Я не могу сказать, что это лучшие книги. Как это вообще можно определить, по каким критериям? Я точно этого делать не буду. Другое дело, если книга проникла глубоко в сердце, ранила его, оставила неизгладимый след.
Вот о таких книгах и пойдёт речь в этой статье, по итогам прочитанного в 2025 году.
Книги поместила примерно в том порядке, в котором я их прочитала, потому что даже из них я не могу выбрать самую-самую. А вот номинации к каждой из них я придумала.
1. Счастливая любовь на всю жизнь
"Корабль невест", Джоджо Мойес (Великобритания)
Книга начинается с конца истории: когда старенькая бабушка со своей уже взрослой внучкой попадает на кладбище кораблей. Один из них она узнаёт и - перед ней возникают картины прошлого, когда она плыла на этом корабле в 1946 году с другими девушками из Австралии в Англию. Молодые женщины вышли замуж во время войны за британских военных и теперь плыли к своим мужьям.
На корабле было 600 женщин, но нам рассказали только о четырёх, очень разных, которые попали в одну каюту. Роман подробно описывает шесть недель морского путешествия на корабле, раскрывает характер этих женщин. Их судьбы оказались очень разные. Кто же из этих четырёх вытянул счастливый билет? И, знаете, жизнь - довольно предсказуемая штука.
За трудные и драматичные молодые годы одна из героинь получила в награду любящего и преданного мужа, с которым счастливо прожила всю жизнь. Кульминационным для меня стал момент, когда они решили быть вместе, вернее, когда судьба их соединила, несмотря на страхи и сомнения обоих.
Прожить всю жизнь вместе, в любви и согласии до самых преклонных лет - разве это не чудо? Это самое настоящее счастье! Такое ведь редко бывает. И мне больно, потому что у меня такого счастья не произошло, хотя я всегда об этом мечтала.
А ещё мы не хотим верить, что когда-нибудь станем очень старенькими. А в этой книге это так очевидно, что становится больно. Рождаются новые люди, которые приходят на наше место. И с этим ничего не поделаешь.
2. Несчастливая любовь на всю жизнь
"Поющие в терновнике", Колин Маккалоу (Австралия)
Честно, не знаю, счастье это или же наоборот, несчастье - любить всю жизнь и не быть вместе, как Мэгги и Ральф. Но то, что это тяжёлое испытание - точно. Жизнь наполовину, потому что другая половина живёт своей отдельной внутренней жизнью, в сердце. Окружающая жизнь воспринимается лишь фоном для тех ярких переживаний, которые находятся внутри, и сколько же сил уходит на поддержание этой внутренней жизни, вместо того, чтобы жить полноценно здесь и сейчас.
А если бы Мэгги встретила другого подходящего, сильного и достойного мужчину, который бы искренне полюбил её (Люк О'Нил не в счёт), смог бы он вытеснить этот тлеющий огонёк несбывшейся надежды в её душе? Неизвестно.
И как бы они жили, если бы всё-таки были вместе? Смогли бы сохранить свою любовь? Смогли бы принести себя в жертву общей совместной жизни, где нужно постоянно уступать и прислушиваться друг к другу? Возможно и нет. Бывает, что любить на расстоянии гораздо легче.
Мне эта книга отозвалась болью утраченных надежд и впустую потраченных лет. Ожидание - это не жизнь, это намеренное лишение себя всего хорошего, что могло бы произойти.
3. Лучше бы я этого не читала
"Акушерка Аушвица", Анна Стюарт (Великобритания)
Я и так слишком чувствительная, а теперь буду носить эту боль в своей душе. Всегда.
Книга, конечно, не шедевр, но это в данном случае не важно, так как она донесла до людей ужасные (даже слова нет, чтобы адекватно выразить степень жестокости) исторические факты, которые происходили во время второй мировой войны в концлагере Аушвиц или, как его ещё называют, Освенциме.
Нет предела жестокости, на которую способны... кто? Разве люди? Распоряжение человеческими жизнями не в компьютерной игре, не в художественном фильме, не в выдуманном романе, а по настоящему, даже по бытовому. И в массовых масштабах.
Что чувствует рожающая женщина? И что она должна чувствовать, как её, только что родившегося здоровенького ребёночка топят в ведре, как ....
Счастьем было быть заживо сожжённой вместе с ним. Я не могу больше писать об этом, с каждым разом только тяжелее становится.
4. Книга, от которой у меня до сих пор холодеет внутри
"Саспыга", Карина Шаинян (Россия)
Какие чувства вызывают люди, добровольно идущие на заклание? Сначала жалость, потом непонимание, а в конце концов, возмущение.
Если ты пришёл в этот мир... Нет, даже не так. Если тебе повезло прийти в этот мир, живи! Преодолевай, созидай, чувствуй! Но нет же, некоторые согласны даже по незначительным причинам, (значительных я в этом романе не увидела) взобраться на голгофу и там сгинуть. Вдали от всех, незаметно, так же как и жили. Тихо и незаметно, с надуманными страданиями и нерешёнными проблемами. А кто же их должен решать, интересно?
У меня тоже был такой период в жизни, по молодости и по глупости. Да мы все, наверное, проходим через подобное, когда жизнь нам показывает, что не всё так просто и гладко, как хотелось бы. И вылезать из пропасти ты должна сама, даже если к тебе со всех сторон тянутся руки помощи.
Самоотречение - вот о чём эта книга. Можно в такую ловушку угодить, что не выберешься. И никто уже не сможет тебе помочь.
Эта книга не отпускает меня уже очень долго, возможно, уже и не отпустит никогда.
5. Жестокая несправедливость
"Ведуньи", Элизабет Ли (Великобритания)
Для меня справедливость очень важна, каждый должен получать всё, на что он имеет полное право по рождению и по закону.
В этой книге одна сплошная несправедливость! Англия, восемнадцатый век. Женщина с тремя детьми вынуждена выживать изолированно, так как её муж погиб, а зарабатывать кроме как знахарством она не может. Вместо того, чтобы быть благодарными за помощь, которую она оказывает, жители деревни оскорбляют и унижают всю её семью. И всё это из-за страхов и стереотипов.
Естественно, что женщина ожесточается и не питает добрых чувств к деревенским, она не святая, и ей нужно защищать своих детей. Но этого она сделать не смогла.
Книга очень тяжёлая, но есть в ней такой светлый момент, который освещает и книгу, и нашу, далеко не всегда справедливую жизнь. Это чистая, светлая, бескорыстная любовь двух молодых людей, которые кажутся наивными в нашем грубом мире. Словно молодой зелёный и такой беспомощный росточек прорастает в жёсткой и сухой земле. Но почему-то именно такой росточек и воспринимается как символ жизни.
6. Наша жизнь нам не принадлежит
"Жирандоль", Йана Бориз (Россия, Казахстан)
Сколько бы ни говорили о том, что человек сам выбирает свою судьбу, влияние на неё исторических событий нам не избежать. В каком-то смысле, мы - всё равно маленькие букашки, ну или винтики (так лучше звучит), в тех масштабных процессах, которые происходят в мире. А если ты попал в самое пекло, то отвертеться или отсидеться никак не удастся.
Так у Платона Сенцова и прошла вся жизнь. Несмотря на то, что он был человеком с жёсткими моральными принципами, стойким и уравновешенным, жизнь вертела им как хотела и как только могла. Но, может быть, как раз эта устойчивость и помогла ему, в конце концов, выдержать, пройти весь трудный путь и всё-таки получить, пусть и не так, как он изначально планировал, но всё же в полной мере то самое главное, что он так сильно желал.
В романе ярко описываются события первой половины двадцатого века, наверное, самого насыщенного и трагичного времени в нашей стране. Как жили в это время обычные люди, правда, акцент сделан на дворян, возможно, им досталось больше всего. Для меня это была новая тема, ведь я далеко не из дворянского рода. В конечном итоге, все люди перемешались, и вместо сословий на первое место вышли их человеческие качества: стойкость, самоотверженность, трудолюбие, доброта, честность - одним словом, благородство. Благородство всегда в чести, в любые времена, и сейчас тоже.
7. Моё трогательное открытие
"Малое собрание сочинений", Лидия Чарская (Россия)
С каким же удовольствием я читала эту книгу! Как будто наконец-то я читала то, чего лишена была много-много лет, почему-то возникло такое чувство.
Лидия Чарская писала для подрастающих девочек в дореволюционное время. Её книги имели громадный успех. Потом большевики запретили все её произведения, и я понимаю, почему. Слишком тепло она отзывалась о царе и писала в основном про дворян, ведь сама она родилась в дворянской семье. В итоге, для многих поколений советских девочек она была не знакома. Но сейчас её книги можно читать как исторические повести, так детально и аутентично описывается жизнь девочек и их семей в дореволюционной России.
Чтобы ни происходило, мы всегда возвращаемся к своим истокам, и теперь постепенно к нам возвращаются наши книги, вся наша великая история, наша исконная культура, наши выдающиеся люди. Всё это обогащается новыми временами. Спираль истории совершает новый виток, и мы вместе с ней.
Возможно, слишком много личного оказалось в этой статье, но как по другому рассказать о книгах, которые задели за живое? У нас у каждого свои важные книги.
Благодарю за внимание к моей статье! Буду рада комментариям и каждой подписке! 🌷🌷🌷 Всех Вам благ!