразы никак не ассоциируются с умным человеком в здравом уме. Ответы на критику в духе «а у вас там негров линчуют» и «это всё либеральные г*вномёты» крайне сложно назвать сильной аргументацией. Не говоря про чипирование людей через вакцины и прочие сомнительные речи. Впрочем, здесь лучше передать слово самому Никите Михалкову.
Из песни слов не выкинешь. Из жизни — тоже. Цитаты Михалкова.
Дальше — только прямая речь автора. Не буду утяжелять текст ссылками и описанием временных периодов — при желании всё цитированное без проблем можно найти в первоисточниках — статьях, интервью, авторских передачах самого Михалкова и так далее.
«Я убеждён абсолютно, что передача власти по наследству в такой стране, как Россия, намного более безопасна, чем борьба политических партий, потому что государь отвечает за страну перед детьми».
Частное мнение — вещь хорошая. Но не всегда безопасная. Например, частное мнение, что царизм — это плохо, привело не к самым хорошим последствиям в истории России.
«Крепостное право — это патриотизм, закрепленный на бумаге». <…>С подачи большевиков сейчас в России думают, что крепостное право было чем-то вроде североамериканского рабства. Но это были отнюдь не отношения раба и хозяина, а сыновей и отца».
Ага. Салтычиха — лучшее тому подтверждение. Мысль о том, что крепостничество — это бесспорное благо для крестьян, такой же бред, как и утверждение, что его отмена была проведена самым лучшим образом и решила все проблемы на селе. А вопросы «крепостного патриотизма по принуждению» оставим, пожалуй, для дискуссий о разных формах диктатуры.
«Если я что-то утверждаю, я не обязан представлять доказательства. Если вы утверждаете обратное, опровергая меня, это вы должны доказательства представлять.»
Не поспоришь. Я художник, я так вижу. 😊 Я — Бог. Доказывайте обратное, обязательно с доказательствами 😊.
«Левиафан Звягинцева — это не кино, это похабщина. Это заказная вещь, подброшенная извне, чтобы очернить Россию. Это не искусство — это информационная диверсия».
Многие кинематографисты, включая Алексея Учителя и Александра Сокурова, выступили с открытым письмом против этого утверждения Михалкова. Многие увидели в этом попытку цензуры под видом подобия патриотизма. Но ответ Михалкова универсален — «я не должен ничего доказывать» 😊.
«Мы — белые, христиане, у нас есть традиции, мы не хотим становиться как Африка или Латинская Америка. Мы — последний оплот белой цивилизации».
Кто-то проводил подобную политику и идеологию лет 90 назад. Человечество тогда решило, что деление по национальному и расовому признаку — бесспорное зло.
«Без этого чудовища <имеется в виду Сталин> нас бы не было. Он собрал страну, подготовил её к войне. Да, он убил миллионы. Но если бы не он — нас бы всех сожрали. И немцы, и японцы, и поляки, и финны…»
Особенно оригинально прозвучало это утверждение после «Утомлённых солнцем», где Сталин показан как убийца всего на свете — надежды, веры, любви и жизни как таковой.
«Санкции — это подарок судьбы. Благодаря им мы наконец-то избавимся от этой гнилой западной культуры: от их сериалов, от их музыки, от их морали. Мы вернёмся к себе».
Как тут не добавить — «особенно если государство выделит мне много денег. Например, миллиард на наши родные, русские «Макдоналдсы» под шильдиком «Едим как дома», которые мы с братом Андреем вмиг организуем. А! И на кино, конечно.
«Меня не интересует, что думают критики. Я не режиссёр для элиты. Я — народный учитель»
Скромненько и со вкусом. Как раз в духе Никиты Михалкова.
Что тут добавить и чем завершить? Михалков — пример человека, который вмещает в себя и талант, и тщеславие, и искренность, и позу, и даже манию. И, может быть, именно поэтому он так некоторых и раздражает — потому что уж сильно живой и многогранный?
На этом мы с Никитой Сергеевичем завершаем своё выступление. Пора выходить на сцену вам, бесценные читатели и не менее дорогие комментаторы!
==
В духе современных тенденций у нашего Дзен-канала есть полноценная версия в Телеграм — подписывайтесь обязательно, если вам интересно то, о чём я здесь пишу. Я всегда рад любым комментариям, лайкам и подпискам, спасибо всем!