Найти в Дзене
Eugenius Yak

Станем ли мы народом?

Общество как совокупность людей не удерживают вместе ни общая территория, ни язык, ни даже историческая память. Всё это важно, но недостаточно.
Истинное единство, осознание себя как народа возникает лишь тогда, когда над всеми различиями — национальными, религиозными, культурными — стоит
нечто более высокое: идея, образ, цель, которая объединяет людей, заставляет чувствовать сопричастность к общему смыслу.

Так было всегда. Религия соединяла людей в общину. Вера в государство — в нацию, вера в прогресс формировала поколения. Даже иллюзорные идеалы способны давать силу.
Вспомним советскую эпоху: образ «светлого будущего» был во многом утопией, но именно он
давал направление жизни, задавал мораль, определял, что хорошо, а что плохо. Люди жили не только ради себя — ради общего дела, ради будущего, которое должно было стать лучше настоящего.

Сегодня такого образа нет. Государство, утратив способность формулировать положительные смыслы, всё чаще обращается к отрицательным.
С экрана и трибун звучит не вера в созидание, а
поиск врагов — внутренних и внешних.
Под лозунгами «борьбы», «защиты традиций», «скреп» рождается атмосфера подозрения и разделения. Но борьба не может быть смыслом жизни, как страх не может быть источником морали.

"Народ жив, пока в нем живо чувство будущего" А.Платонов

Когда власть транслирует в общество только раздражение, агрессию, недоверие — эти же чувства становятся нормой и для людей.
Социум начинает
поглощать негатив, отражая то, что получает сверху.
В результате рушатся моральные связи, теряется ощущение общего дела, и общество медленно, но верно разлагается изнутри.

Чтобы страна оставалась живой, ей нужна высшая цель — пусть даже не вполне достижимая, но объединяющая.
Не лозунг и не пропагандистская конструкция, а смысл, в который можно верить: созидание, достоинство, развитие, добро.

Общая беда еще не делает народом - только общая позитивная цель!