При путешествии из Москвы в Углич наверняка мы не раз проезжали под окнами этого интересного резного здания с надписью «Трактиръ», но только не этот раз.
Хотя с первого раза именно на этот дом я не обратил внимания, а всё потому, что хотя он и рядом с проезжей частью, но всё же на небольшом отдалении от дороги. Первым делом моё внимание привлёк дом зелёного цвета с ажурными белыми наличниками.
Мы припарковались сбоку на импровизированной парковке, чтобы не создавать помех транспортному потоку и не привлекать внимания.
Прежде чем начать своё повествование про резную старинную усадьбу, стоит привести небольшую историческую справку. В Калязинском районе Тверской области на реке Нерль стоит деревня Поречье, а в ней - старая усадьба постройки XIX века. Когда-то она принадлежала братьям Виноградовым - местным владельцам сапоговаляльных фабрик, а проще сказать валенок. Имение неплохо сохранилось, поражает своей архитектурой и богатой деревянной резьбой. В "Тверском своде памятников" мне даже повезло найти генеральный план усадьбы братьев Виноградовых, на котором почему-то не отмечен дом ТРАКТИРЪ второго брата Ивана Тимофеевича.
Фабрика Виноградовых представляла собой комплекс из множества построек на восточной (правой, если из Москвы) стороне села. Главный производственный корпус не сохранился. Известно лишь, что был он деревянным, а в 1911 году частично перестраивался в кирпиче. Их фабрика была одной из только двух в уезде, имевших керосиновые двигатели. 90 человек трудились непосредственно на фабрике, ещё 100 - работали на торговый дом в собственных мелких мастерских. Пара валенок стоила в среднем 2 руб. 78 коп. Продукцию отправляли в Москву, в Белгород (тогда Курской губ.), в посад Сольцы (тогда Псковской губ.). Шерсть закупалась "через комиссионеров на Кавказе и в южных губерниях". Сыновья Ивана Тимофеевича Виноградова, Яков, Афанасий и Алексей, значились в руководстве Торгового дома "на правах полных товарищей", т.е. заведение было у них общее семейное, хотя возглавлял после отца и до национализации (1918) старший - Яков. У нас есть прекрасный шанс осмотреть то, что осталось на сегодняшний день. До наших дней дошли шесть зданий – четыре кирпичных корпуса производственного и складского назначения и два деревянных хозяйских дома. Оба хозяйских дома украшены изысканной резьбой, одной из богатых в данном районе.
Согласно генерального плана кирпичные корпуса тянутся вдоль переулка вглубь. По левую сторону первым делом в глаза попадается руинированная постройка, которая пока к ней не подойдёшь вплотную ничем не примечательна.
Хотя если посмотреть на неё с фасада первым делом бросается её непрактичное архитектурное решение и состоял из трёх секций, образовывавших с севера и юга трёхщипцовые фасады. Так эта постройка выглядела в 90-е годы.
По состоянию на 2024 год уцелело только две секции. На месте третьей только остатки одной стены груды битого кирпича.
Что удивительно части корпуса несколько различались по размерам и пропорциям. На стыках заметны швы. Видимо здание строилось не сразу, а по частям по мере надобности. Совсем недавно в дверном проёме были целы металлические двери, но сейчас о них свидетельствую разве что кованные петли.
Курить внутри склада категорически запрещалось, но это не спасло его от разрушения.
Во внутрь заходить небезопасно, кровля обвалилась под тяжестью снега, да и ддеать там по большому счёту нечего.
Напротив склала деревянный сарай, который не указан на плане. Скорее всего он появился значительно позже.
Зато северный производственный корпус с нехитрым декором в виде ступенчатого карниз ас двойным поясом сухариков под ним сохранился практически в первозданном виде.
За 19 лет он внешне вроде особо не изменился.
Если присмотреться, в левой части снимка хорошо видно небольшое фермерское хозяйство.
За самим северным корпусом территория огорожена высоким железобетонным забором и по разным источникам принадлежит госкорпорации "РОСАТОМ". По некоторым источникам там чуть ли не занимаются производством тяжелой воды. Мы свой нос туда совать не стали. А вот в офисный центр хотели заглянуть.
Но на дверях нас встретил амбарный замок.
И мы решили вернуться к одной из жемчужин деревянного зодчества дому Якова Виноградова, который по цвету краски условно иногда зовут "голубым".
Просторный дом, который покрывает вальмовая крыша имеет протяженный фасад, развернутый непосредственно вдоль главной улицы села. С юга и севера - два крыльца, из коих левое явно парадное.
На двери полуистлевшая бумага с надписью ПОРЕЧЕНСКИЙ ФП. Сюда явно давно не приходили посетители.
Чугунный навесной замок тоже свидетельствует о его крайне редком использовании по назначению.
Второе правое крыльцо явно чёрное (судя по богатству и бедности их декора).
В последние годы советской власти особняк Виноградовых использовался правлением колхоза "Заря коммунизма".
Второй дом выкрашен в зелёный цвет и имеет более причудливую архитектурную форму.
На дореволюционных снимках домик выглядел боле привлекательно и нарядно. Известна даже дата постройки этого дома - 1846 год.
Привлекающую же всех надпись на фасаде "Трактиръ" установили в 2000-х годах, когда хотели открыть кафе после очередной смены хозяина. Новый хозяин открыл трактир для местных жителей и гостей и таким образом хотел привлекать потенциальных клиентов. Заведение проработало несколько лет, но в итоге закрылось. А вывеска «ТРАКТИРЪ» осталась.
В советские годы в доме располагалась сельская школа, после переехавшая в кирпичное здание. Сейчас дом находится в частном собственности, а у парадного крыльца стены выкрасили ядовитой краской.
Хотя по состоянию прилегающей территории, которая заросла непроходимыми зарослями сорняков дом дом больше похож на заброшенный.
Второй этаж с большим чердачным окном сплошь покрыт тончайшей накладной резьбою. Значительные участки деревянного кружева уже осыпались, и только следы на краске "изображают" утраченные части рисунка.
Ещё немного и весь этот резной декор можно будет лицезреть на старых архивных фотографиях. Сейчас так не строят.
Особую нарядность особняку придаёт полукруглая веранда с резными колонками, увенчанная фигурной епанчой.
Вот и всё, что мне хотелось рассказать про эту красоту мимо которой в спешке пролетают автомобили в сторону Золотого кольца. К машине возвращаюсь по чудом уцелевшей булыжной мостовой дороге. Кстати в России булыжные мостовые появились в начале XVIII века.
На прощанье последним взглядом окидываем эту неземную красоту, которая по большому счёту оказалась бесхозной и никому не нужной, а сколько таких домов встречается на вашем пути.
А нам тем временем ещё предстоит дальняя дорога.