Найти в Дзене
«Москвич-412» — советский и российский заднеприводный автомобиль малого класса II группы, выпускавшийся с октября 1967 по 1976 год на заводе МЗМА (АЗЛК) в Москве, а с 1967 по 1998 год — на Ижевском автомобильном заводе в Ижевске. Изначально это была версия автомобиля «Москвич 408» с более мощным двигателем. На АЗЛК обе модели выпускались параллельно до 1976 года, а затем, после очередного рестайлинга и модернизации, производство продолжилось под индексом «2140» (2138 для М-408). Машины «Москвич-412» Ижевского завода модернизировались по собственной программе. Создание модификации с более мощным и скоростным двигателем было предусмотрено ещё на этапе проектирования «Москвича-408», и для того, чтобы получить от государства деньги на новый двигатель, была разработана спортивная модификация автомобиля. На практике разработка спортивной версии «Туриста» (с открытым кузовом, который тогда назывался «гран туризмо» по-итальянски) не состоялась, автомобиль даже не получил собственного индекса,
Картинки Яндекса
Картинки Яндекса

«Москвич-412» — советский и российский заднеприводный автомобиль малого класса II группы, выпускавшийся с октября 1967 по 1976 год на заводе МЗМА (АЗЛК) в Москве, а с 1967 по 1998 год — на Ижевском автомобильном заводе в Ижевске. Изначально это была версия автомобиля «Москвич 408» с более мощным двигателем. На АЗЛК обе модели выпускались параллельно до 1976 года, а затем, после очередного рестайлинга и модернизации, производство продолжилось под индексом «2140» (2138 для М-408). Машины «Москвич-412» Ижевского завода модернизировались по собственной программе.

Создание модификации с более мощным и скоростным двигателем было предусмотрено ещё на этапе проектирования «Москвича-408», и для того, чтобы получить от государства деньги на новый двигатель, была разработана спортивная модификация автомобиля. На практике разработка спортивной версии «Туриста» (с открытым кузовом, который тогда назывался «гран туризмо» по-итальянски) не состоялась, автомобиль даже не получил собственного индекса, однако разработка двигателя в спортивном «соусе» продолжилась и привела к появлению 1,5-литрового верхнеклапанного двигателя модели M-412. Этот двигатель, за неимением ничего другого, был установлен в модифицированный кузов серийного М-408, в результате чего динамические возможности автомобиля резко возросли, практически достигнув объективного предела возможностей его шасси.

До начала производства модели 412 автомобили «Москвич» всегда имели немного меньшую удельную мощность по сравнению с современными им моделями Горьковского завода, а соответственно, немного меньшую максимальную скорость и немного худшую динамику разгона. «Москвич-412» резко выделялся на фоне этой серии — по удельной мощности (13,9 кг/л. с.) он выглядел намного лучше не только по сравнению со своей современницей Волгой ГАЗ-21 (19 кг/л. с.), но и с перспективным на тот момент ГАЗ-24 (15,5 кг/л. с.). Таких маленьких, но относительно мощных автомобилей в СССР раньше не выпускали, и это удивляло водителей тех лет, привыкших к «табели о рангах» автомобилей, которая была установлена ещё во времена «Победы» и «400-го» «Москвича». Впоследствии эта ситуация получила дальнейшее развитие в связи, с одной стороны, с отказом от серийного производства мощной шестицилиндровой модификации ГАЗ-24, а с другой — с появлением «люксовых» модификаций «Жигулей», ВАЗ-2103 и 2106, которые не только оставили «Волгу» позади по динамике, но и вплотную приблизились к ней по розничной цене и степени престижности.

На момент выпуска в 1967 году «Москвич-412», как и «Москвич-408», был собран в кузове модели 1964 года с вертикальными задними фонарями каплевидной формы и круглыми фарами. Поскольку ряд компонентов «Москвича-412», в частности более широкий радиатор, не помещались в моторном отсеке кузова «408», самые первые экземпляры новой модели сошли с конвейера в кузовах, специально модифицированных путем замены ряда элементов. Затем, в том же 1967 году, был представлен так называемый «унифицированный» кузов — все еще со старой конструкцией, но подходящий для установки силовых агрегатов «408» и «412» без модификаций.

В то же время началась разработка обновлённого кузова для «Москвича», и перед его создателями была поставлена задача максимально унифицировать силовые элементы с существующими, в частности, дверные проёмы и крыша должны были остаться неизменными.

В результате модернизации с декабря 1969 года обе модели (и M-408, и M-412) получили модифицированный кузов, в который можно было без изменений установить оба доступных в производстве силовых агрегата.

Наряду с некоторыми внешними изменениями модернизированный кузов был приведён в соответствие с принятыми в те годы требованиями к пассивной безопасности, что было подтверждено сертификационными испытаниями во Франции. В частности, на всех кузовах появились крепления для ремней безопасности, которые стали стандартным оборудованием в 1969 году, а выступающие элементы салона стали травмобезопасными, с мягкой обивкой (с февраля 1969 года — только на АЗЛК; на ижевской (самой популярной) версии мягкие элементы салона появились только в 1976 году).

Поэтому к обозначениям обеих моделей были добавлены буквы I и E, указывающие на соответствие стандартам пассивной безопасности, установленным ЕЭК ООН, и, соответственно, на возможность экспорта в развитые страны. В целом «Москвич-412ИЕ» стал первым советским автомобилем, в котором серьёзное внимание уделялось вопросам пассивной безопасности. Двухконтурная тормозная система (на АЗЛК — с 1969 года) серьёзно повысила активную безопасность автомобиля. В 1974 году на бамперах (на АЗЛК) появились клыки, которые также были элементом пассивной безопасности — они не давали автомобилю «нырнуть» под препятствие.

Визуальную новизну обновлённому автомобилю придало использование горизонтальных фонарей с треугольными задними указателями поворота и прямоугольных фар производства ГДР (также устанавливались на автомобили Wartburg 353). Сохранив декоративные «плавники» на задних крыльях, символизирующие преемственность дизайна автомобилей марки, «Москвич» получил принципиально новый дизайн передней части: поворотники вытянулись и расположились под фарами, а решётка радиатора приобрела сетчатый рисунок с широкими низкими ячейками.

Такие машины были запущены в производство на МЗМА в декабре 1969 года и примерно в то же время на «Ижмаше». В то же время «Москвич-412» получил салон с отдельными передними сиденьями (с января 1968 года) и рычагом переключения передач на полу (с ноября 1968 года), а также новую травмобезопасную (складывающуюся при ударе) рулевую колонку и рычаг стояночного тормоза между передними сиденьями. «Москвич-408» также получил раздельные сиденья, но рычаг переключения передач оставался на рулевой колонке старого образца до конца 1971 года (на некоторых экземплярах — до середины 1973 года).

Кроме того, на протяжении всего периода производства в конструкцию автомобиля вносились и другие, менее заметные изменения и улучшения. Хотя с 1969 года базовой моделью Московского завода стал Москвич-412ИЭ, производство Москвича-408ИЭ было сохранено.

Грузоподъёмность автомобилей ВАЗ и живучесть их ходовой части были значительно ниже, что предопределило «разделение труда» между этими автомобилями на ближайшие десятилетия: «Москвич» стал восприниматься как менее комфортный, но более выносливый и проходимый автомобиль, хорошо подходящий для поездок на природу или на дачу с багажом, в то время как «Жигули» пользовались репутацией динамичного «дорожного» автомобиля (позже та же участь постигла и сами «классические» модели ВАЗ в сравнении с переднеприводными).

Слабым местом была 4-ступенчатая коробка передач, конструкция основных узлов которой была унаследована от 407-й модели. Из-за небольших размеров инженерам не удалось создать прочную и надёжную коробку, поэтому в паре со значительно более мощным силовым агрегатом она имела относительно низкую долговечность и высокий процент преждевременных отказов. В остальном автомобиль унаследовал высокую конструктивную простоту, надёжность и неприхотливость к условиям эксплуатации и обслуживания, характерные для его предшественников. В частности, двигатель УЗАМ-412, не уступавший по форсировке, показателям мощности и сроку службы двигателям ВАЗ, мог работать на маслах типа АС-8 / М-8Б, в то время как для двигателя «Жигулей» требовалось специальное масло, специально разработанное для них, категории «Г» (М-12Г и аналоги).

«Москвич-3-5-3» — одна из первых попыток создать автомобиль, который должен был заменить семейство «408-412» (1970)

. В 1971 году завод МЗМА был реконструирован; после запуска нового конвейера объём производства автомобилей «Москвич» увеличился почти вдвое. В том же году был модернизирован салон «Москвича» (как 408ИЭ, так и 412ИЭ) производства АЗЛК: приборная панель вместо нескольких отдельных мягких накладок получила одну общую, появились новые дверные накладки, внутренние ручки и так далее.

Логика предыдущей истории завода АЗЛК/МЗМА давала основания считать модель 412ИЭ переходной: обновлённый кузов в сочетании с принципиально новым двигателем. Именно благодаря «переходной» серии в 1950–1960-х годах на МЗМА произошла смена поколений.

Однако, несмотря на многочисленные попытки заводских дизайнеров в начале 1970-х годов создать автомобиль, сочетающий в себе новый современный кузов и механику модели 412, замена семейству 412 появилась только в 1980-х годах, и она была совершенно другой. Автомобиль «Москвич-2141» — переднеприводный хэтчбек, созданный на базе кузова французской Simca-Chrysler 1307 и двигателя УЗАМ-412, который к тому времени уже устарел.

Картинки Яндекса
Картинки Яндекса

Годы производства: 1967—1997

Длина: 4250 мм

Ширина: 1550 мм

Высота: 1480 мм

Двигатель: 4 цилиндра; 1480 куб. см

Мощность: 75 л. с.

Максимальная скорость: 145 км/ч

Расход топлива: 9 л/100 км

Вес: 1045 кг

КАМАЗ-53949 (ТАЙФУН К-53949)
Авиация, военная техника. Оружие. Юмор. Интересные факты27 октября