Найти в Дзене
XMA TeaM KGB | RussiA

Олдскул

Оглавление

Олдскул

Урок отменяется. Почему «Олдскул» — педагогическая трагедия на фоне конъюнктурного бардака

Бывают сериалы, которые хочется разбирать по косточкам, вступать с их авторами в сложный диалог, оспаривать их тезисы. А бывают такие, которые вызывают лишь один, но исчерпывающий вопрос: «Зачем?». Новая комедия «Олдскул» от онлайн-кинотеатров START и Premier — ярчайший представитель второй категории, этакий дидактический ужастик, маскирующийся под добрую сагу о взаимопонимании.

С формальной точки зрения, всё сходится. Есть конфликт — «старая гвардия» в лице Марии Трифоновой - последнего «Учителя года СССР» - против розовых соплей прогрессивного образования. Есть социальный срез — дети олигархов, не способные решить уравнение, но уже выбравшие себе профессию инфоциган. Есть даже душещипательная надстройка — внучка, которую нужно вернуть. Рецепт, казалось бы, беспроигрышный: щепотка ностальгии, стакан сарказма, литр сентиментальности. Но продюсеры Виталий Шляппо, Эдуард Илоян и Денис Жалинский - эти неутомимые алхимики российского стриминга - умудрились и на этот раз получить на выходе не золото, а суррогат, настолько вторичный, что его можно использовать как учебное пособие по тому, как не надо делать современное кино.

Главная беда «Олдскула» даже не в его предсказуемости (с первой же минуты ясно, что суровая математичка растает, а испорченные подростки обнаружат сердца из чистого золота). Проблема в тотальной, почти карикатурной неискренности. Создатели сценария во главе с Анной Розиной и Андреем Дерьковым словно собрали пазл из трендовых тем: вот вам конфликт поколений, вот вам критика лицемерной толерантности, вот вам удар по буржуазному пофигизму. Всё это щедро сдобрено дешёвыми гэгами в стиле «учительница отбирает айфон и швыряет его в окно, а за окном — вертолёт». Получается не смешно, а грустно. И не про жизнь киношка-то, а про то, как, по мнению продюсеров, должна выглядеть «народная комедия».

Платформы START и Premier, давно взявшие на себя роль цеха по производству «как у них, только эконом-класса» подменила ностальгию циничным маркетингом. Это не искренняя попытка осмыслить разрыв между совком и капитализмом, а его беззубая, коммерчески оправданная стилизация.

Герои тонут в этом болоте клише. Например, Мария Трифонова лишена всякой психологической глубины. Она не живой человек, а ходячий мем СССР. Режиссеры Александр Жигалкин и Евгений Шелякин, видимо, решили, что достаточно надеть на героиньскую голову строгий пучок волос и выдать ей пару фраз про «в наше время дисциплина была», чтобы образ заработал.

В итоге «Олдскул» — это идеальный продукт для эпохи, в которую всё продаётся и всё покупается. Даже память. Даже педагогика. Даже человеческие отношения. Он не учит и не воспитывает, а тупо симулирует этот процесс, как симулируют его и его герои-антагонисты из вымышленной элитной школы.

Сериал создан не для того, чтобы достучаться до зрителя, а для того, чтобы отработать вложенные деньги и прочно занять свою нишу в рекомендательных алгоритмах стримингов.

Тэг-лайн сериала гласит: «К доске пойдут все!». Увы, к доске вышли лишь продюсеры и сценаристы = наверное, чтобы вывести мелом единственную верную для себя формулу:

«Ностальгия + контраст = прибыль».

Урок, как видим, они усвоили плохо. Зрителям же на этом скучном и бессмысленном занятии остаётся лишь тихо спать на задней парте.

Искренне ваш,

hawk_blood 😊