"Есть мечта? Беги к ней. Не получается бежать? Иди к ней… Ползи к ней… Ляг и лежи в направлении мечты", — помните? Когда я на пароме через Мраморное море ехала в турецкую Бурсу, это уже было "ползи", и, каюсь, в душе я готова была к этапу "ляг и лежи в направлении". Почему? Да потому что многолетняя мечта была о музее арабской каллиграфии, а в мире таковых всего три:
- Музей каллиграфии в Шардже, ОАЭ. Он гордо называет себя единственным в арабском мире, целиком посвящённым искусству письма. — Увы, ехать в Шарджу, в Эмираты, которые мне ничем более не интересны, при моих доходах… "Вот как разбогатею, так побегу", — так говорили разум и кошелёк. Ну, и ещё отзывы в интернете. В основном в духе "хорошо, но слишком мало".
- Музей каллиграфии в Дамаске,Сирия. — С тех пор как я начала мечтать на эту тему, реакция остатков здравого смысла всегда была: "Спасибо, не надо!" (Но вопрос о единственности эмиратского музея таки звучит в полный голос, да?)
- Музей каллиграфии в Стамбуле, Турция. — О, я и летела, и бежала, отказываясь верить, что не найду. Нашла. Закрыт на реставрацию. Прошло полтора года. Грустно шла потрогать забор: знала, что так и не открылся.
Когда практически случайно услышала сказанные вскользь слова о музее каллиграфии в турецкой же Бурсе, крылья распускать не стала и поехала "смотреть /Бурсу, а если повезёт…" Наверное, боялась степени огорчения, если полечу и — об стену или закрытую дверь. Но дверь была открыта, и я приглашаю в неё войти каждого, кому небезразлично это чудо — арабская каллиграфия.
В Бурсе, в паре часов морского перехода от Стамбула, действительно ждёт каждого восхищённого этим искусством музей арабской каллиграфии. Не просто исламского искусства, частью которого обязательно будут листы переписанных в древности страниц священного Корана. Будут, но там будут среди ковров, светильников, золотых украшений, султанских одежд… Здесь же только "хусни хат" — красивое письмо.
А то, что в интернете можно увидеть и название Музей Корана в Бурсе, и Музей рукописей Мурадие, так то не удивительно: не будь Корана, не было бы и арабской каллиграфии. Этот музей — как драгоценность в шкатулке старинного медресе Мурадие, которая хранится в искусном ларце древнего кюллие Мурадие, который бережёт в себе колыбель Османской империи город Бурса.
Медресе — первое, что встречает вас в комплексе султана Мурада II. Султан правил в первой половине 15-го века, и по свидетельствам современников, правителем был энергичным, справедливым и образованным, оставив после себя немало мечетей, больниц и медресе, в основном как раз в Бурсе. Медресе Бурсы было одном из самых важных в Османской империи, попасть туда было непросто — только через строгий отбор, зато после окончания учёбы студентам практически гарантировалась работа при дворе султана.
Здесь было 14 комнат для учеников, просторный класс, библиотека, бассейн из мрамора посреди внутреннего двора. В общем, вы понимаете метафору с драгоценной шкатулкой. У медресе была сложная судьба — Великое землетрясение в Бурсе 1855 года, забвение, тубдиспансер, онкоцентр, и вот наконец уже почти 7 лет здесь живёт тот самый Музей рукописей. Лучшее применение и найти сложно!
Так что смотреть и о чём узнавать в этом ярком и оригинальном музее, где каждая бывшая студенческая комната теперь — отдельная экспозиция?
Исламская письменность в эпоху блаженства (в период жизни Пророка Мухаммеда ﷺ)
В эпоху блаженства устная литература была очень развита среди арабов, живших в окрестностях Мекки. Поэты считались уважаемыми людьми в обществе, и проводились поэтические состязания. Стихи победителей записывались и вывешивались на стенах Каабы.
В отличие от устной литературы, письменность не была широко распространена. Письмом владели только те, кто занимался торговлей в Мекке и её окрестностях. Алфавит, используемый арабами, изначально был основан на набатейском письме. С ниспосланием Корана арабская письменность претерпела значительное развитие. Основным источником этого развития была необходимость записи аятов, возвышение ученых-знатоков Корана и честь, оказанная грамотным людям в качестве переписчиков Откровения.
Это, как вы догадались, текст от самого музея. Впрочем, я не буду перегружать вас подробной историей записывания Корана, всё же тема эта специфическая, а у меня не исламский образовательный канал. Но там, на месте, переходя из комнаты в комнату через "Эпоху четырёх праведных халифов", через "Становление арабской письменности", формирование стилей почерка и всех остальных, держа при этом в руках телефон с умной камерой-переводчиком, получаешь много знания, совсем не обязательно чисто исламского. Как пример:
Когда Пророку Мухаммеду ﷺ было ниспослано Откровение, писцы записывали его стихи на центральной жилке пальмовых листьев, на лопатках верблюдов, на коже и деревянных табличках, поскольку бумаги не было.
Отдельная комната —Покрывало Каабы «Кисва-и Шариф»
«Кисва-и Шариф», покрывало Каабы, крепится к крыше железными кольцами, расположенными по краям перил крыши Каабы, и к полу медными кольцами. Площадь покрытия составляет около 640 квадратных метров. В верхней части покрытия находится полоса из шестнадцати частей с надписями, называемая «Хизам», а под ней — вторая полоса из шестнадцати частей. На этой второй полосе изображены Прекраснейшие Имена Аллаха. На тканом покрытии также содержится информация о заказчике, времени и месте изготовления.
Здесь только небольшие фрагменты кисвы и рассказы о ней. Такие кусочки можно увидеть и в наших российских мечетях благодаря традиции раздавать их мусульманам во время замены покрывала Каабы на новое. Впервые увидела вот так же вставленный в рамку под стекло лоскуток кисвы в Закабанной мечети Казани.
А вот этот полуистлевший марлевый платок 19-го века с отпечатанными на нём каллиграфическими строками — реликвия чисто турецкая. Дестимал-и Шариф — тонкая марля, раздававшаяся тем, кто пришел поклониться хранившемуся во дворце Топкапы Плащу Пророка. Прикасаться к нему было нельзя, благоговейно целовать же — положено, и дестимал позволял соединить несоединимые правила: Хырка-и Саадет (тот самый Плащ) целовали через платок.
Образцы каллиграфических почерков, надписи известнейших каллиграфов прошлых веков, приспособления для письма, металлические "конверты", знакомые всем по "Великолепному веку"… Наслаждение для влюблённого в искусство хусни хат!
Зал эбру
Почему я раньше никогда не связывала это волшебное искусство рисования по воде и каллиграфию, тем более в исполнении турок? Почему оно виделось мне лишь модным увлечением с налётом заумной замороченности? Как я заблуждалась! Но это, то есть, эбру, будет темой отдельной статьи, когда я накоплю духа для её написания. Сейчас скажу лишь одно: откуда пошло искусство эбру, уже вряд ли кто точно скажет, но если вы будете искать "выдающихся художников эбру древности", они сплошь будут османскими. И даже всемирно известный суфий 18-го века Джалаладдин Руми (Мевляна), исламский богослов-проповедник, духовный учитель Турции, был знаком с эбру. Иначе о чем же он тогда говорил вот это:
Приходите, кто говорит, что вода не вышивка.
В Музее каллиграфия Бурсы рисунки мастеров эбру в разных техниках (коих, мягко говоря, немало), рассказ об искусстве и его применении: мраморная бумага используется на краях каллиграфических панелей, на фоне каллиграфических надписей и на задних обложках книг.
Собственно, это уже часть другой большой экспозиции, относящейся к технической стороне рукописного искусства. Тут и переплётное дело, и художественное оформление, и инструменты.
Музей кажется маленьким, но реально — он очень большой
Суфизм и дервиши…
...древние и старинные надписи, разные почерки...
...каллиграфия в камне…
...расшифровка каллиграфических надписей со стен символа Бурсы — величественной и удивительной мечети Улу-Джами (о ней и её надписях тоже будет отдельный рассказ)...
...каллиграфия современных художников, что открывала статью.
Боюсь, вы устали читать)) Но мне так хочется, чтобы вы увидели: оказавшись в Бурсе, надо бы обязательно найти время на её Музей каллиграфии. А уж если нашли, то и на весь комплекс Мурадие — это многогранное и красивое место, я о нём ещё расскажу и покажу, а все рассказы о Бурсе теперь собираются в отдельной подборке канала:
Возвращайтесь, одобряйте автора лайком, подписывайтесь, если ещё не…