Найти в Дзене

История Первого крестового похода в альбоме канадской фолк-блэк-пауэр-метал группы Brethren «Crusade: I» (2016)

13 апреля 2016 года увидел свет инструментальный дебютник канадской фолк-блэк-пауэр-метал группы Brethren «Crusade: I», посвященный Первому крестовому походу. Пе́рвый кресто́вый похо́д был организован в 1096 году решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи восточным христианам в защите Анатолии (Малая Азия) от наступления турок-сельджуков. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы. Феодалы и простой народ, по земле и морю двинулись на Восток, по пути освободив от власти сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии, и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское

13 апреля 2016 года увидел свет инструментальный дебютник канадской фолк-блэк-пауэр-метал группы Brethren «Crusade: I», посвященный Первому крестовому походу.

Пе́рвый кресто́вый похо́д был организован в 1096 году решением римского папы Урбана II по просьбе византийского императора Алексея I с целью помощи восточным христианам в защите Анатолии (Малая Азия) от наступления турок-сельджуков. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение священного города Иерусалима и Святой земли от мусульман. Первоначально обращение римского папы было адресовано только французскому рыцарству, но впоследствии поход превратился в полномасштабную военную кампанию, а его идея охватила все христианские государства Западной Европы. Феодалы и простой народ, по земле и морю двинулись на Восток, по пути освободив от власти сельджуков западную часть Малой Азии и устранив мусульманскую угрозу Византии, и в июле 1099 года завоевали Иерусалим. Во время 1-го крестового похода было основано Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединяются под названием Латинского Востока. Важную роль в истории Крестовых походов сыграли духовно-рыцарские ордены.

Альбом открывает тема «Deus Vult!»:

Deus vult (с лат. — «Этого хочет Бог», иначе «Воля Божья»; фр. Dieu le veut) — клич христиан во время провозглашения первого крестового похода римским папой Урбаном II на Клермонском соборе в 1095 году. Также боевой клич Готфрида Бульонского (ок. 1060—1100) и его крестоносцев.

Deus lo vult (с лат. — «так хочет Бог»), производная фраза на вульгарной, а не классической латыни, является девизом Иерусалимского ордена Святого Гроба Господня, католического военного ордена.

Адмирал Альфред Тайер Мэхэн, протестант-епископал, использовал выражение для своего аргумента «владычества Христа» как «по сути имперского» и что у «христианства и войны» было много общего: «„Deus vult!“ говорю я. Это был крик крестоносцев и пуритан, и я сомневаюсь, что человек когда-либо говорил что-то благороднее».

Также на этом альбоме, есть такие треки, как:

«The Massacare of Rhineland» («Рейнская резня»):

Еврейские погромы во время Первого крестового похода, также известные как Германский крестовый поход (ивр. גזירות תתנ"ו, гзиро́т татна́в (Погромы 4856 года) — ранний этап Первого крестового похода, в котором толпы французских и немецких крестьян, обедневших рыцарей, нищих и бродяг устроили в 1096 году погром еврейских общин Европы. Он занимает важное место в современной еврейской историографии и рассматривается как первый пример вспышки массового народного антисемитизма, с тех пор распространявшегося всё шире и приведшего в итоге к Холокосту.

Тема еврейских погромов красной линией проходит по истории Средневековья, некоторые даже утверждают, что еврейский геноцид Третьего рейха это апогей процессов, начавшихся тысячелетие назад.

И действительно нельзя не отметить, что Крестовые походы стали катализатором для развития антисемитизма в Европе. Люди, особенно не образованные и не обладающие критическим мышлением отлично поддаются влиянию со стороны. И далеко не всегда это приводит к нужным результатам.

В преддверие Первого крестового похода Европу захлестнули неутешительные новости: гонения в Палестине христиан стало всеобъемлющим. Это связано с развитием Фатимидского халифата, вряд ли когда-то еще шииты обладали таким же влиянием, как при фатимидских халифах.

От ужасного радикализма их религиозных убеждений страдали многие, в том числе и менее радикальные мусульмане. Фатимиды не только занимались гонениями, но также разрушали религиозные святыни.

Например халиф Аль-Хаким Биамриллах в 1009 году разграбил и разрушил Храм Гроба Господня и сам Гроб Господня, который испокон веков считается самой главной христианской святыней.

Христиане буквально считались людьми второго сорта и вполне можно говорить о настоящем геноциде христиан в Фатимидском халифате, из-за которого были уничтожены или подавлены многие народы Северной Африки, Египта и Палестины. Ведь до этого момента, христианское население этих земель, если не превышало арабское, то было крайне значительным в государстве.

И вот пришли Фатимиды, и христианам запрещалось проводить ритуалы, христианские праздники и использовать свои религиозные символы. А также они были вынуждены носить специальную одежду и черные головные уборы, что бы их всегда можно было идентифицировать, как христиан.

Эта праведная ярость росла целый век, пока в 1095 году Урбан II не призвал к Первому крестовому походы. Это событие буквально завладело сердцами европейцев. Однако далеко не все были готовы отправиться в столь долгий поход и обратили своё внимание на тех, кто больше всего напоминал их врагов - евреев.

При этом в Рейнской области находились самые богатые еврейские общины Европы. И даже те, кто хотел отправиться в Палестину, отдавали себе отчет, что деньги евреев нужны для финансирования этого похода.

Первый еврейский погром в Рейнской области произошел в 1095 году, когда целая община была вырезана под корень. А в 1096 году жестокие погромы здесь стали чем-то систематическим. Десятки тысяч евреев были убиты, и даже такие крупные и богатые города, как Майнц подверглись атакам.

«Saladin»:

Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунья ва-д-Дин Абу́-ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б ибн Ша́зи аль-Курди́[1] (араб. الملك الناصر أبو المظفر صلاح الدنيا و الدين يوسف بن أيوب بن شاذي الكردي; курд. Selahedînê Eyûbî, سەلاحەدینی ئەییووبی), в русской и западной традиции Салади́н, известный как Салах ад-Дин аль-Айюби (араб. صلاح الدين الأيوبي; 1137, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — мусульманский полководец и лидер XII века. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. Курд по происхождению.

В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя: Салах ад-Дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «благочестие веры». Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).

Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).

«Совершать подвиг во имя Аллаха стало для него настоящей страстью; все сердце его было подчинено этому делу, которому он отдавался и душой, и телом. Он не говорил ни о чём ином; все его мысли были поглощены тем, как проявить усердие на пути Аллаха; все помыслы были связаны с его воинами. Он выказывал всяческое почтение к тем, кто говорил об усердии на пути Аллаха, и вдохновлял народ на это».

4 июля 1187 года Салах ад-Дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине; король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. За этот год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после недолгой осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети, но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу.

Во время Третьего крестового похода крестоносцы сумели отвоевать Акру, а главный противник Саладина Ричард I Львиное Сердце разбил войска мусульманского полководца в битвах при Арсуфе и при Яффе, из-за чего Саладин был вынужден уступить побережье от Тира до Яффы христианам, но при этом сохранил за собой Иерусалим. Кроме того, Саладин позволил христианским паломникам беспрепятственно посещать Иерусалим.

Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику. Английский король Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Салах ад-Дина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга, хотя ни разу не встречались лицом к лицу.

«Order of Hospitallers» («Орден госпитальеров»):

Госпиталье́ры (фр. Ordre des Hospitaliers), или иоанни́ты, полное название О́рден бра́тьев иерусали́мского го́спиталя св. Иоа́нна Крести́теля (лат. Fratres Hospitalis sancti Ioannis Hierosolymitani), или О́рден Свято́го Иоа́нна (мальт. Ordni ta’ San Ġwann), О́рден Родо́сских ры́царей с 1310 года, О́рден Мальти́йских ры́царей с 1530 года — основанная в 1099 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим уставом. На орден была возложена миссия заботы о Святой земле и защиты её. После захвата Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на острове Родос, владыкой которого являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии.

«1099: The Siege of Jerusalem» («1099: Осада Иерусалима»):

Осада Иерусалима — одно из ключевых событий Первого крестового похода. Происходила с 7 июня по 15 июля 1099 года, в результате город был захвачен войсками крестоносцев. Успешный исход осады привёл к завершению Первого крестового похода и созданию в Малой Азии государств крестоносцев.

Ранним утром, во вторник 7 июня 1099 года крестоносцы добрались до Иерусалима. Всего к Иерусалиму подошла армия из 40 000 человек (по другим данным не превышала 20 000), половину из которых составляли пешие воины, и полторы тысячи рыцарей. Многие воины в религиозном порыве опускались на колени, плакали и молились, увидев издалека в рассветных лучах солнца столь желанные стены Священного Города, ради освобождения которого вышли в поход три года назад и прошли многие тысячи километров. Иерусалим находился под властью фатимидского халифа, который отнял его у сельджуков. Эмир Иерусалима Ифтикар ад-Даула направил к крестоносцам посольство, предложив им беспрепятственно совершать паломничество к святым местам, небольшими и к тому же невооружёнными группами. Однако, вожди похода ответили на это предложение категорическим отказом, не помышляя оставлять величайшие христианские святыни под властью неверных мусульман.

Роберт Нормандский разбил лагерь с северной стороны около церкви Св. Стефана. Далее расположилась армия Роберта Фландрского. Отряды Готфрида Бульонского и Танкреда Тарентского стояли на западе напротив башни Давида и Яффских ворот, через которые обычно проходили прибывшие из Европы паломники. На юге занял позиции Раймунд Тулузский, укрепившись на горе Сион близ церкви Св. Марии. Армия крестоносцев, согласно хронике Раймунда Ажильского, состояла из 1200—1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев (в начале похода их было соответственно около 7000 и 20 000 человек)[2]. В дополнение к тому могло быть ещё несколько тысяч воинов из маронитов, немногочисленных местных христиан и остатков христианского ополчения прибывшего сюда ранее и присоединившегося к Крестоносному войску шедшему на освобождение Святого Города. Ввиду этого общая численность христиан вполне могла составлять 30 — 35 тысяч человек, что было намного меньше гарнизона и жителей города. Но христианское войско было воодушевлено близостью заветной цели и пребывало в хорошем моральном состоянии.

Осада Иерусалима во многом повторяла историю осады Антиохии. Перед прибытием врага эмир Фатимидов изгнал из Иерусалима местных христиан и укрепил крепостные стены. Крестоносцы же — как и полгода назад — из-за нехватки продовольствия и воды претерпевали большие мучения, нежели осажденные. Мусульмане отравили и загрязнили все окрестные колодцы, поэтому крестоносцам приходилось привозить воду из источника в 10 километрах от города в бурдюках, наскоро сшитых из бычьих шкур.

Понимая, что время дорого и с каждым днём положение будет только усугубляться, 13 июня крестоносцы пошли на штурм крепостных стен. Поднявшись по приставным лестницам, они вступили в жестокую схватку с гарнизоном, однако ввиду высоты и мощи стен, осаждённым удалось отбить атаку. В это время пришло известие, что основные силы генуэзской эскадры, направленной на помощь крестоносцам, были разбиты египетским флотом. Однако, 17 июня в Яффу прибыло шесть уцелевших кораблей с продовольствием — благодаря чему угроза голода на время отступила — и также различными инструментами для сооружения военных машин.

Понимая какую важность составляет доставленный груз, Раймунд Тулузский направил в гавань отряд из сотни рыцарей для охраны судов, но те столкнулись с засадой мусульман, и в завязавшемся бою обе стороны понесли потери. В конце июня тревожные слухи стали подтверждаться и до рыцарского войска дошли вести о том, что из Египта на помощь Иерусалиму выдвинулась фатимидская армия.

В начале июля одному из монахов явилось видение епископа Адемара Монтейльского, год назад скончавшегося в Антиохии, который предписал воинам «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост» и тогда на девятый день Иерусалим падёт.

6 июля военачальники и епископы провели совет, на котором решили исполнить предписание Адемара, и в пятницу 8 июля босые крестоносцы в сопровождении своих духовных наставников — Петра Пустынника, Раймунда Ажильского и Арнульфа Шокесского — провели крестную процессию вокруг стен Иерусалима и, распевая псалмы, дошли до Масличной горы, чем вызвали недоумение, страх и ярость мусульман, которые во время чтения епископами молитв, выкрикивали оскорбления в адрес христиан и священных таинств. Последнее и вызвало гнев крестоносцев как в процессе штурма так и в ходе захвата города.

Понимая, что пассивная осада может затянуться, крестоносцы углубились в окрестные земли Самарии, чтобы нарубить деревьев для осадных машин, после чего плотники соорудили две осадные башни, метательные машины и другие военные приспособления. Затем состоялся совет, на котором был отдан приказ готовиться к схватке.

Затем постановили, кто из князей, действуя со своими людьми, какую часть города будет атаковать и в каких местах будут пущены в ход осадные орудия, а также какие именно.

Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а оборонявшиеся осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные <…> деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как жители города защитили стены мешками, набитыми хлопком, которые смягчали удар. Под непрекращающимся обстрелом — как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» — крестоносцы начали придвигать к стенам Иерусалима осадные башни, однако им помешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать ещё 12 июля.

Сражение продолжалось весь день, но город держался. Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать — жители города боялись, что последует новая атака, а католические христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия. Утро 15 июля, началось с общей молитвы и песнопений, христиане громко пели священные псалмы и подняв сотни знамён, стальными клиньями устремились к стенам. Европейские арбалетчики метко стреляя, пробивали мусульман стрелами насквозь, чем вызывали страх перед этим оружием. И когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам, лучники подожгли защищающие их мешки и смели со стен защитников. Толпы воинов и рыцарей в священном рвении и экстазе бросились на стены, разя длинными обоюдоострыми мечами и тяжёлыми топорами, переламывая арабские кривые сабли, разбивая кожаные шлемы и чалмы, сметая всё на своём пути. Такого невероятного давления оборонявшиеся не выдержали, защитники дрогнули, и уже ничто не могло больше удержать крестоносцев от вступления в город.

Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы под непрекращающийся рёв и воинственные крики перекинули на стены деревянные мостки и раздавив защитников — толпами устремились за стены. Первым согласно преданию прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский, Танкред Тарентский и храбрейшие рыцари и воины Европы. Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота. Увидев, что город уже пал, эмир гарнизона башни Давида был сломлен происходящим и открыл Яффские ворота.

После того, как крестоносцы ворвались в город, началась резня. Нападавшие убивали всех подряд — мусульман, евреев, православных христиан и превратили Иерусалим в настоящую бойню. Некоторые из горожан попытались укрыться на крыше храма (хроника утверждает, что это произошло в храме Соломона, но, так как он был разрушен в I веке при взятии Иерусалима полководцем Титом, вероятно имеется в виду мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, которая, по мнению крестоносцев, располагалась на месте Храма). Сначала Танкред Тарентский и Гастон Беарнский взяли их под свою защиту, передав в качестве охранного символа свои знамёна, однако к утру крестоносцы перебили всех уцелевших. Была сожжена синагога вместе с находившимися там людьми. Так, к утру 16 июля практически всё население Иерусалима было перебито. По свидетельству западных хронистов было уничтожено около 10 тысяч жителей, арабские источники приводят значения в несколько раз больше.

О суровой жестокости христиан сообщается во многих хрониках и документах того времени. И если арабские и византийские источники довольно сухо сообщают о большом числе жертв, то западные изобилуют подробностями.

Раймунд Ажильский, наблюдавший падение Иерусалима своими глазами, сообщает, что на городских улицах можно было увидеть кучи человеческих тел.

Невозможно было смотреть без ужаса, как валялись всюду тела убитых и разбросанные части тела и как вся земля была залита кровью. И не только обезображенные трупы и отрубленные головы представляли страшное зрелище, но ещё более приводило в содрогание то, что сами победители с головы до пят были в крови и наводили ужас на всякого встречного. В черте храма, говорят, погибло около 10 тысяч врагов, не считая тех, что были убиты повсюду в городе и устилали улицы и площади; число их, говорят, было не меньше. Остальные части войска разошлись по городу и, выволакивая, как скот, из узких и отдаленных переулков несчастных, которые хотели укрыться там от смерти, убивали их секирами. Другие, разделившись на отряды, врывались в дома и хватали отцов семейств с женами, детьми и всеми домочадцами и закалывали их мечами или сбрасывали с каких-либо возвышенных мест на землю, так что они погибали, разбившись. При этом каждый ворвавшись в дом, обращал его в свою собственность со всем, что находилось в нём, ибо ещё до взятия города было согласовано между крестоносцами, что по завоевании каждый сможет владеть на вечные времена по праву собственности, всем, что ему удастся захватить. Потому они особенно тщательно осматривали город и убивали сопротивляющихся. Они проникали в самые уединенные и тайные убежища, вламывались в дома жителей, и каждый христианский рыцарь, вешал на дверях дома щит или какое-либо другое оружие, в знак для приближающегося — не останавливаться здесь, а проходить мимо, ибо место это уже занято другими.

Помимо уничтожения жителей, крестоносцы полностью разграбили город. Они врывались в дома и храмы, присваивая себе все ценности, какие только могли найти. Танкред Тарентский вынес из храма Соломона «несметное количество золота, серебра и драгоценных камней». Правда, по утверждению Гийома Тирского, через некоторое время он вернул награбленное.

Взятие Иерусалима 15 июля 1099 года отмечено во всех исторических источниках начала XII века, в том числе и в русской «Повести временных лет». После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королём в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня (лат. Advocatus Sancti Sepulchri). 1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима. Им стал Арнульф Шокесский, капеллан Роберта Нормандского. 5 августа, допросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса, что вызвало новый религиозный подъём.

В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся египетской армии ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована и воины Христовы сочли свой долг выполненным, большинство из них вернулось на родину. Первый крестовый поход увенчался успехом, в результате чего на Востоке образовались несколько государств крестоносцев. Эти государства представляли собой плацдарм «Западного мира» во враждебном окружении и требовали постоянной помощи извне, что делало неизбежным последующие крестовые походы. Опустошение целых территорий Ближнего Востока в ходе крестового похода, а в особенности резня устроенная после захвата Иерусалима, обусловила многовековую конфронтацию католического Запада с мусульманским Востоком.