1. BRIARGH – испанский паган-блэк-метал проект. Лирика его альбомов «Autóctono» (2021) и «Civervo» (2024) посвящена древней истории Иберии:
«Это мой очень личный взгляд на язычество и мистицизм».
2. ASTWIHAD – иранский блэк-дэт-метал проект, исследующий в своей лирике темные стороны авестийских текстов. Именно этой тематике посвящен ЕР «Gatha 1: Asto-Vidatu» (2023).
Как говорится в аннотации, "это первая Гата, запретная книга, которая открывает врата в царство смерти".
Второй альбом группы «Gatha 2: Dush-Sastish» (2024) является его прямым логическим продолжением:
"Это вторая Гата - книга, которая нашептывает вашим душам, как вызвать повелителя дэвов, возвещающего наступление апокалипсиса".
3. HAKKAPELLIITTA / BLOODY WINDS - Might over Romanitas (2020)
Сплит двух raw black metal-проектов из США. Творчество одного из них посвящено финским конным отрядам, сражавшимся в составе шведского войска на полях сражений Тридцатилетней войны. А альбом в целом посвящен противостоянию римской цивилизации (о чем говорит название и обложка).
Hakkapeliitta – это укомплектованные финнами отряды легкой кавалерии в составе шведского войска XVII века, которые широко использовались на территории Германии, Богемии, Польши и Дании, преимущественно – во время Тридцатилетней войны (1618-1648). В честь них назван знаменитый военный марш (который использовался в финской, шведской и немецкой армии XIX-XX вв.), а также зимние шины от Nokian Tyres.
Само название «Hakkapeliitta» происходит от финского боевого клича «hakkaa päälle» (буквально – «бей в голову», на английский чаще всего переводится как «Cut them down!» – «Руби их!»)
4. AITA - I (2024)
Дебютный альбом коллектива, созданного участниками римской фолк-метал группы Dyrnwyn, который исполняет атмосферный блэк с текстами, вдохновленными этрусской мифологией.
Этрусская мифология — совокупность мифов этрусков, обитавших в древней Италии в I тыс. до н. э. Мифология этрусков связана с мифами древних греков и римлян, но обладает множеством своеобразных черт.
Этруски были расселены преимущественно в районе к югу от долины реки По вплоть до Рима, ближе к западному побережью Апеннинского полуострова. Их история прослеживается примерно с 1000 г. до н. э. вплоть до I в. н. э., когда этруски были окончательно ассимилированы римлянами. Когда и откуда этруски попали в Италию, неясно, и их язык большинством учёных признаётся неиндоевропейским. Этруски испытали огромное влияние древнегреческой культуры, что сказалось и на религии. Так, множество сюжетов на этрусских зеркалах имеют, несомненно, греческое происхождение; это доказывают имена многих персонажей, записанные этрусским алфавитом на этрусском языке, но имеющие несомненно греческое происхождение. Многие верования этрусков стали частью культуры Древнего Рима; считалось, что этруски являются хранителями знаний о многих ритуалах, которые были недостаточно известны римлянам.
5. HARKANE - Argo (2024)
Концептуальный альбом итальянской мелодик-дэт-блэк-метал формации, посвященный легендам о Золотом руне и походе аргонавтов.
Ясо́н (также Язо́н, Иасо́н; др.-греч. Ἰάσων) — персонаж греческой мифологии из фессалийского цикла, предводитель аргонавтов, совершивший поход в Колхиду за золотым руном.
Ясон был сыном царя Иолка Эсона. Согласно классической версии мифа, он провёл детство на горе Пелион и в двадцатилетнем возрасте возвратился в родной город, чтобы вернуть отцу царскую власть, похищенную братом отца Пелием, а тот отправил племянника в далёкое плавание, чтобы от него избавиться. На корабле «Арго» вместе со множеством других героев Ясон проделал опасный путь до Колхиды; благодаря поддержке богини Геры и любви царевны Медеи он прошёл испытания, завладел золотым руном и ушёл от погони царя Колхиды Ээта. В Элладу Ясон вернулся вместе с Медеей, ставшей его женой. В Иолке он расправился с Пелием, после чего был вынужден отправиться в изгнание. По наиболее популярной версии мифа, Ясон поселился в Коринфе. Спустя десять лет он решил жениться на дочери местного царя, но Медея убила свою соперницу. Ясон либо погиб вместе с невестой, либо вскоре покончил с собой, либо дожил до старости и нашёл смерть под обломками «Арго».
Плавание аргонавтов стало одной из главных тем для греческой эпической поэзии ещё в архаическую эпоху (она появилась приблизительно в 1400 г. до н.э.), однако тексты сказаний не сохранились (возможно, они не были записаны). В III веке до н. э. поэму на эту тему создал Аполлоний Родосский, в I веке н. э. — Валерий Флакк. Ясон стал персонажем ряда античных пьес (из них сохранились «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки), причём изображался в двух ипостасях — как герой, совершивший славные подвиги, и как неверный муж, оставивший Гипсипилу и Медею. В том числе под влиянием мифа о нём Вергилий написал «Энеиду», ставшую одним из ключевых текстов для европейской культуры. Ясона часто изображали античные художники. В эпоху Нового времени снова обрели популярность сюжеты, связанные с походом за золотым руном (особенно популярны они были у символистов конца XIX — начала XX веков) и с трагическими событиями в Коринфе. На эти темы создавались пьесы, оперы, картины, кинофильмы. Антиковеды видят в мифе о Ясоне противоречивое смешение сюжетных мотивов, связанных с классической мифологией и архаическими культами.
Золото́е руно́ — в древнегреческой мифологии золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла — отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).
Фрикс достиг берега Колхиды. Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.
Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Грузией. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность.
6. Decayed / Cemetery Lights / Caixão - Heralds of the Duat (2024)
Сплит трех блэк-метал проектов из Португалии и США, посвященный зловещим легендам и мифам Древнего Египта.
7. Féodal - Preserving Our Land (Demo) (2024)
Демо-запись raw-black-metal проекта из Франции, посвященная Крестовым походам.
8. OANNES - Spiders Crawl in the Abode of Enki (An Key to Absu; The Threshold of Mystery) (EP) (2024)
Однопесенный мини-альбом канадского проекта, играющего сырой блэк-метал с текстами, вдохновленными шумерской мифологией.
9. MALEDICTED - Dreams From Irkalla (EP) (2024)
Мини-альбом иркутской дэт-метал группы, вдохновленный месопотамской мифологией.
10. ILLA - Sarva - Saktan (2024)
Дебютник новосибирского проекта, играющего атмосферик-блэк-метал с лирикой, которая базируется на индийской мифологии.
11. QUE METAL - Animi Magnitudo (2024)
Третий полноформатник альбом пост-блэк-метал проекта из Калининграда, тексты песен которого посвящены образам и сюжетам из древнегреческой мифологии.
12. КОРАБЛЬ ТЕСЕЯ - Повелители Судеб (2024)
Второй студийник хэви-пауэр-метал группы из Москвы, вдохновленный мотивами из древнегреческой мифологии.
Тесе́й или Тезе́й (др.-греч. Θησεύς, лат. Theseus) — персонаж греческой мифологии, центральная фигура аттического мифологического цикла. Трезенская царевна Эфра из рода Пелопидов родила Тесея сразу от двух отцов — земного (царя Афин Эгея) и божественного (морского бога Посейдона). С детства этот герой отличался храбростью и силой. Возмужав, Тесей проделал путь до Афин, в пути победив множество чудовищ и злодеев (в том числе разбойника Прокруста). Узнанный земным отцом, он отправился на Крит, где благодаря помощи царевны Ариадны убил чудовище по имени Минотавр, жившее в Кносском лабиринте. На обратном пути Тесей оставил Ариадну на одном из островов. Подплывая к Аттике, он забыл поменять чёрный парус на своём корабле на белый; из-за этого Эгей покончил с собой от горя, и Тесей стал царём Афин. В этом качестве он организовал синойкизм — разрозненные аттические общины объединились под его властью в рамках афинского полиса. По данным разных авторов, Тесей участвовал в калидонской охоте, кентавромахии, походе аргонавтов, войне с амазонками. Одна из амазонок стала его женой и родила сына Ипполита. Позже Тесей женился во второй раз — на сестре Ариадны Федре. Та влюбилась в своего пасынка и, не найдя взаимности, оклеветала его, после чего покончила с собой. Тесей проклял Ипполита, и тот погиб.
Когда Тесею было уже 50 лет, он совместно с другом Пирифоем похитил юную Елену, чтобы сделать её своей женой. Потом друзья отправились в царство мёртвых за Персефоной для Пирифоя, но там оказались прикованы к скалам. Через несколько лет Тесея освободил Геракл. Тесей не смог вернуться к власти в Афинах и оказался на Скиросе, царь которого Ликомед столкнул его со скалы.
В историческую эпоху Тесей стал одним из самых популярных мифологических персонажей Эллады и символом афинской государственности. В Афинах по крайней мере с 470-х годов до н. э. существовал его культ. Мифы о Тесее стали источником сюжета для множества произведений изобразительного искусства Греции и Рима, для ряда трагедий (в том числе Эсхила, Софокла, Еврипида, Сенеки). Наибольшую популярность обрели легенды об Ариадне и особенно о Федре и Ипполите, в которых Тесей был героем второго плана. Они использовались и в эпоху Нового времени в драматургии (самый известный пример — «Федра» Жана Расина), в музыке и живописи. В XX веке Тесей стал главным героем романов Андре Жида и Мэри Рено.
13. UCHALY — Буран (2024)
UCHALY — это уникальный блек-метал проект из Челябинска, играющий raw black metal на башкирском языке. Создатель проекта берет вдохновение из башкирской мифологии и культуры, что придает им особую изюминку и узнаваемый звук.
В текстах песен описываются различные аспекты башкирской мифологии, включая богов, героев и мистические существа. Музыка передаёт атмосферу древних ритуалов и верований, создавая зловещую и мистическую атмосферу в своей музыке.