Найти в Дзене

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ (1889-1960)

СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ РУБИНШТЕЙН – ЧЕЛОВЕК И МИР

«Я уже как-то писал, что Сергей Леонидович Рубинштейн – это целый Мир, и я не теряю надежды в него погрузиться. Уверен, что это будет очень увлекательным путешествием» (из воспоминаний известного отечественного психолога В.П. Зинченко).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) родился 18 июня 1889 года на юге Российской Империи, в городе Одесса Херсонской губернии. Его отец Леонид (Лазарь) Осипович Рубинштейн был известным в городе и весьма состоятельным адвокатом, высокообразованным и глубокомыслящим юристом, не лишенным вольнодумства. У Сергея было три младших брата – Дмитрий, Григорий и Николай, наибольшую известность из которых получил самый младший в семье Николай (1897-1963), ставший впоследствии видным советским ученым-историком, написавшим в 1941 году первый в СССР университетский учебник «Русская историография». До поступления в Одесскую классическую гимназию (носившую название «Ришельевская» в честь бывшего градоначальника Армана де Ришельё (1766-1822), пожертвовавшего свои личные средства на организацию открытия первой в городе гимназии с пансионом), все дети в семье Рубинштейнов получили хорошее начальное домашнее образование.

Гимназист Сергей Рубинштейн (слева) с отцом и младшим братом Николаем
Гимназист Сергей Рубинштейн (слева) с отцом и младшим братом Николаем

Леонид Осипович Рубинштейн, несмотря на свою постоянную занятость и частые разъезды, стремился обеспечить детям всестороннее и качественное образование. Их мать, Полина Петровна, прививала мальчикам высокие нравственные устои и культурные ценности. Болезненность старшего в семье сына Сергея (слабое сердце, серьезные проблемы со зрением) стала причиной его домашнего обучения в раннем детстве, что усилило зависимость ребенка от интеллектуального окружения семьи. Сергей уже с детских лет хорошо знал мировую литературу, изучал философию и математику, свободно владел тремя иностранными языками (немецким, французским, английским). Отец семейства придерживался демократических взглядов, серьезно интересовался теорией марксизма, состоял в дружеских отношениях с видным деятелем русского и международного социалистического движения, создателем РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) Георгием Валентиновичем Плехановым (1856-1918), с которым периодически встречался во время своих зарубежных поездок, преимущественно в Швейцарии.

Обложка книги о жизни "Отца русского марксизма" Георгия Валентиновича                     Плеханова (1856-1918), изданной в Советском Союзе в 1977 году
Обложка книги о жизни "Отца русского марксизма" Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1918), изданной в Советском Союзе в 1977 году

А в одесском доме семьи Рубинштейнов ценились знания и свобода мысли; в нем часто собирались представители местной интеллигенции, в основном юристы и врачи. В юные годы не избежал увлечения марксизмом и гимназист Сергей Рубинштейн, некоторое время даже посещавший сходки одесского подпольного марксистского кружка. Впрочем, выходец из вполне благополучной и обеспеченной семьи, он не страдал стремлением к «экспроприации экспроприаторов», т.е. лишению буржуазии всех средств производства в ходе пролетарской революции. Марксизм его интересовал лишь как одна из многих философских систем, а отнюдь не как инструкция по осуществлению государственных переворотов. При этом порой принимавшие упаднический характер настроения и разговоры приятелей отца, юного Сергея тяготили: об этом он впоследствии писал в набросках к своей автобиографии. Тем не менее, данный факт его жизненного пути делает вполне очевидным и понятным то, почему в дальнейшем С.Л. Рубинштейн станет одним из основателей марксистской традиции в советской психологии.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в студенческие годы в Германии
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в студенческие годы в Германии

Окончив с золотой медалью Ришельевскую гимназию в 1908 году юноша продолжил обучение в лучших европейских университетах того времени. Он отверг идею родителей о его поступлении в местный Императорский Новороссийский (Одесский) университет, который впоследствии охарактеризовал словом «кулачий». Сегодня трудно судить, насколько справедливой была эта оценка, однако нежелание интеллигентного юноши вращаться в кругах детей быстро разбогатевших торговцев низкого сословия – «выскочек и охотнорядцев», как он их охарактеризовал, – было по тем временам вполне понятным его окружению.

В актовом зале Марбургского университета (Германия), основанного в 1527 году
В актовом зале Марбургского университета (Германия), основанного в 1527 году

Его выбор изначально пал на факультет философии старинного немецкого Фрайбургского университета, основанного в 1457 году, признанного общеевропейским центром науки и просвещения. Здесь помимо философии он изучал естественную историю, психологию, математику, этику и эстетику. Впрочем, в Фрайбурге уже через два семестра молодого человека постигло разочарование и он перевелся в другой, не менее знаменитый Марбургский университет (основанный в 1527 году немецким ландграфом Филиппом I Великодушным), имеющий давние философские традиции и пользующийся в ученом мире высокой академической репутацией. В 1913 году С.Л. Рубинштейн выполнил выпускную магистерскую работу по философии под руководством интеллектуальных лидеров неокантианства, профессоров Марбургского университета Германа Когена (1842-1918) и Пауля Наторпа (1854-1924). А уже через год, в 1914 году, он защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование проблемы метода», посвященную использованию философских методов в общественных науках. В том же году в серьезном научном издательстве он опубликовал на эту тему книгу.

Титульный лист докторской диссертации С.Л. Рубинштейна "Исследование                       проблемы метода" (Марбургский университет, 1914 год)
Титульный лист докторской диссертации С.Л. Рубинштейна "Исследование проблемы метода" (Марбургский университет, 1914 год)

Интересно отметить, что в своих письмах сверстник С.Л. Рубинштейна, молодой философ, еще только начинавший тогда писать гениальные стихи и также учившийся в Марбургском университете, москвич Борис Леонидович Пастернак (Нобелевский лауреат по литературе 1958 года) сообщал, что в Марбурге он «общался с Рубинштейном из Одессы». Тем самым, встречаясь с философом и поэтом Б.Л. Пастернаком, С.Л. Рубинштейн приобщался к ценностям Серебряного века русской культуры, что называется, из самых первых рук. Недаром аспиранты С.Л. Рубинштейна (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский) в воспоминаниях о своем Учителе подчеркивали его «Ренессансный энциклопедизм».

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) - студент философского факультета             Марбургского университета
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) - студент философского факультета Марбургского университета

Вскоре после окончания С.Л. Рубинштейном Марбургского университета в Европе началась Первая Мировая война (1914-1918). В конце июля 1914 года Германская империя объявила о начале военных действий и выступила против России на стороне так называемого «Четверного союза» (Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария). В условиях начавшегося интернирования российских подданных с территории Германии и высоком риске стать «гражданским пленным», С.Л. Рубинштейн отказался от поступившего ему предложения занять должность преподавателя одного из европейских университетов; он вернулся обратно в Россию, в родительскую Одессу. По возвращении домой молодой доктор наук начинает преподавать философию, логику и психологию в одной из частных гимназий этого города и продолжает самостоятельные занятия научной деятельностью.

Памятник российской императрице Екатерине II в Одессе (начало ХХ века)
Памятник российской императрице Екатерине II в Одессе (начало ХХ века)

В тридцатилетнем возрасте при содействии известного русского психолога, главы Одесского философского общества Николая Николаевича Ланге (1858-1921), С.Л. Рубинштейн в 1919 году был избран приват-доцентом кафедры психологии Императорского Новороссийского университета и стал наряду с психологией преподавать в нем курсы истории искусства и философских основ математики. После свержения царизма и установления Советской власти в России Императорский Новороссийский (Одесский) университет в результате объединения с Одесским педагогическим институтом был переименован в Одесский институт народного образования.

Николай Николаевич Ланге (1858-1921)
Николай Николаевич Ланге (1858-1921)

Местные научные круги встретили бывшего выпускника знаменитого Марбургского университета весьма настороженно. В 1921 году в Одесском институте народного образования С.Л. Рубинштейн сменил на посту заведующего кафедрой психологии скончавшегося после тяжелой болезни Н.Н. Ланге, однако одесская профессура ревниво и недоброжелательно приняла это назначение. Из-за возникших у С.Л. Рубинштейна разногласий с университетскими преподавателями в философской трактовке теории относительности Альберта Эйнштейна, а также обвинений в «идеализме», его практически через год отстранили от должности заведующего кафедрой психологии и он вынужденно сменил педагогическую деятельность на научно-организационную работу в Центральной научной библиотеке города Одесса, директором которой он состоял в 1924-1929 гг.

Центральная научная библиотека города Одессы (начало ХХ века)
Центральная научная библиотека города Одессы (начало ХХ века)

Этот период научной деятельности явился очень важным для последующего становления С.Л. Рубинштейна как ученого-психолога. В 1922 году он опубликовал статью «Принципы творческой самодеятельности», которую сегодня справедливо считают началом развития деятельностного подхода в психологии (спустя некоторое время вместо термина «принцип творческой самодеятельности» он начнет использовать методологически выверенный им «принцип единства сознания и деятельности»). Из читальных залов, фондовых помещений и подвальных хранилищ одесской научной библиотеки ученый «вышел на свет» победителем – уже зрелым психологом, способствовавшим своей новой психологической концепцией деятельности преодолению кризиса мировой психологии и заложившим фундаментальные основы построения отечественной психологической науки.

"Зимой" (1894), картина художника Константина Алексеевича Коровина (1861-1939)
"Зимой" (1894), картина художника Константина Алексеевича Коровина (1861-1939)

В Одесской библиотеке вплоть до переезда в Ленинград, состоявшегося в 1930 году, С.Л. Рубинштейн имел возможность каталогизировать, анализировать и систематизировать достижения мировой психологической мысли и экспериментатики первой трети ХХ века, обобщение которых в 1935 году было представлено в его ставшей впоследствии знаменитой учебной монографии «Основы психологии». Именно за этот фундаментальный труд (получивший в дальнейшем название «Основы общей психологии») С.Л. Рубинштейну спустя двадцать лет, в 1942 году, будет присуждена высшая государственная научная награда СССР тех времен – Сталинская премия.

Обложка книги С.Л. Рубинштейна "Основы общей психологии", вышедшей в                издательстве "Питер"(Санкт-Петербург)  в 2002 году
Обложка книги С.Л. Рубинштейна "Основы общей психологии", вышедшей в издательстве "Питер"(Санкт-Петербург) в 2002 году

А тогда, в конце 1920-х годов, С.Л. Рубинштейн обращается к директору Московского института психологии Константину Николаевичу Корнилову (1879-1957) в надежде трудоустроиться в этом научном учреждении и найти применение своим обширным академическим знаниям в области философской психологии. Марксистски ориентированный К.Н. Корнилов совсем недавно одержал идеологическую победу в острой дискуссии (посвященной вопросам перестройки «старой» идеалистической психологии на марксистские основы) над своим бывшим благодетелем и учителем – создателем и первым директором единственного на тот момент в России психологического учреждения – Георгием Ивановичем Челпановым (1862-1936) и сменил его на этом посту. Уверенный в своей правоте новоиспеченный директор Московского института психологии не пожелал сотрудничать с начинающим и мало кому известным в то время психологом из Одессы и отказался принять еще одного, по его представлениям, «философа-идеалиста» в штат своего института.

Константин Николаевич Корнилов (1879-1957)
Константин Николаевич Корнилов (1879-1957)

Спустя некоторое время С.Л. Рубинштейну удалось установить деловые контакты с известным психологом, основоположником советской педологии, профессором Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена Михаилом Яковлевичем Басовым (1892-1931). Коллега последнего и вместе с тем жена одного из братьев С.Л. Рубинштейна Евгения Иосифовна Зейлигер-Рубинштейн (1890-1969) помогла установлению таких контактов. В беседе с М.Я. Басовым Сергей Леонидович рассказал о разрабатываемой им теории деятельности, в результате чего М.Я. Басов, первым внесший в мировую психологическую науку понятие «деятельность», сделал свой выбор в пользу рубинштейновских позиций деятельностного подхода. В начале 1930 года С.Л. Рубинштейн по приглашению М.Я. Басова переехал из Одессы в Ленинград. Именно М.Я. Басов, предвосхитив одного из лидеров советской психологии, сразу же предложил руководству вуза назначить С.В. Рубинштейна заведующим кафедрой психологии педологического отделения Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (к несчастью, М.Я. Басов скончался от заражения крови в 1931 году).

Михаил Яковлевич Басов (1892-1931)
Михаил Яковлевич Басов (1892-1931)

Возглавляемая С.Л. Рубинштейном более десяти лет кафедра психологии Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена в короткий срок стала подлинным и крупнейшим организационным научно-исследовательским центром Советского Союза, осуществлявшим интеграцию разных направлений психологической науки. На возглавляемой С.Л. Рубинштейном кафедре в те годы работали известные отечественные психологи В.Н. Мясищев, В.А. Вагнер, Г.И. Рогинский. С кафедрой психологии Ленинградского педагогического института сотрудничал выдающийся советский физиолог Леон Абгарович Орбели (1882-1958) – вместе с известным кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном (1898-1948) он был ближайшим другом С.Л. Рубинштейна.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) - кинематографист, режиссер (в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе его фильм "Броненосец Потемкин" киноведами мира был признан лучшим фильмом "всех времен и народов"). Автор портрета - советский художник Мартирос Сарьян (1880-1972)
Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898-1948) - кинематографист, режиссер (в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе его фильм "Броненосец Потемкин" киноведами мира был признан лучшим фильмом "всех времен и народов"). Автор портрета - советский художник Мартирос Сарьян (1880-1972)

Наездами из Москвы по приглашению С.Л. Рубинштейна лекции студентам «Герценовского института» читали уже ставшие известными в те годы Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. В Ленинграде практически сразу Сергей Леонидович разворачивает эксперименты по изучению восприятия, речи и понимания, разрабатывает ряд философских принципов психологической науки, выдвигая в качестве ключевого для советской психологии принцип связи деятельности и сознания, что отражено в его знаменитой статье 1934 года «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» и в обобщающем учебнике «Основы психологии» (1935).

Ленинградский педагогический институт (ныне Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)
Ленинградский педагогический институт (ныне Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена)

В 1937 году С.Л. Рубинштейн был утвержден Высшей аттестационной комиссией СССР (ВАК) в ученой степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в ученом звании профессора. На протяжении 1930-1942 гг. он читал курс психологии на кафедре физиологии труда Ленинградского государственного университета, возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики, одновременно был заместителем директора Центральной городской научной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. В 1939 году коллективом сотрудников Ленинградского педагогического института кандидатура С.Л. Рубинштейна был выдвинута в народные депутаты Ленинградского городского совета.

Смольный дворец (с 1917 по 1945 гг. в нем размещался Ленинградский городской совет депутатов трудящихся)
Смольный дворец (с 1917 по 1945 гг. в нем размещался Ленинградский городской совет депутатов трудящихся)

В Ленинградском педагогическом институте С.Л. Рубинштейном были заложены начала крупной научной философско-психологической школы. Под его руководством в Ленинграде в 1939 году был создан один из первых в СССР диссертационных советов, принимавших защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора педагогических наук (по психологии). Именно здесь в довоенные годы ленинградцем Б.Г. Ананьевым и москвичами Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым были защищены первые в Советском Союзе докторские диссертации по психологии.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)

Работая в Ленинграде С.Л. Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом известных московских психологов. По свидетельству его бывшего ученика и аспиранта Михаила Григорьевича Ярошевского (1915-2001), «...к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие. Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их с ним во время встреч».

Лев Семенович Выготский (1896-1934)
Лев Семенович Выготский (1896-1934)

В свою очередь приезжая в Москву, С.Л. Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию «деятельность» – Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Обычно эти встречи происходили не в Московском институте психологии, а на аллеях Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, поскольку руководство Института психологии, возглавляемое реактологом К.Н. Корниловым, к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Б.М. Теплову и А.А. Леонтьеву было бы практически невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. С.Л. Рубинштейн в 1940 году пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру психологии, и согласился выступить в качестве одного из официальных оппонентов.

Начало Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) С.Л. Рубинштейн встретил в должности проректора по учебной и научной работе Ленинградского педагогического института, являясь уже достаточно немолодым человеком (ему было около шестидесяти лет). Поэтому, когда в августе 1941 года Ленинград начал подвергаться непрерывным бомбежкам, Сергей Леонидович был включен в первый список эвакуируемых научных работников. Но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора (в отсутствие ректора) организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Он взял на себя руководство процессом эвакуации сотрудников педагогического института, оформлял им документы, доставал продукты питания, морально поддерживал своих коллег. С началом Великой Отечественной войны работники Ленинградского педагогического института, в первую очередь руководящий состав вуза, возглавляемый проректором С.Л. Рубинштейном делали все возможное, чтобы жизнь в институте не замирала. В суровых военных условиях С.Л. Рубинштейн организовывал и сам проводил лекционные занятия для студентов-блокадников педагогического института. И жизнь в вузе продолжалась: за годы войны педагогический институт окончили более тысячи студентов и было выпущено около сотни аспирантов.

Эвакуация жителей блокадного Ленинграда по талому льду Ладожского озера ("Дорога жизни")
Эвакуация жителей блокадного Ленинграда по талому льду Ладожского озера ("Дорога жизни")

В блокадную зиму 1941-1942 гг. С.Л  Рубинштейн разрабатывал психологические методики и рекомендации по выживанию человека в условиях военной блокады. Наряду с профессором Ленинградского государственного университета Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907-1972) он руководил работами по цветовой маскировке контуров наиболее заметных с воздуха исторических зданий и памятников Ленинграда, а также обеспечивал участие студентов и сотрудников педагогического института в работах по созданию вокруг города кольца земляных окопов. Также С.Л. Рубинштейн активно привлекал жителей Ленинграда, обладающих в силу сильной слепоты высокой слуховой сенситивностью, для предупредительных сообщений ими о приближении к Ленинграду немецких самолетов-бомбардировщиков. Опираясь на свое знание второй лейпцигской научной школы психологии, Сергей Леонидович подготовил информационную справку для советского командования о психологической концепции президента немецкого общества психологии, одного из создателей нацистского "Боевого союза за немецкую культуру" Феликса Крюгера (1874-1948) об особенностях психологии фашизма.

Дневник ленинградской шестиклассницы Тани Савичевой (1930-1944) в скорбные дни блокады (экспонируется в Государственном музее истории Санкт-Петербурга)
Дневник ленинградской шестиклассницы Тани Савичевой (1930-1944) в скорбные дни блокады (экспонируется в Государственном музее истории Санкт-Петербурга)

Вспоминая об этом периоде времени, бывший ученик С.Л. Рубинштейна, академик Андрей Владимирович Брушлинский (1933-2002), впоследствии ставший директором Института психологии АН СССР, отмечал, что с первых дней Великой Отечественной войны Сергей Леонидович, уже немолодой и слабого здоровья человек обратился к начальнику охраны Ленинградского пединститута А.Л. Чаплину с просьбой научить его стрельбе. Ранее ученый никогда не имел дела с огнестрельным оружием, поскольку с самого раннего детства у него было плохое зрение (на всех фото он запечатлен в очках). По совету начальника охраны С.Л. Рубинштейн начал ходить в институтский тир, чтобы научиться владеть стрелковым оружием и в случае прорыва линии обороны быть готовым убивать фашистских захватчиков (бои шли уже в пригородах Ленинграда).

Натюрморт "Сирень в корзине (Героическая)" (1933 год), художник Петр Петрович Кончаловский (1876-1956)
Натюрморт "Сирень в корзине (Героическая)" (1933 год), художник Петр Петрович Кончаловский (1876-1956)

В годы войны С.Л. Рубинштейн проявил незаурядное личное мужество и человеческое милосердие. Блокадной зимой 1942 года преодолевая хроническую усталость и физическую слабость, он ходил пешком по обледенелым тротуарам через весь город в окраинный госпиталь, чтобы поделиться своим скудным блокадным пайком с умирающим от голода аспирантом-психологом Г. Лосевым. Внешне очень сдержанный и кажущийся закрытым, Сергей Леонидович всегда внимательно заботился о своих учениках, а нуждающиеся студенты знали, что к нему можно обратиться за личной помощью и он всегда давал им свои деньги «без отдачи». За проявленное в годы войны, в том числе при обороне Ленинграда, мужество и отвагу С.Л. Рубинштейн был впоследствии награжден несколькими правительственными наградами: медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «Орденом Трудового Красного Знамени» (1945).

Обессилившие от голода жители блокадного Ленинграда по дороге за водой (фотография 1943 года)
Обессилившие от голода жители блокадного Ленинграда по дороге за водой (фотография 1943 года)

Огромный груз сложной организаторской работы С.Л. Рубинштейн совмещал с интенсивной научной работой. Когда осенью 1942 года Ленинградский педагогический институт был полностью эвакуирован из блокадного города в разные населенные пункты СССР, Сергей Леонидович вместе с преподавателями кафедры психологии и членами их семей (старики и дети) переехал на юг страны в курортный город Кисловодск (Северный Кавказ, Ставропольская область). Недолго находясь в кисловодской эвакуации (с марта по октябрь 1942 года), совместно со своими коллегами он занимался психолого-педагогическим обследованием средних школ города, проводил показательные уроки, регулярно организовывал научные и методические конференции для учителей, выступления перед раненными в эвакуационных госпиталях. Преподаватели Ленинградского педагогического института читали публичные лекции на актуальные для местного населения темы, регулярно проводили читку газет и политбеседы.

Кавказские минеральные воды (Кисловодск, Курортный проспект) в послевоенное время
Кавказские минеральные воды (Кисловодск, Курортный проспект) в послевоенное время

В летний период эвакуированные ленинградцы работали на уборочной в колхозах и совхозах Ставропольской области. С.Л. Рубинштейн планировал уже ближайшей осенью начать работу филиала Ленинградского педагогического института в Кисловодске и провести набор студентов на предстоящий учебный год. Однако этому не суждено было сбыться ввиду быстрого продвижения фашистских захватчиков на Серверном Кавказе. Сотрудники Ленинградского пединститута были вынуждены срочно эвакуироваться из Кисловодска в южно-уральский город Кыштым (Челябинская область). Город-госпиталь Кисловодск, которому фашисты придумали новое имя – Гитлерштадт, более полугода находился в немецкой оккупации. В этот период в городе оставались эвакуированные туда преподаватели и студенты Ленинградского медицинского института. Зверствующие нацисты произвели массовые расстрелы находящихся на лечении в Кисловодске раненых бойцов Красной Армии вместе с ухаживающим за ними медицинским персоналом.

Памятник медикам Кисловодска - героям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Памятник медикам Кисловодска - героям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

По пути в Кыштым, на одной из небольших железнодорожных станции под Кисловодском на эшелон с эвакуированными ленинградцами неожиданно напал немецкий отряд. Буквально несколько военных, сопровождавших поезд, и вооруженных ученых, среди которых был и Сергей Леонидович, приняли бой, отразили атаку врага, обеспечив дальнейшее движение состава. По пути в Кыштым, стоя на одной из железнодорожных станций в окружении группы студентов, Сергей Леонидович услышал по радиорепродуктору правительственное сообщение и впервые узнал о присуждении ему Сталинской премии второй степени за фундаментальный труд «Основы общей психологии». Книга была выдвинута на присуждение высшей в стране научной премии двумя советскими академиками, выдающимися отечественными мыслителями – геохимиком Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945) и физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским (1875-1942). Учреждение Сталинской премии (Премия им. И.В. Сталина) в СССР состоялось 20 декабря 1939 года в честь ознаменования шестидесятилетия главы Советского государства Иосифа Виссарионовича Сталина (1878-1953).

Медаль, диплом и удостоверение лауреата Сталинской премии
Медаль, диплом и удостоверение лауреата Сталинской премии

Денежный размер Сталинской премии второй степени составлял 50 тысяч советских дореформенных рублей (первой степени – 100 тысяч рублей, третьей степени – 25 тысяч рублей). Это были очень большие по тем временам денежные суммы. Деньги на Сталинскую премию брались из гонораров за издание трудов И.В. Сталина и из полученной им заработной платы. Ежегодно в стране присуждалось шестнадцать научных Сталинских премий (помимо них были премии за лучшие технические изобретения, военные достижения, премии в области культуры и искусств). В 1942-1943 гг. почти все сталинские лауреаты перечисляли деньги, полученные вместе с премией в Фонд обороны, на счета которого поступали пожертвования, передававшиеся гражданами СССР на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)

Вполне очевидно, что присуждение государственной премии было не только оценкой научных достижений самого С.Л. Рубинштейна как ученого, но и признанием высокой роли научной психологии и всех советских психологов, внесших огромный вклад в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. В трудные военные годы советская психологическая наука укрепилась не только содержательно, но и организационно. Той же осенью С.Л. Рубинштейна вызвали из южно-уральского Кыштыма в Москву и назначили директором Московского института психологии – ведущего в Советском Союзе научного психологического учреждения. За короткий срок С.Л. Рубинштейн становится самым авторитетным и значительным лицом в психолого-педагогическом сообществе СССР. Научный авторитет ученого подкрепляется организационно, и он заслуженно становится главной фигурой советской психологии.

Фрагмент рукописи книги С.Л. Рубинштейна (1889-1960) "Бытие и сознание", опубликованной в 1957 году
Фрагмент рукописи книги С.Л. Рубинштейна (1889-1960) "Бытие и сознание", опубликованной в 1957 году

Практически одновременно его назначают первым заведующим кафедрой психологии Московского университета, а в 1943 году он организует отделение психологии в составе философского факультета МГУ. С.Л. Рубинштейн приглашает в качестве профессоров на новую кафедру психологии главных научных сотрудников Московского института психологии А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, Н.Н. Лодыгину-Котс, Н.А. Бернштейна, С.В. Кравкова, К.М. Гуревича, а также бывших соратников умершего к тому времени Л.С. Выготского (участников Харьковской психологической школы – А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурию, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца). Первый в Московском государственном университете выпуск дипломированных психологов в советское время состоялся в 1948 году. Благодаря усилиям ученого, в МГУ была открыта возглавляемая им аспирантура по психологии, в которой среди других аспирантов тогда обучались ставшие впоследствии известными советскими учеными-психологами Е.А. Будилова, Л.И. Анцыферова, М.Г. Ярошевский, А.М. Матюшкин, В.И. Пушкин, Д.Б. Богоявленская, И.С. Якиманская и др.

Картина "Новая Москва" (1937), художник Юрий Иванович Пименов (1903-1957)
Картина "Новая Москва" (1937), художник Юрий Иванович Пименов (1903-1957)

Но, на этом «золотой дождь», пролившийся на С.Л. Рубинштейна в лихую годину, не заканчивается: тогда же, в 1943 году в разгар Великой Отечественной войны С.Л. Рубинштейн был включен в состав учредителей новой Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР). В победном 1945 году он передает занимаемые им высокие и ответственные должности своим коллегам и сотрудникам. В частности, директором Московского института психологии по его представлению назначают Анатолия Александровича Смирнова (1894-1980), а заместителем директора института по научной работе – Бориса Михайловича Теплова (1896-1965). Тогда же С.Л. Рубинштейном был организован новый Сектор философских проблем психологии в Институте философии АН СССР и он становится заместителем директора этого знакового для советского государства научного учреждения. По его проекту в Институте философии АН СССР были построены специальные лабораторные помещения для проведения научных психологических экспериментов, оснащенные новейшей измерительной аппаратурой, полученной по военным репарациям из Германии. Ученый надеялся в ближайшем будущем организовать на базе этого Сектора новый Институт психологии в системе научных учреждений Академии наук СССР.

Анатолий Александрович Смирнов (1894-1980)
Анатолий Александрович Смирнов (1894-1980)

Однако в послевоенное время судьба С.Л. Рубинштейна круто изменяется. В 1947 году начнется буквально «обвал» в отношении ученого, но «первый звоночек» для него прозвучал еще в военном 1943 году: тогда С.Л. Рубинштейн был включен в состав учредителей созданной тогда Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР), но единственный из этого состава не стал ее действительным членом (академиком). Председатель Комитета по делам высшей школы СНК СССР С.В. Кафтанов категорически возражал против его членства в Академии. И только после письменного обращения группы ведущих психологов страны – профессоров Б.М. Теплова, А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, Г.Х. Кекчеева, С.В. Кравкова в Центральный Комитет ВКП(б) в 1945 году кандидатура С.Л. Рубинштейна все же будет выдвинута на избрание действительным членом (академиком) АПН РСФСР. При этом членом-корреспондентом общесоюзной Академии Наук (АН СССР) он был избран еще в 1943 году, став в ней первым представителем психологической науки.

Образец диплома члена-корреспондента Академии наук СССР 1943 года
Образец диплома члена-корреспондента Академии наук СССР 1943 года

В 1946 году С.Л. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание своей знаменитой учебной монографии «Основы общей психологии» (удостоенной в годы Великой Отечественной войны Сталинской премии), которое в дальнейшем сыграло роковую роль в его жизни. В эту работу им были дополнительно включены передовые достижения отечественной и мировой психологической науки того времени, не учтенные в довоенном издании 1940 года. В книге ученый впервые в истории отечественной психологии развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в те годы в стране идеологии и начавшейся кампании по борьбе с космополитизмом было недопустимо.

Первое издание книги С.Л. Рубинштейна "Основы психологии" (Ленинград, 1935 год)
Первое издание книги С.Л. Рубинштейна "Основы психологии" (Ленинград, 1935 год)

Расширенное издание книги «Основы общей психологии» и научное творчество С.Л. Рубинштейна в целом были подвергнуты резкому осуждению, а все прежние его заслуги и теории низложены. В рамках повсеместно начавшейся массовой идеологической кампании выдающийся психолог необоснованно был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. С.Л. Рубинштейн стал главной (хотя далеко не единственной) жертвой тех событий в советской научной психологии. Набор его книги «Философские корни психологии» был рассыпан на том основании, что число цитируемых зарубежных авторов в ней превышало число советских.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в зрелом возрасте
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в зрелом возрасте

В 1948-1949 годах С.Л. Рубинштейна сняли со всех руководящих постов, оставив благодаря личному вмешательству Президента АН СССР Сергея Ивановича Вавилова (1891-1951) лишь в должности старшего научного сотрудника Института философии АН СССР. Последующие за этим события в течение пяти лет стали годами осуждения всех его научных трудов. Давление критики было настолько огромно, что его труды были изъяты из научных библиотек, его полностью перестали печатать. Вопреки безденежью и психологическому давлению, Сергей Леонидович посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написав в те годы еще одну фундаментальную работу «Бытие и сознание», которая будет опубликована только спустя десятилетие, в 1957 году. Идеологические преследования, которые велись с применением далеко не научных методов воздействия, не сломили дух ученого, а лишь наложили своеобразный отпечаток на его научное творчество.

Обложка первого издания книги С.Л. Рубинштейна "Бытие и сознание"                                  (Москва, Издательство АН СССР, 1957 год)
Обложка первого издания книги С.Л. Рубинштейна "Бытие и сознание" (Москва, Издательство АН СССР, 1957 год)

Сергей Леонидович стоически перенес посыпавшиеся со всех сторон на него «разоблачения» в печати и неоднократные публичные проработки на разного рода и уровня ученых советах, собраниях, на которых особенно активно его «разоблачал» в антимарксизме и ревизионизме вчерашний «друг» Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979). С.Л. Рубинштейн аккуратно приходил на подобные «мероприятия», при этом выражение его лица было непроницаемым. Один из участников такого собрания, состоявшегося в Московском институте психологии АПН РСФСР (директором которого С.Л. Рубинштейн еще недавно был), рассказывал: «Как известно, большой зал этого Института имеет форму полукруглого амфитеатра, разделенного на две части ступенями, ведущими вдоль рядов наверх. К моменту появления Рубинштейна зал был переполнен. Сергей Леонидович, окинув его взглядом, начал невозмутимо, ступень за ступенью медленно подниматься вверх. Ему тогда было уже за шестьдесят. Никто из присутствующих, отводя глаза, не уступил ему свое место. Дойдя до стены, смыкавшейся с потолком, он оперся на нее спиной. На верху свободных мест тоже не было».

"Несение креста" (1500), художник Иероним Босх (1450-1516). Музей изобразительных искусств, Гент (Бельгия)
"Несение креста" (1500), художник Иероним Босх (1450-1516). Музей изобразительных искусств, Гент (Бельгия)

Невозмутимо и спокойно, всходя раз за разом на «лобное место», С.Л. Рубинштейн не то что не каялся в своих «ошибках», но спокойно объяснял публике существо им написанного и ошибочность ему приписываемого, не говоря уже о преступности внешних призывов об отмене психологии как науки. Известный отечественный психолог Владимир Петрович Зинченко (1931-2014) незадолго до своего ухода писал: «Печально, но факт: среди «проработчиков» С.Л. Рубинштейна был и один из моих учителей — А.Н. Леонтьев. Кто знает, когда он был искренен: подписывая письмо в ЦК ВКП(б) или публично упрекая Сергея Леонидовича в идеологических, а для того времени – смертных грехах? А.Н. Леонтьеву, видимо, пришлось вытеснить из памяти, что именно С.Л. Рубинштейн дал ему возможность защититься в Ленинградском диссовете, выступал официальным оппонентом на защите его докторской диссертации и дал ей высокую оценку».

Сотрудники кафедры психологии отделения психологии МГУ: профессор С.Л. Рубинштейн (нижний ряд, третий слева), заведующий кафедрой и отделением психологии А.Н. Леонтьев (нижний ряд, третий справа) после реабилитации С.Л. Рубинштейна (1953 год)
Сотрудники кафедры психологии отделения психологии МГУ: профессор С.Л. Рубинштейн (нижний ряд, третий слева), заведующий кафедрой и отделением психологии А.Н. Леонтьев (нижний ряд, третий справа) после реабилитации С.Л. Рубинштейна (1953 год)

Так же невозмутимо, по воспоминанию его бывшей ученицы К.А. Абульхановой (внучки известного советского писателя Леонида Андреева), Сергей Леонидович входил в аудитории Московского государственного университета, где для «наглядности» на стенах были развешаны плакаты «Долой космополита Рубинштейна!», и читал свои лекции по психологии. Студенты, менее подверженные конформизму, вставали, приветствуя его. Но в зале царила предельная тишина на протяжении всей лекции.

В студенческой аудитории (1950-е гг.)
В студенческой аудитории (1950-е гг.)

Регулярно проводились публичные обсуждения и появлялись погромные публикации (в журналах «Вопросы философии», «Советская педагогика», в ряде газет) «Основ общей психологии» с переходом на личность: обвинения в «безродном космополитизме», «преклонении перед буржуазной наукой», в «лакейской сущности». Его называли «лжеученым», «агентом американского империализма»; самым мягким обвинением было – «идеалист». На Ученом совете МГУ однажды прозвучало вполне анекдотическое: «Рубинштейн не понимает, что острота зрения советских летчиков выше остроты зрения фашистских летчиков».

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в годы опалы
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в годы опалы

Одна из стенограмм с обсуждением «заблуждений» С.Л. Рубинштейна была опубликована в наши дни в журнале «Вопросы психологии» в 1989 году (в 4 и 5 номерах). В защиту С.Л. Рубинштейна тогда выступил лишь Борис Михайлович Теплов (1896-1995), которого и сегодня называют «совестью отечественной психологии» (возможно в том числе и по этой причине, будучи по сути неофициально признанным профессиональным сообществом советских психологов в качестве неформального лидера отечественной психологической науки в середине ХХ столетия, за всю свою жизнь так ни разу и не был удостоен высоких психологических постов, государственных наград и научных премий). Лишь в 2000 году Б.М. Теплов был включен (посмертно) в коллектив своих учеников и последователей, награжденных В.В. Путиным Премией Президента РФ за разработку теоретико-экспериментальной модели общих и специальных способностей и их задатков.

Борис Михайлович Теплов (1896-1965)
Борис Михайлович Теплов (1896-1965)

Внешнее спокойствие во время многочисленных «проработок» стоило С.Л. Рубинштейну слишком дорого: порой после таких собраний в практически полубессознательном состоянии по просьбе ученого его отвозили на «Скорой» в подмосковный санаторий «Узкое», который в прежние спокойные времена был его убежищем для лечения и отдыха, и где теперь его «вытаскивали» из предельно тяжелого состояния хорошо знавшие профессора врачи. Полвека спустя академик К.А. Абульханова-Славская писала: «Как он относился к людям, можно судить хотя бы по тому, что при минимуме младшего медицинского персонала за право дежурить у него по ночам боролись даже подавальщицы и уборщицы. Когда я – уже почти в том же возрасте, сколько было ему тогда, – приезжала с дочерью отдыхать в «Узкое», к нам захаживали уже давно не работающие в этом санатории старушки, чтобы «повспоминать Сергея Леонидовича»».

Ксения Александровна Абульханова-Славская (род. 1932)
Ксения Александровна Абульханова-Славская (род. 1932)

Младший брат ученого, известный советский историк Николай Леонидович Рубинштейн (1897-1963) во время борьбы с космополитизмом также подвергался идеологическим «проработкам» и был уволен из Московского государственного университета и Государственного исторического музея СССР за отсутствие «партийности» в его научных трудах, посвященных русской историографии XVII века. В годы опалы и борьбы научного сообщества с «космополитом» С.Л. Рубинштейном серьезно заболела его жена и близкий друг – Вера Марковна. Днями и ночами он дежурил у ее постели. Но женщина не выдержала унижений и испытаний этих предельно невыносимых лет. Когда Сергей Леонидович однажды после очередного возвращения его к жизни пришел домой из санатория «Узкое» (ему с трудом удалось подсчитать сколько недель в состоянии беспамятства он пробыл в этом учреждении), их квартира оказалась пустой и безжизненной (детей у супругов не было).

Сергей Леонидович Рубинштейн со своими младшими братьями Николаем (слева) и Григорием (справа) в конце 1950-х гг.
Сергей Леонидович Рубинштейн со своими младшими братьями Николаем (слева) и Григорием (справа) в конце 1950-х гг.

Тогда, после смерти жены у С.Л. Рубинштейна оставалась одна забота, ради которой он не мог позволить себе слечь окончательно, – нужно было сохранять психологию как самостоятельную науку в СССР, гонения на которую начались после печально известной, т.н. «Павловской сессии» АН СССР и АМН СССР в 1950 году, посвященной празднованию юбилея великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова (1849-1936). Вернувшись из «Узкого» после тяжелой болезни, С.Л. Рубинштейн был внутренне свободен: запрет научной деятельности у себя дома за письменным столом никто не мог наложить на него. И он, тщательно взвешивая структуру своей новой книги «Бытие и сознание», ее доказательную композицию, обосновывал свои положения примерами из теории относительности и …музыкальным стилем великого русского композитора Римского-Корсакова.

Письменный стол Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960)
Письменный стол Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960)

С приходом так называемой «хрущевской оттепели», наступившей после смерти И.В. Сталина в марте 1953 года, обвинения против С.Л. Рубинштейна постепенно сняли. Ученый вскоре был полностью реабилитирован и начался процесс восстановления его в прежних должностях. И уже в конце 1953 года совместно с А.А. Смирновым и Б.М. Тепловым он участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране – журнала «Вопросы психологии», вошел в первый состав редакционной коллегии этого журнала. По его инициативе начинают издаваться «Известия АПН РСФСР», он становится одним из активных организаторов Общества психологов СССР и его первого съезда, вскоре проведенного в Москве под председательством А.А. Смирнова. Но лишь в 1956 году С.Л. Рубинштейн вновь возглавил воссозданный им заново Сектор психологии в Институте философии и продолжал занимать эту должность вплоть до своей смерти (но снова заведовать кафедрой психологии и Отделением психологии в МГУ ему уже не дали возможности).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960)

В 1957 году С. Л. Рубинштейн был назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе (Бельгия), но не смог принять личного участия в работе знакового зарубежного мероприятия мировой научной психологии по причине серьезной болезни (вместо него делегацию на XV Конгрессе в Брюсселе возглавил А.А. Смирнов). В 1959 году Президиумом АН СССР С.Л. Рубинштейн был назначен организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором ему удалось привлечь самых авторитетных отечественных специалистов-физиологов – П. К. Анохина, Э.А. Асратяна, Н.И. Гращенкова, П.В. Симонова и многих других.

Члены советской делегации А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов (в центре) с известными американскими психологами, супругами Шарлоттой и Карлом Бюлерами на XVI Международном психологическом конгрессе в Бонне
Члены советской делегации А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов (в центре) с известными американскими психологами, супругами Шарлоттой и Карлом Бюлерами на XVI Международном психологическом конгрессе в Бонне

Во второй половине 1950-х годов С.Л. Рубинштейн вместе с другими лидерами советской психологии (Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым и др.) активно и плодотворно участвовал в укреплении и развитии советской психологической науки. Их совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на порой существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем. Словно стремясь наверстать упущенное время, С.Л. Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959).

Авантитул первого издания книги С.Л. Рубинштейна "Бытие и сознание" (1957 год)
Авантитул первого издания книги С.Л. Рубинштейна "Бытие и сознание" (1957 год)

Одновременно он начал работать над последней в своей жизни книгой – «Человек и мир», но этот капитальный труд полностью им не был завершен: автор скоропостижно скончался, прежде чем успел дописать эту рукопись. Книга «Человек и мир» будет опубликована лишь в 1973 году, спустя тринадцать лет после смерти ее автора. На завершение этого труда, согласно завещанию С.Л. Рубинштейна, им была уполномочена его бывшая аспирантка отделения психологии философского факультета МГУ, ставшая в 1956 году его личным помощником и партнером, Ксения Александровна Абульханова. В этой посмертно опубликованной книге, которая заканчивается на патетической ноте: «Смысл человеческой жизни – быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества» ученому наконец удалось реализовать намеченную им еще в молодом возрасте программу изучения человека как субъекта деятельности.

Академик Ксения Александровна Абульханова-Славская (род. 1932) с опубликованной ею в 1973 году книгой С.Л. Рубинштейна "Человек и мир"
Академик Ксения Александровна Абульханова-Славская (род. 1932) с опубликованной ею в 1973 году книгой С.Л. Рубинштейна "Человек и мир"

В мае 1959 года Ученый совет Института философии АН СССР принял решение о представлении послевоенных трудов С.Л. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Ученый был номинирован на эту премию, но получить ее ему уже не было суждено. Идеологические гонения не прошли даром для здоровья Сергея Леонидовича: 11 января 1960 года он внезапно скончался. Лауреатов Ленинской премии в области науки в СССР объявляли ежегодно 22 апреля (в день рождения В.И. Ленина). 22 апреля 1960 года ученого уже не было в живых – по этой причине присуждать премию ему не стали. Причина смерти в биографиях С.Л. Рубинштейна не указывается. Ученый похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Через три года после погребения в могилу Сергея Леонидовича заложили прах его младшего брата – ученого-историка Николая Леонидовича Рубинштейна.

Могила Сергея Леонидовича Рубинштейна (Москва, Новодевичье кладбище)
Могила Сергея Леонидовича Рубинштейна (Москва, Новодевичье кладбище)

По причине скоропостижной смерти намеченное в Советском Союзе на 1960 год празднование 70-летнего юбилея С.Л. Рубинштейна не состоялось. Ленинской премией в 1963 году был награжден заведующий кафедрой психологии и отделением психологии философского факультета МГУ А.Н. Леонтьев за научный труд «Проблемы развития психики», изданный им в 1959 году, в результате чего он становится доминирующим в советском человекознании (вплоть до конца ХХ в.). После кончины С.Л. Рубинштейна Сектор психологии в Институте философии АН СССР возглавила Ученый секретарь института, кандидат философских наук Екатерина Васильевна Шорохова (1922-2004).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)

Спустя десятилетие, в 1971 году в Москве открылся новый Институт психологии АН СССР (о создании которого С.Л. Рубинштейн мечтал еще в послевоенное время), куда из Института философии АН СССР в полном составе был переведен и Сектор психологии. Организатором и первым директором этого учреждения стал представитель ленинградской научной школы, бывший декан факультета психологии Ленинградского государственного университета Борис Федорович Ломов (1927-1989).

Борис Федорович Ломов (1927-1989)
Борис Федорович Ломов (1927-1989)

С 1989 по 2002 гг. Институт психологии РАН возглавлял бывший ученик и аспирант Сергея Леонидовича Рубинштейна – Андрей Владимирович Брушлинский (1933-2002). И совсем не случайно, что поныне программной проблемой для сотрудников этого академического института, у истоков которого стоял коллектив рубинштейновской лаборатории, стала проблема субъекта. В наше непростое время, когда в условиях внутреннего самоопределения каждый человек выступает субъектом ответственности за принятые им решения, идеи глубокого мыслителя С.Л. Рубинштейна оказались актуальными и востребованными.

Академик Андрей Владимирович Брушлинский (1933-2002)
Академик Андрей Владимирович Брушлинский (1933-2002)

В числе наиболее известных учеников и последователей С.Л. Рубинштейна в первую очередь могут быть названы уже неоднократно упомянутые выше академики Андрей Владимирович Брушлинский (1933-2002), Ксения Александровна Абульханова-Славская (род. 1932). Так, под их научной редакцией к столетию С.Л. Рубинштейна в 1989 году был заново переиздан его знаменитый труд «Основы общей психологии». В историко-научном плане следует отметить, что в те годы в СССР существовало негласное ограничение на объем публикуемой научной литературы, согласно которому не издавались книги, превышающие 20 печатных листов (320 страниц). Поскольку «Основы общей психологии» существенно выходили за эту норму, то директор Института психологии АН СССР А.В. Брушлинский вынужден был обратиться на VIII съезде Общества психологов СССР к присутствовавшей на нем своей сокурснице по философскому факультету МГУ, ставшей супругой Президента СССР Раисе Максимовне Горбачевой (1932-1999), с просьбой помочь переиздать фундаментальный труд их общего учителя, крупнейшего советского психолога С.Л. Рубинштейна. В результате знаменитая книга «Основы общей психологии» была издана в СССР в третий раз после долгого перерыва (первые два состоялись в 1940 и 1946 гг.).

Раиса Максимовна Титаренко (в замужестве Горбачева) (1932-1999) - студентка философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Раиса Максимовна Титаренко (в замужестве Горбачева) (1932-1999) - студентка философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Сегодня, в XXI веке, спустя почти семь десятилетий, прошедших после смерти уникального ученого, его научные труды остаются широко востребованными и актуальными. Подтверждение тому – их непрекращающееся во времени, практически ежегодное переиздание в наши дни известными российскими научными и учебными издательствами. Важными вехами в истории советской и российской психологии стали юбилеи ученого, регулярно отмечаемые научной психологической общественностью начиная с 1989 года. С 1992 года в нашей стране ежегодно ученым-психологам вручается Премия Российской академии наук (РАН) имени С.Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии. При Институте психологии РАН создано научное Рубинштейновское общество, открыт мемориальный кабинет ученого, издается научный электронный журнал «Человек и мир». С июня 2022 года в Москве начал работу общественно-научный «Международный центр рубинштейноведения», осуществляющий архивную и исследовательскую деятельность по развитию научной школы С.Л. Рубинштейна.

Институт психологии РАН (Мемориальный кабинет Сергея Леонидовича Рубинштейна)
Институт психологии РАН (Мемориальный кабинет Сергея Леонидовича Рубинштейна)

Все изображения, размещенные на данном канале, взяты из открытых источников различных информационных ресурсов сети Интернет.

Все права на графические материалы, представленные на канале, принадлежат их законным владельцам.

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (1896-1965)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова24 мая
СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1894-1980)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова25 января
ВИЛЬГЕЛЬМ МАКСИМИЛИАН ВУНДТ (1832–1920)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова23 декабря 2024
ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862–1936)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова9 октября 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1966)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова6 августа 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1948, 1951)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова5 июля 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ: (1932, 1937 гг.)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова21 июня 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1926, 1929 гг.)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова19 мая 2024
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1905, 1909, 1923 гг.)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова25 февраля 2024
ПЕРВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ (1889, 1892, 1896, 1900 гг.)
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова7 февраля 2024
РОССИЙСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (РПО): УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ СЪЕЗД
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова18 января 2024
ОБЩЕСТВО ПСИХОЛОГОВ СССР: ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ . . .
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова4 января 2024
ПЕРВОЕ В РОССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ: ПСИХОЛОГИЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ПОТЕРЯЛИ
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова20 ноября 2023
ДЕНЬ ПСИХОЛОГА: ИСТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА ТЕХ, КОМУ ИЗЛИВАЮТ ДУШУ
Психолог-консультант, томский профессор Галина Корытова12 ноября 2023