Найти в Дзене

Библейские и мифологические мотивы в лирике российского христианского атмосферик-блэк-метал проекта Gospod

Gospod (Господь) - unblack-метал проект из Томска, который был создан в 2019 году, оставляя святые образы неизменными, а тексты святого писания в первозданном виде. Изначально он носил название "Vladyka/Владыка" и представлял собой русскую пародию на польского Батюшку. Вдохновившись текстами последнего, группа со временем переименовалась в Gospod и продолжила выпускать более серьезную музыку с похожей тематикой. Основная идея и миссия проекта заключается в том, чтобы донести слово Божие, дать задуматься или хотя бы обратить внимание слушателей данного направления на православную веру и священное писание. В 2020 году у него вышло 4 миньона – «Svyatinya», «Deceased», «Pilgrimage» и «Amen». На обложках трех из них изображены православные иконы. В частности, на обложке «Svyatinya» представлена икона мученика Романа Никомидийского, день памяти которого празднуется 13 июня (31 мая). Святой мученик Роман жил на рубеже третьего и четвертого веков. Он был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во

Gospod (Господь) - unblack-метал проект из Томска, который был создан в 2019 году, оставляя святые образы неизменными, а тексты святого писания в первозданном виде.

Изначально он носил название "Vladyka/Владыка" и представлял собой русскую пародию на польского Батюшку. Вдохновившись текстами последнего, группа со временем переименовалась в Gospod и продолжила выпускать более серьезную музыку с похожей тематикой.

Основная идея и миссия проекта заключается в том, чтобы донести слово Божие, дать задуматься или хотя бы обратить внимание слушателей данного направления на православную веру и священное писание.

В 2020 году у него вышло 4 миньона – «Svyatinya», «Deceased», «Pilgrimage» и «Amen». На обложках трех из них изображены православные иконы.

-2

В частности, на обложке «Svyatinya» представлена икона мученика Романа Никомидийского, день памяти которого празднуется 13 июня (31 мая).

-3

Святой мученик Роман жил на рубеже третьего и четвертого веков. Он был диаконом храма Кесарии Палестинской.

Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, старинный сирийский город, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью.

Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения. Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям.

Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: "Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам". Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама прислонила голову сына на плаху, а после казни погребла его († 303).

Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению († 303).

-4

В качестве обложки «Deceased» была использована икона «Спас Вседержитель» из «Звенигородского чина» (1410-е гг., Государственная Третьяковская галерея, Москва) русского иконописца московской школы иконописи Андрея Рублева (около 1360 — 17 октября 1428 или 29 января 1430, Москва).

Красочный слой на иконе Христа Вседержителя сохранился фрагментарно. Это наиболее пострадавшая из икон Звенигородского чина. На лике имеется трещина по старому левкасу, на волосах и бороде присутствуют потёртости верхнего красочного слоя.

Специалист по древнерусскому искусству Наталья Дёмина отмечает, что Спас на иконе Рублёва — «…воплощение типично русской благообразности. Ни один элемент лица не подчёркнут чрезмерно — всё пропорционально и согласованно: он рус, глаза его не преувеличены, нос прямой и тонкий, рот мал, овал лица хотя и удлинённый, но не узкий, в нём совсем нет аскетичности, голова с густой массой волос со спокойным достоинством возвышается на сильной, стройной шее. Самое значительное в этом новом облике — взгляд. Он направлен прямо на зрителя и выражает живое и деятельное внимание к нему; в нём чувствуется желание вникнуть в душу человека и понять его».

Евангелие в руке Спасителя утрачено. Исходя из сохранившихся фрагментов кодекса в руке апостола Павла, предполагается, что на иконе Спаса оно было весьма крупным и занимало значимое место в композиции деисуса.

Профессор Владимир Плугин предполагает, что на надпись в раскрытом Евангелии была связана с темой Страшного суда.

На основании стилистического сходства с близкой по времени создания к Звенигородскому Спасу иконе Пантократора XV века из Троице-Сергиевой лавры (находится в собрании ГТГ) возможным вариантом текста является «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы…» (Мф. 11:28-29), который сначала не встречается в древнерусском искусстве и стал характерным лишь для произведений XV—XVI веков.

Академик Виктор Лазарев отмечает, что в иконе Спаса видно хорошее знание традиции византийской живописи XIV века, но образ лишён византийской суровости — у Андрея Рублёва «образ Христа настолько очеловечивается, что совершенно утрачивает отвлечённый культовый характер».

-5

На артворке «Pilgrimage» мы видим изображение Параскевы Пятницы.

Параскева Иконийская (Святая Параскева, Параскева Пятница, греч. Παρασκευή) — христианская великомученица III века. Память в православной церкви совершается 28 октября (10 ноября).

Согласно преданию, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Родители святой особо почитали день крестных страданий Иисуса Христа — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Обладая красотой, она избрала не путь замужества, а путь служения Богу через проповедь Евангелия.

Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Галатии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена.

Великомученица Параскева обычно изображалась в красном мафории (ризе), с крестом в руках. На старых северорусских иконах святая иногда изображалась на обороте образа Богоматери. Иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венцом на голове.

Параске́ва Пя́тница — в народной традиции православных славян мифологизированный образ, основанный на персонификации пятницы как дня недели и культе святых Параскевы Иконийской, именуемой Пятницей и Параскевы Сербской. По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского персонажа славянской мифологии — Мокоши, образ которой связан с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой, но такое сближение было научно раскритиковано, и в действительности образ Параскевы имеет только православные корни. В народной традиции образ Параскевы Пятницы также соотносился с образом Богородицы, святой Анастасии Узорешительницы, и Недели, как персонифицированного образа воскресного дня.

-6

ЕР «Semitskiye bojestva» (2021) посвящен языческим божествам семитских народов, а второй полноформатный альбом «Israel's Exodus» («Исход Израиля») (2021) рассказывает историю Моисея и исхода иудеев из Египта.

Моисе́й (др.-евр. מֹשֶׁה [Моше́] — «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ [Муса], др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses; XIII век до н. э.) в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ и записал Моисеев закон. Важнейший пророк в иудаизме.

Согласно Книге Исход, Моисей родился в то время, когда численность его народа увеличивалась и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорождённых мальчиков, мать Моисея, Иохаведа, спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.

Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников, убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника, Неопалимой купины, к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Че́рмное море, после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей.

После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую Моисей умер на горе Нево, которая находится на стороне нынешней Иордании, не входя в Землю Обетованную.

Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI—XII веками до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства.

Миньон «Bible Prophecies» (2024) посвящен библейским пророчествам.

-7

Третий студийник проекта «Pan» (2023) посвящен образу древнегреческого бога Пана и связанным с ним мифам. Каждая песня предваряется небольшой выдержкой из книги А.И. Немировского "Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция".

Пан (др.-греч. Πάν) — древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. Этимология имени традиционно, начиная с гомеровых гимнов, связывалась с греч. πάς, «весь». В настоящее время принято связывать имя Пана с греч. Πάω — «пасти»; на этой основе высказывались предположения об общем индоевропейском происхождении Пана и Пушана из ведического пантеона.

По гомеровскому гимну, Пан считается сыном Гермеса и дочери Дриопа. По другой версии, он сын Гермеса и Орсинои.

По другому сказанию, сын Зевса и Гибрис, научил Аполлона искусству прорицания, или Зевса от Фимбриды, или от Ойнеиды. По Эпимениду, сын Зевса от Каллисто и близнец Аркада.

Есть версия, что Пан — сын Гермеса и Пенелопа, родившийся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, он родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами. По Евфориону, сын Пенелопы и Аполлона.

По Арефу из Тегеи, сын Эфира от Энои.

По Дидимарху, сын Геи.

По Аполлодору Афинскому, вообще не имел родителей.

По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребёнка, мать покинула его, но Гермес, завернув мальчика в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса, видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость.

Выкрал сухожилия Зевса у Тифона. Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским. Преследует нимф. Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея.

Помогал афинянам при Марафоне, гора Пана есть на Марафонской равнине. Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара. В городе Саэтта его полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога.

У египтян это самый древний бог. Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой. Либо стал полукозлом-полурыбой.

У Плутарха приведён рассказ о смерти Пана: греческий корабль, следовавший в Италию, попал в штиль. Когда он дрейфовал около острова Пакси, с острова послышался громкий голос, звавший кормчего корабля по имени. Когда кормчий откликнулся, голос велел ему на обратном пути объявить, что умер Великий Пан. Кормчий так и сделал, и прежде чем он произнёс слова о смерти Пана, с берега поднялся вопль множества голосов. Царствовавший в то время император Тиберий, узнав об этом происшествии, провёл расследование, и его придворные учёные предположили, что Пан мог быть смертен, поскольку являлся сыном Гермеса и Пенелопы.

Многие современные ученые считают, что Пан происходит от реконструированного протоиндоевропейского бога Пехлусон (греч. Péh₂usōn), который был важным пастырским божеством. Пехлусон имеет общее происхождение с современным английским словом «пастбище» (англ. Pasture). Возможно, Ригведический бог плодородия Пушан имеет общее с Паном происхождение. Связь между Паном и Пушаном была впервые предположена в 1924 году немецким ученым Германом Коллицем. Знакомая нам форма имени Пан является сокращением от более раннего (др.-греч. Πάων), происходящего от корня (peh₂- «охранять, следить»). Согласно Эдвину Л. Брауну, имя Пан, вероятно, родственно (др.-греч. ὀπάων «товарищ»). Самоe ранее из сохранившихся упоминаний в литературе о Пане — Пифийская ода 3 Пиндара. В оде Пан ассоциируется с богиней-матерью, возможно, Реей или Кибелой; Пиндар упоминает девушек, поклоняющихся Пану и богине-матери возле дома поэта в Беотии.

Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным, и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым представлениям, у них была дочь — Ямба, в честь которой назван стихотворный размер ямб).

Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящён ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых будто Пан навёл (панический) ужас во время сражения. Знаменитая статуя Пана Общеизвестного, согласно Павсанию, стояла справа от Пропилей афинского Акрополя перед участком Артемиды и очень почиталась афинянами. Эта крупная и высокая статуя стояла на площадке под крышей.

Позднее, вследствие оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом Великой матери и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота.

В жертву Пану приносили коров, козлов, ягнят, молоко.

В римской мифологии Пану соответствовали Фавн, покровитель стад, и Сильван, демон лесов.

При Птолемеях и Селевкидах Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Израиле.

Кроме Пана, индивидуального божества природы, были ещё существа демонического характера, называвшиеся Πάνες или Πανίσκοι — род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и лесах, а также посылавших тяжёлые сны. Они жили среди стад и были товарищами сатиров.

Ему посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Действующее лицо комедии Менандра «Брюзга».

Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана, такие праздники назывались Вота и Врумалия.

«Я уже давно наблюдаю за реакцией аудитории, особенно в Европе, и особенно за последними двумя альбомами. Один из них был посвящен греческому богу, а другой — жанру, который мне не свойственен. Мне очень жаль, что многие не оценили этот ход. Хочу ещё раз подчеркнуть, что моя воля отражена в музыке, и мне не важно, что будут говорить или думать о том, что я якобы отверг свою православную веру. Я знаю, что она ближе мне, чем другие, но это не должно означать, что я отрёкся от какой-либо веры или выбрал не тот путь. В своей музыке я лишь раскрываю часть своей духовности. Нельзя считать, что я начал поклоняться другим богам — я просто выражаю уважение к той или иной религии. Вы должны это понимать.

Я видел пост на "Реддите" (www.reddit.com/r/christia...), где это обсуждалось, и получил много сообщений на этот счёт. Я устал отвечать на это и решил опубликовать этот пост. Ещё раз подчеркну: я вырос в православной стране и духовно развивался в этой традиции.

Однако искусство не может ограничиваться рамками одной религии или культуры. Музыка — это универсальный язык, и я стремлюсь к тому, чтобы мои произведения отражали это разнообразие. Каждый мой альбом — это исследование новых тем и символов, стремление расширить горизонты и объединить различные духовные и культурные элементы.

Важно понимать, что уважение к различным религиям и мифологиям не является отречением от собственной веры. Это попытка лучше понять мир и себя, выразить глубокую связь с чем-то большим».

-8

5 января 2024 года Господь издал ЕР «Bible Prophecies».

Вот как создатель проекта, Туманов Роман Михайлович, объясняет символику его обложки:

«На изображении каждый символ у каждого угла шестиконечной звезды имеет библейскую символику:

Ягненок: Олицетворяет невинность и жертву. В христианстве, ягненок ассоциируется с Иисусом Христом, который принес себя в жертву за грехи человечества.

Лев: Символизирует силу, власть и королевское достоинство. Лев Иудин — это одно из названий Иисуса, указывающее на его королевское происхождение от племени Иуды.

Рыба: Используется как символ Иисуса Христа и ранних христиан. Также символизирует обильство и веру.

Горящий куст: Указывает на встречу Моисея с Богом и является символом вечной присутствия Божьей.

Голубь: Представляет Святого Духа, чистоту и мир. В библейской истории голубь также принес ветвь оливы Ною, что стало знаком окончания потопа и начала новой жизни.

Корона: Обычно символизирует вечное царство, власть и славу. В контексте христианской символики, это может указывать на Царство Небесное и вечное владычество Бога.

Менора (семисвечник): Традиционный еврейский символ, указывающий на знание и Божье присутствие.

Символы, которые могут представлять различные имена Бога на иврите: Это может быть имя Бога, как оно дано в Ветхом Завете, например, Яхве (Иегова).

Символы, которые могут представлять различные племена Израиля: В Библии каждому из двенадцати племен приписывались уникальные характеристики и символы.

Эти элементы создают сложную и многослойную композицию, каждый аспект которой имеет свой особенный духовный смысл и историческую значимость».

Четвертый альбом Gospod «Tovit» (2024) посвящен образу ветхозаветного праведника Товита, побывавшего в ассирийском плену, ослепшего, но в конечном итоге исцеленного благословением Божьим.

Тови́т (ивр. טובית — «Бог есть благо») — главный персонаж книги Товита неканонической (второканонической) книги Ветхого Завета, израильтянин из колена Неффалимова.

Отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого образа жизни и в плену, в Ниневии. За свои благодеяния бедствующим единоплеменникам он подвергся преследованиям ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын — Товия, исцелил его с помощью ангела.

"Tovit" - это сильный и самобытный альбом, сочетающий в себе тяжесть метала, мощные хоровые партии, красоту акустической гитары и глубину библейского текста.

История Товита, праведника, попавшего в плен в Ассирии, оживает в музыке, рассказывая о его вере, стойкости и любви к ближним».

«Окунитесь в историю Товита, праведного еврея, жившего в эпоху Ассирийской империи.

"Tovit" - это концептуальный металлический альбом, основанный на библейской книге Товита. Он рассказывает о жизни Товита, его праведности, испытаниях и вере, непоколебимой даже перед лицом враждебного мира.

Мощные гитарные рифы, громоподобные ударные и эмоционально сильные хоровые вокальные партии создают атмосферу тех времен.

Тексты песен остаются верными библейскому ветхозаветному источнику, неизменному церковнославянскому языку».