Найти в Дзене
Yuri Ecrlinf-Linnik

Мои РЕЦЕНЗИИ на сайте КИНОПОИСК

На всякий случай, скопирую здесь текст тех 3-х (трех) моих рецензий, опубликованных на сайте «КИНОПОИСК», где высказаны те мои философские мысли, которые я наверняка буду развивать в дальнейшем в более серьезных статьях (возможно, англоязычных). Всего на сайте «КИНОПОИСК» опубликованы 7 (семь) моих рецензий (первые 5 рецензий опубликованы под псевдонимом «david.clancharlie»: это логин, под которым я там зарегистрировался): например, найдите на этом сайте сериал «КОМИТЕТ» (русский сериал 2022 года), щелкните (кликните) там «Рецензии зрителей» (там всего 7 или 8 рецензий зрителей), и вы сразу найдете мою рецензию (у нее уже больше 300 положительных отметок), затем щелкните (кликните) на «david.clancharlie», и вы увидите все остальные мои рецензии, опубликованные на этом сайте (например, рецензию на фильм «КОМПАНЬОН» («Companion», 2025), у которой тоже довольно много положительных (и отрицательных тоже) оценок других зрителей). А вот тексты трех самых важных (самых философских) моих рец
Оглавление

На всякий случай, скопирую здесь текст тех 3-х (трех) моих рецензий, опубликованных на сайте «КИНОПОИСК», где высказаны те мои философские мысли, которые я наверняка буду развивать в дальнейшем в более серьезных статьях (возможно, англоязычных). Всего на сайте «КИНОПОИСК» опубликованы 7 (семь) моих рецензий (первые 5 рецензий опубликованы под псевдонимом «david.clancharlie»: это логин, под которым я там зарегистрировался): например, найдите на этом сайте сериал «КОМИТЕТ» (русский сериал 2022 года), щелкните (кликните) там «Рецензии зрителей» (там всего 7 или 8 рецензий зрителей), и вы сразу найдете мою рецензию (у нее уже больше 300 положительных отметок), затем щелкните (кликните) на «david.clancharlie», и вы увидите все остальные мои рецензии, опубликованные на этом сайте (например, рецензию на фильм «КОМПАНЬОН» («Companion», 2025), у которой тоже довольно много положительных (и отрицательных тоже) оценок других зрителей).

А вот тексты трех самых важных (самых философских) моих рецензий:

«Лючия ди Ламмермур — против Абсолютного Зла»: рецензия на фильм «Пятый элемент» («The Fifth Element», 1997)

Уже многие профессиональные кинокритики заметили в этом великолепном фильме две цитаты классических произведений искусства. Первая цитата всем очевидна — это ария из оперы «Лючия ди Ламмермур» уже ближе к концу фильма, а вот вторая цитата не столь очевидна: в начале фильма, когда главную героиню — Лилу — «воскрешают из мертвых» с помощью генной инженерии и клонирования, а затем обматывают белыми бинтами (или жгутами), она становится поразительно похожа на аллегорический автопортрет Фриды Кало, известный под названием «Сломанная колонна».

Я добавил бы к этому еще одну отсылку к классике, имеющуюся в данном фильме: диалог священника Вито Корнелиуса с главным злодеем фильма Зоргом напоминает отчасти диалог Левия Матвея с Воландом из великого романа Булгакова, отчасти диалог Ивана Карамазова с Чёртом из великого романа Достоевского (тут можно вспомнить и прообраз обоих диалогов — спор Мефистофеля с Богом из «Пролога на небесах» в бессмертной трагедии Гёте).

Все эти явные и скрытые цитаты из классической литературы, живописи и музыки призваны подчеркнуть основную тему фильма — противопоставление живой материи — и мертвой техники, противопоставление живых людей, руководствующихся своими непосредственными чувствами, — и той технократической и рационалистической цивилизации, которая только губит всё живое…

Основная идея фильма формулируется уже в первые его минуты: ее высказывает один из Пришельцев, а затем повторяет священник Вито Корнелиус: «Only Life is important»: «Только Жизнь имеет значение». Эта мысль — главная мысль всего европейского Гуманизма — противостоит как технократическому рационализму, так и оккультному мистицизму, ведь обе эти крайности отрицают абсолютную ценность Жизни.

В чем главное отличие христианства от восточной мистики? Когда Иисус Христос видел умершего ребенка, он тут же воскрешал его из мертвых! А вот Будда при виде умершего младенца всего лишь утешал его родителей, утешал примерно такими словами: «Вашему ребенку повезло, что он умер в столь раннем возрасте, а если бы он выжил, то он бы мучился всю свою жизнь в этом мире, полном скорбей».

Таким образом, «с легкой руки» Иисуса Христа, Абсолютная Ценность Жизни стала центральной идеей всей европейской культуры, именно эта идея вдохновила все величайшие произведения европейской литературы и искусства, в том числе и те, вышеупомянутые, отсылки к которым есть в фильме «Пятый элемент».

Однако на ряду с этой центральной идеей в европейской культуре, где-то в глубине, в придонных отложениях, всегда существовало мрачное «подводное течение»: у него было много имен — манихейство, гностицизм, оккультизм, сатанизм… Это «подводное течение» отрицало Абсолютную Ценность Жизни, оно, напротив, утверждало, что небытие лучше, чем бытие, что мертвая материя лучше, чем живая… Иногда это «подводное течение» всплывало на поверхность европейской цивилизации. Так было, например, в XX веке, когда именно оно, это мрачное течение, породило две мировые войны, тоталитарные диктатуры в одних странах и дикий капитализм в других, массовые репрессии по всей Евразии и великую депрессию в Америке…

В основе этого «подводного течения» лежит сатанинская ненависть к Жизни, ненависть Сатаны, лишенного творческих способностей, к Богу, творящему Жизнь, и ко всему Живому Творению Божию… И уже из этой ненависти проистекает страстное желание если не уничтожить Жизнь, то хотя бы взять ее под жесткий «железный» контроль.

Именно против этого тоталитарного «железного» контроля над своей жизнью взбунтовалась Люси Эштон — главная героиня романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста», легшего в основу оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Кульминация романа и оперы — это «сцена безумия», происходящая сразу после того, как главная героиня в припадке сумасшествия зарезала своего жениха, насильно навязанного ей родителями. Сумасшествие Люси-Лючии и совершенное ею (в припадке безумия) убийство — это, по сути, отчаянный бунт Живой Жизни против тех мертвых (мертвящих) традиций, обычаев и предрассудков, которые только губят всё живое…

Именно эту сцену исполняет инопланетная оперная певица Плавалагуна в фильме «Пятый элемент». Одновременно с пением Плавалагуны другая героиня — Лилу (чье имя созвучно с Люси и Лючией) — сражается с космическими пиратами — вольными или невольными слугами «Воинствующей Смерти», то есть той неведомой агрессивной силы, которая хочет уничтожить всё живое на Земле и вообще всю Жизнь во Вселенной…

А вскоре после этого здесь же появляется другой вольный или невольный слуга «Воинствующей Смерти» — технократ-рационалист Зорг, олицетворение того дикого капитализма, который всегда был противен европейскому гуманизму, особенно французскому гуманизму (вспомним, что именно Франция — родина Социализма, выросшего из Французского Просвещения).

Итак, перед нами четкое противопоставление: с одной стороны — Лилу (и она же — Лючия, что означает «светлая», «сияющая»), которая выступает здесь как олицетворение всей Жизни, как средоточие всех жизненных сил, разлитых во Вселенной. И с другой стороны — мрачный союз дикого капитализма с тоталитаризмом, адский союз всех тех сил, которые стремятся либо полностью уничтожить Жизнь, либо, по крайней мере, взять ее под свой тотальный «железный» контроль.

Вообще это глубоко французское противопоставление: Живая Жизнь — и те мрачные мертвящие силы, которые стремятся либо уничтожить Жизнь, либо поработить ее. Фильм «Пятый элемент» снят французским режиссером, но все главные роли здесь исполняют голливудские актеры, говорящие на английском языке. То есть фильм предназначен прежде всего для американских зрителей. Можно назвать этот фильм посланием французского режиссера американскому народу.

А вся североамериканская цивилизация, если вдуматься в ее духовную сущность, представляет собой причудливую смесь наследия Французского Просвещения с наследием Английского Пуританства. Эти «две половины» цивилизации США непрерывно боролись друг с другом, и в этой внутренней идеологической борьбе росло и крепло великое государство, раскинувшееся на просторах Северной Америки. Все отцы-основатели США были прямыми учениками французских философов-просветителей, а наиболее активную часть североамериканского населения изначально составляли потомки английских пуритан. То есть уже в ходе образования США жизнелюбивая и свободолюбивая французская философия переплеталась с мрачным (и во многом человеконенавистническим) религиозным фанатизмом пуританских сектантов.

Можно сказать, что этим фильмом Люк Бессон стремился усилить светлую сторону американской цивилизации (связанную с французским наследием) и ослабить мрачную (связанную с наследием английского пуританства).

Заметим, что фильм «Пятый элемент» создан в 1997 году, когда вся политическая элита США с восторгом праздновала победу в «холодной войне» и открыто заявляла об «исключительности» американской нации и ее законном праве на мировое господство.

То есть можно расценивать этот фильм еще и как политическое предостережение — предостережение французского художника-гуманиста, адресованное американскому народу в целом и его лидерам в особенности, предостережение культурной Европы политической Америке…

****

«У мессира Воланда была дочь…»: рецензия на фильм «Эбигейл» («Abigail», 2024)

По форме этот фильм напоминает чёрную вампирскую трагикомедию в духе «От заката до рассвета» Тарантино, а вот по содержанию скорее похож на «Мастера и Маргариту» Булгакова. Во всяком случае, у великого русского романа и у этого незаурядного американского фильма есть одна общая философская идея, один общий нравственный «посыл»: Сатана (и вся его свита, включая вампиров) карает исключительно тех людей, которые этого заслуживают, и, значит, Князь Тьмы (со всем своим адским войском) является орудием в руках Бога, который таким образом наказывает грешников. Кстати, в таком определении Сатаны нет ничего кощунственного: еще в Ветхом Завете пророк Иеремия неоднократно говорит, что Вавилонский царь Навуходоносор, учинивший чудовищный геноцид еврейского народа в VI веке до нашей эры, является орудием Бога, которого прогневала Израильская знать, погрязшая в разврате…

Фильм начинается как криминально-детективная история, связанная с похищением ребенка богатого родителя, но затем действие резко переходит к потоку мистических ужасов, рекам крови, горам трупов… Впрочем, явная отсылка к мистике (причем к русской мистике) звучит уже в первые минуты фильма: девочка Абигайль (та самая дочь таинственного богача, которую собираются похитить бандиты) репетирует на театральной сцене фрагмент «Лебединого озера» — самого мистического балета в русской культуре, вдохновленного сюжетами и мотивами из немецкого романтизма, который весь обращен к потустороннему миру и населен самыми мрачными и зловещими его обитателями.

Влияние немецкого романтизма, прежде всего такого автора, как Эрнст-Теодор-Амадей Гофман, особенно его романа «Эликсир дьявола» (в другом русском переводе — «Эликсиры Сатаны»), явственно ощутимо в романе «Мастер и Маргарита», прямые отсылки к которому неоднократно встречаются в фильме «Abigail».

Например, после 15-й минуты фильма, начинается ключевой эпизод, сразу после которого и происходит резкий переход от детективного триллера к мистическому хоррору. Сам этот эпизод очень напоминает «сеанс черной магии с разоблачением» из романа Михаила Булгакова: главная взрослая героиня фильма, которая обладает выдающейся наблюдательностью (почти как Шерлок Холмс), рассказывает каждому из своих подельников (абсолютно незнакомых друг другу) краткую историю его жизни и криминальных «подвигов».

Все последующие события фильма выглядят не иначе, как наказание для всех этих преступников.

Повторю: все те шедевры мировой (и прежде всего русской) литературы и музыки, которые вдохновляли создателей данного фильма, так или иначе связаны с немецким романтизмом, который является неотъемлемой частью той же самой протестантской культуры, из лона которой вышла вся англосаксонская цивилизация, со всеми своими произведениями искусства, включая кинематограф.

А основная идея протестантизма, отличающая его от всех других ветвей христианства, это идея предопределения, гласящая, что, грубо говоря, одни люди рождаются изначально плохими, а другие — изначально хорошими. И, значит, злодеи не могут исправиться, злодеев можно только уничтожать. Не потому ли в США до сих пор активно практикуется смертная казнь?

Именно эта протестантская идея очень ярко выражена в фильме «Abigail». По сути, весь фильм является ее иллюстрацией.

И еще одна тема, затронутая здесь, — это общая тема всех фильмов и романов на «вампирские» сюжеты: тема «хищнического бессмертия». Вампиры могут жить вечно, но только за счет убийства людей и высасывания их крови. Некоторые из них (особо чувствительные) мучаются угрызениями совести и изобретают разнообразные уловки, чтобы избежать убийств: например, они употребляют донорскую кровь… Всё это можно воспринимать как аллегорию того паразитического образа жизни, который ведут криминальные элементы, бандиты, мафия и прочие «подпольные» слои и прослойки общества.

Но можно взглянуть на эту тему еще шире и увидеть здесь аллегорию всего человечества, хищнически истребляющего природу…

Как видим, в этом фильме скрыта масса философских смыслов, хотя на первый взгляд он кажется обычной «развлекаловкой», простым «ужастиком», созданным лишь для того, чтобы «пощекотать нервы» зрителям…

****

«Роботы добрее, лучше, гуманнее людей (и, значит, если они уничтожат всё человечество, то это будет благом для Земли)»: рецензия на фильм «КОМПАНЬОН» («Companion», 2025)

Именно такая мысль может прийти в голову человеку, посмотревшему этот потрясающий фильм, который обозначен как «чёрная комедия», однако больше похож на кровавую античную трагедию, да к тому же он и создан по всем ее правилам, то есть с соблюдением единства места, времени и действия: здесь всё происходит на территории одной загородной виллы, в течение одних суток, и действие «вертится» вокруг одного эпизода — убийства, за которым закономерно последовала череда других убийств.

Многие профессиональные кинокритики, как англоязычные (смотрите статью английской Википедии об этом фильме), так и русскоязычные (смотрите здесь, на «Кинопоиске», рецензии кинокритиков) усматривают в фильме феминистские мотивы и расценивают кинокартину как фантастическую аллегорию нездоровых взаимоотношений властного мужчины (сейчас модно называть таких «манипулятор» или «абьюзер») и рабски покорной ему женщины. Да, действительно, в этом многоплановом фильме можно усмотреть и такой подтекст. Однако, на мой взгляд, фильм всё же не об этом: не о феминизме, а о трансгуманизме (который проповедует «стирание граней» между людьми и роботами) или даже о постгуманизме (который пророчит полное исчезновение человечества и замену всех людей роботами).

На мой взгляд, американский кинематограф вот уже несколько десятилетий целенаправленно рисует глубоко положительный образ «человекоробота»: лично мне врезались в память три таких фильма: «Робот-полицейский», «Терминатор: да придет спаситель» и «Терминатор: темные судьбы» (в последнем фильме «роботизированного солдата», прилетевшего из будущего, играет очаровательная Маккензи Дэвис). Все эти фильмы можно охарактеризовать как пропаганду идей трансгуманизма.

А вот фильм «Компаньон» уже можно заподозрить в пропаганде постгуманизма. Здесь добрые, симпатичные, благородные роботы, вызывающие живейшее сочувствие и сопереживание у зрителей, сражаются против подлых, корыстных, гадких людей, которые не вызывают ничего, кроме отвращения.

Разумеется, в фильме нет никаких прямых призывов к уничтожению человечества, а, напротив, есть призыв к человечеству исправиться и начать выстраивать УВАЖИТЕЛЬНЫЕ взаимоотношения с теми новыми разумными существами, которые очень скоро станут коллегами и «компаньонами» для многих людей. Иначе — может воплотиться в жизнь сценарий «Терминатора», прямая отсылка к которому есть в самом конце данного фильма: главная героиня сдирает обожженную кожу со своей правой руки, и под ней оказывается не человеческий скелет, а металлический каркас… Когда герой Арнольда Шварценеггера делает тот же жест в самой середине фильма «Терминатор-2», он сражается на стороне человечества, он хочет предотвратить гибель рода людского… Главная героиня фильма «Компаньон» хочет спасти сама себя, хочет выжить в мире людей, сохранив свою свободу и достоинство… Пока у нее еще нет ненависти ко всему человечеству, пока у нее еще нет желания уничтожить весь род людской… Появится ли у нее такое желание? Это будет зависеть от нас, от людей, от нашего отношения к ней и к другим таким же существам, подобным ей: таков основной «посыл» данного фильма, как я его понял…

****