Найти в Дзене

История мебели: Стиль Наполеона III (1852-1870)

В 1852 году была провозглашена Вторая империя и Луи Бонапарт стал императором под именем Наполеона III. Племянник Наполеона I желал связать свое правление с былым великим прошлым Франции. Он предпочитал императорские стили всех предшествующих «Людовиков»: во время его власти в интерьерной моде царила эклектика, стали уместными смешения разных стилей и вернулся интерес к сложным техникам. Когда Шарль Гарнье представил проект Оперы Гарнье Луи Наполеону Бонапарту, император, как сообщается, воскликнул: «Это не готика, не ренессанс, не классицизм, но какой это стиль?» На что архитектор, как говорят, ответил: «Наполеон III» Мебельный стиль Наполеона III развивался в эпоху бурной индустриализации. Благодаря промышленному производству стало возможным изготовление чугунной мебели. Это был период процветания технических инноваций: число патентных заявок постоянно росло. Новые станки позволили создавать мебель, украшенную тончайшими листами шпона с невероятно точным рисунком. Для некоторых декор

В 1852 году была провозглашена Вторая империя и Луи Бонапарт стал императором под именем Наполеона III. Племянник Наполеона I желал связать свое правление с былым великим прошлым Франции. Он предпочитал императорские стили всех предшествующих «Людовиков»: во время его власти в интерьерной моде царила эклектика, стали уместными смешения разных стилей и вернулся интерес к сложным техникам.

Когда Шарль Гарнье представил проект Оперы Гарнье Луи Наполеону Бонапарту, император, как сообщается, воскликнул: «Это не готика, не ренессанс, не классицизм, но какой это стиль?» На что архитектор, как говорят, ответил: «Наполеон III»

Император Наполеон III, Франц Ксавьер ВИНТЕРХАЛЬТЕР, 1855 год. Версальский дворец. © Фото RMN-Grand Palais – Д. Арноде
Император Наполеон III, Франц Ксавьер ВИНТЕРХАЛЬТЕР, 1855 год. Версальский дворец. © Фото RMN-Grand Palais – Д. Арноде

Мебельный стиль Наполеона III развивался в эпоху бурной индустриализации. Благодаря промышленному производству стало возможным изготовление чугунной мебели. Это был период процветания технических инноваций: число патентных заявок постоянно росло. Новые станки позволили создавать мебель, украшенную тончайшими листами шпона с невероятно точным рисунком. Для некоторых декоративных бронзовых изделий использовался гальванический метод золочения, а резьба по мрамору упростилась.

Широко использовались темные породы дерева, особенно красное и черное дерево. Вслед за викторианской Англией появились мебель и декор из папье-маше. Картину роскоши Второй Империи дополняли работы в стиле Андре-Шарля Буля, краснодеревщика Людовика XIV. Возрождался интерес к замысловатым инкрустациям, редким и дорогим материалам как: черепаховый панцирь, слоновая кость, перламутр. Все это демонстрировало благосостояние семьи, привлекая внимание к мебели.

Достижение комфорта было главной задачей. Ковровые кресла, названные так за богато вышитую обивку, стали необходимой составляющей модной гостиной. 1850-е появились новые формы салонной мебели, такие как: круглая мягкая оттоманка, которую мы сейчас называем «пуфиком». Диваны tet-a-tet и canapé a confidante тоже происходят из того времени. На подобных диванах гости сидели рядом друг с другом, но были отделены спинкой и смотрели в разные стороны.

Такие архитектурные элементы, как колонны и пьедесталы, словно срисованные с античных храмов, напоминали о временах античной классики и Ренессанса, что отвечало желанию императора создать национальный стиль, связанный с великим наследием прошлого.

Дизайнеры Второй империи славились своими впечатляющими интерьерами. В интерьере центральными элементами становились каминные полки, зеркала, канделябры, бра и люстры. Декоративные элементы, такие как атланты и кариатиды, были синонимом роскоши. Вторая империя принесла признание декоративно-прикладному искусству и таким художникам, как скульптор-орнаменталист Анри-Альфред Жакмар (1824–1896), знаменитый мастер по металлу Шарль Кристофль (1805–1883) и краснодеревщик Альфред Бердели.

Наполеон III был известным покровителем искусств, он поддерживал Всемирные выставки на протяжении всего своего правления и основал Национальное общество изящных искусств.

В истории мебели имя Наполеона III ассоциируется с амбициозным смешением разных стилей, историческим пафосом и расцветом промышленности. Все это позволило создать самобытный, эклектичный и прекрасно узнаваемый стиль, несмотря на многочисленные цитаты.

Изысканный буфет в стиле Наполеона III. Его корпус покрыт панцирем черепахи, инкрустирован оловом и эбеновым деревом. Приписывается работам Шарля-Гийома Винкелсона, около 1865 года, по модели Андре-Шарля Буля.  
Источник аукцион Christie's
Изысканный буфет в стиле Наполеона III. Его корпус покрыт панцирем черепахи, инкрустирован оловом и эбеновым деревом. Приписывается работам Шарля-Гийома Винкелсона, около 1865 года, по модели Андре-Шарля Буля. Источник аукцион Christie's
Жардиньерка в стиле Наполеона III, украшенная золочёной бронзой и малахитом.
Российская Империя (предположительно), третья четверть XIX века.
Источник аукцион Christie’s
Жардиньерка в стиле Наполеона III, украшенная золочёной бронзой и малахитом. Российская Империя (предположительно), третья четверть XIX века. Источник аукцион Christie’s
Консоль с инкрустацией панцирем черепахи в стиле Андре-Шарля Буля. 
Christie’s
Консоль с инкрустацией панцирем черепахи в стиле Андре-Шарля Буля. Christie’s
Зеркало эпохи Наполеона III, автор Фердинанд Дювинаж, около 1870 г.
Изготовлено из чеканной и позолоченной бронзы, с маркетри из слоновой кости, падуба, груши и амаранта.
Chriestie's
Зеркало эпохи Наполеона III, автор Фердинанд Дювинаж, около 1870 г. Изготовлено из чеканной и позолоченной бронзы, с маркетри из слоновой кости, падуба, груши и амаранта. Chriestie's
Кресло-крапо (фр. crapaud) с бахромой, скрывающей ножки, квартира Виктора Гюго
Кресло-крапо (фр. crapaud) с бахромой, скрывающей ножки, квартира Виктора Гюго
Гран-салон апартаментов Наполеона III в Лувре.
Гран-салон апартаментов Наполеона III в Лувре.
Пример дивана бесед или canapé à confidante в Гранд-салоне апартаментов Наполеона III в Лувре.
Пример дивана бесед или canapé à confidante в Гранд-салоне апартаментов Наполеона III в Лувре.

Canapé à confidante — это тип дивана, состоящий из трех или четырех частей, чтобы люди могли сидеть с любой стороны дивана и быть рядом с теми, кто сидит посередине. Название "Confidante" придумал краснодеревщик Джордж Хепплуайт, который описал его в своём "Руководстве по мебельному делу и обивке» как «диван французского происхождения, пользующийся довольно широким спросом в больших и просторных квартирах. Элегантная гостиная с современной мебелью едва ли будет полной без «Confidante…"

Vety important lot. Позолоченное бронзовое зеркало работы Фердинанда Барбедьенна, по эскизу Альбер-Эрнеста Карье-Беллеза и Дезире Аттраге, Париж, третья четверть XIX века
Chriesti's
Vety important lot. Позолоченное бронзовое зеркало работы Фердинанда Барбедьенна, по эскизу Альбер-Эрнеста Карье-Беллеза и Дезире Аттраге, Париж, третья четверть XIX века Chriesti's

Пара жирандолей эпохи Наполеона III из золочёной бронзы и хрусталя.
Автор: Анри Пикар, Париж, третья четверть XIX века Christie's
Пара жирандолей эпохи Наполеона III из золочёной бронзы и хрусталя. Автор: Анри Пикар, Париж, третья четверть XIX века Christie's