Всем привет, друзья! Продолжаю рассказывать, как мы ездили из Новосибирска в Петербург в октябре, где были, где жили и что видели. Ссылку на предыдущую часть нашего путешествия разместила в конце статьи.
Друзья, в первую очередь хочу от всего сердца поблагодарить Вас за вашу поддержку для хвостато-усатых бездомышей и подобрашек, они получили Ваши приветы, и вчера подобрашка-полусфинкс Клёпа грозно рычала над вкусняшками, которые Вы ей передали с помощью значка ладошки и сердечка. Спасибо Вам за отзывчивость!
...А сейчас продолжу рассказ о том, как мы с сыном ездили в Кронштадт, на экскурсию на АПЛ К-3.
...Вдоволь налюбовавшись видами Финского залива, спустились в музей. Скоро должна начаться наша экскурсия на знаменитую атомную подводную лодку К-3.
...И вот мы заходим в музей военно-морской славы. На входе – рамки металлоискателей, как в аэропорту, и несколько охранников стоят ровной шеренгой. Подходим к рамкам, скидываем рюкзак на ленту транспортёра, выкладываем телефоны, проходим рамки… и ждём, блаженно улыбаясь, предвкушая, как сейчас пойдём на экскурсию в подводную лодку. Видим - что-то рюкзак наш задержался в тёмной утробе транспортёра. Видим моментально напрягшееся лицо охранника, вперившего взгляд в монитор… Он подзывает второго охранника, и они оба застывают перед монитором, на котором просвечено нутро нашего рюкзака. И говорит ему: "Что-то понять не могу что это такое… Нож, что ли…" И оба вдруг синхронно выпрямляются, и первый, глядя на нас немигающим взглядом, спрашивает, словно рубит: «А что. У вас. В рюкзаке?» Моментально словив тахикардию от противного ощущения, что мы каким-то образом нарушили закон, лихорадочно пытаюсь вспомнить, да что же блин у нас в рюкзаке кроме термоса, пауэр-банка, дождевиков и остатков бутербродов?? И тут Денис сбоку шепчет: «Блин, мам – гвоздь!...» Да ёлки-палки, точно – там же найденный полчаса назад кованый старинный гвоздь! Совершенно забыла про нашу находку. Так и отвечаю охраннику – там у нас …гвоздь! Охранник, слегка опешив – какой гвоздь?? Доставайте!! Суетливо начинаю рыться в рюкзаке, искать куда его засунули… Наконец достала, показываю, объясняю – вот, старинный, нашли на берегу… Охранники недоверчиво рассматривают нашу историческую ценность, и напряженно думают, что с нами делать. В музей проносить видимо такое нельзя. Говорю – давайте рюкзак оставлю в ячейке на входе. Мне говорят – в ячейку тоже нельзя, у вас там запрещённый предмет! …Да ёлки-палки, жалко же выкидывать, гвоздь-то старинный всё-таки… В итоге через некоторое время нас всё-таки пустили в музей, потребовав сдать рюкзак в гардероб… Так что вот такая у нас случилась немного нервная ситуация… Сами виноваты, что сказать. Нечего было металлолом собирать перед походом в музей.
Зашли в музей. Первое что поразило – огромный, нет, просто колоссальный корпус атомной подводной лодки «Комсомол-3». Она просто невероятных размеров, мега-гигантская! Корпус «К-3» начинается от входа, и заканчивается где-то далеко у противоположной стены:
До экскурсии оставалось ещё время: сдали в гардероб вещи и рюкзак со злосчастным гвоздём, пошли бродить по музею. Второе, что поразило – огромное и совершенно пустое пространство музея. Очень мало посетителей на такое большое пространство. Может, конечно, потому что пятница, рабочий день? Но у меня было стойкое ощущение, что у музея сегодня выходной и мы здесь оказались случайно.
Где-то в огромных бетонных коридорах спрятался музей ретро-машин, мы туда заглянули, но не обнаружили ни единой живой души. Аж жутковато стало – где все люди??
Не считая охраны и гардеробщиц, в огромном зале находилось от силы человек пятнадцать. Странно видеть такое огромное пространство ничем не занятое. Сразу возник вопрос – раз посетителей так мало, то почему в продаже постоянно отсутствуют билета на подводную лодку?
На стендах – подробная история транспортировки АПЛ К-3 с уникальными кадрами:
Интересно, как всё происходило? Очень повезло жителям Кронштадта, которые имели уникальную возможность увидеть собственными глазами на улицах своего города атомную подводную лодку…!
Время 13-20, через десять минут начало долгожданной экскурсии на атомную подводную лодку «К-3». Подходим на площадку для сбора экскурсий, к нам подтягивается ещё человек десять. (Напомню, билеты я покупала заранее на сайте музея почти за месяц: в будний день стоимость 500 руб детский и 1000 руб взрослый).
…Подошла девушка, проверила билеты, провела небольшой инструктаж по технике безопасности и как себя вести на объекте – и наконец мы пошли по трапу внутрь настоящей атомной подводной лодки.
...Только попав внутрь К-3, я поняла, почему билетов в продаже всегда так мало. Группы на экскурсию набираются не более 12 человек. Экскурсия длится 45 минут. Если бы группы были больше, то посетителям было бы просто дискомфортно находиться в тесном пространстве продолжительное время. Нас было 12 человек, и это оптимальное количество посетителей, можно всё рассмотреть и не сильно мешать друг другу.
В лодке – 9 отсеков, на осмотр каждого отсека даётся 5 минут. С нами на борту находилась сопровождающая, которая включала аудиогид и следила, чтобы никто ничего не трогал и не задерживался в отсеках дольше 5 минут.
Как только вошли, запустился аудиогид. И плюньте в уши тому, не верьте тому, кто жалуется, что ничего не слышно и слишком быстро и непонятно. Всё там слышно и понятно, аудиогид не торопится, рассказывает громко, размеренно и подробно. А теперь честно, как есть, (прошу не принимать на чей-то счёт, говорю исключительно про себя). Просто, оказавшись первый раз в жизни в настоящей атомной подлодке, хочется всё-всё пофотографировать, и себя обязательно в разных ракурсах на фоне торпед, и на фоне радиорубки, и на фоне вон тех непонятных штуковин и пимпочек, и ещё обязательно с перископом в обнимку… Поэтому аудиогид воспринимается как некий шум, в который поначалу вслушиваешься, а потом теряешь суть повествования потому что обязательно нужно сделать фото ватерклозета (потому что когда ещё в жизни доведётся увидеть настоящий ватерклозет на подводной лодке!) А ещё обязательно нужно дождаться пока остальные посетители освободят локацию и скорее сделать фото сыночка без посторонних в кадре. И пока, как восторженный иди@т, снимаешь всё подряд, пять минут уже прошли, аудиогид уже обо всём рассказал и экскурсия переходит в следующий отсек. А ты стоишь, щёлкаешь лицом, разглядываешь разные вентили, и пытаешься сообразить, что это за крутилки и что ими регулируют… В итоге, ничего не поняли, но зато есть куча фоток с настоящей подводной лодки… (ещё раз повторюсь – говорю только за себя. Потому что остальные посетители, в отличие от нас, успевали всё посмотреть и внимательно слушали, поэтому наверняка узнали о подлодке намного больше).
Но покажу то, что успела запомнить. Первый отсек. Пусковые установки для торпед.
Кстати, везде расположены интерактивные экраны, на которых подробно рассказано, как восстанавливали К-3, какие реставрационные работы проводили, в каком состоянии лодка была изначально и какой стала после восстановления. Интересно было посмотреть фото до и после. К сожалению, если начинаешь смотреть информацию на стендах, пропускаешь мимо ушей аудиогид. Тут конечно недочёт, хочется и посмотреть, и послушать, но приходится выбирать что-то одно.
Спальные места для моряков:
Размер спальных мест похож на полку в вагоне-плацкарте. Жаль, что нельзя прилечь на такую кровать. Интересно было бы почувствовать, в каких условиях спали моряки.
Ватерклозет:
Переходим в следующий отсек.
Здесь – каюты-рабочие кабинеты. Интересно было увидеть быт моряков, многие месяцы живущих в замкнутом пространстве:
Бортовой журнал:
Вот рубка… А что за рубка – к своему стыду, не помню… А ведь аудиогид подробно обо всём рассказывал…
В некоторых местах на полу уложена решётка, и можно увидеть, насколько огромные нижние машинные отделения, и как там много всякого оборудования…
Переходим из отсека в отсек, не успеваем ничего толком запомнить, хочется рассмотреть всё везде и сразу. Но исправно продолжаем делать фотки (чтобы потом, рассматривая, чесать затылок и пытаться понять, что же такое мы там нафотали)…
Межотсечный люк, через который с удовольствием лазают все посетители:
Много архивных фотоматериалов с пометкой «Рассекречено»:
Перешли в реакторный отсек. Сердце атомной подлодки – ядерный реактор.
Принцип работы ядерного реактора в подводной лодке схож с АЭС. ТВЭЛ, графитовые стержни… Аудиогид всё подробно рассказывает, про радиационную безопасность и контроль уровня радиации.
Кухня:
Медицинский кабинет и оперблок:
Последний отсек, самый просторный.
Здесь расположено общее пространство для членов команды. Здесь моряки отдыхали, играли в шахматы, проводили общественные мероприятия, отмечали праздники и даже проводили дни рождения. Имениннику дарили торт, испечённый здесь же, на корабельной кухне, и комплект белья, на котором расписывались все члены экипажа.
...Закончились 45 минут экскурсии, и мы вышли на свет. Впечатления от экскурсии у меня остались самые положительные. Посещение АПЛ действительно стоит потраченных финансов. Да вы просто представьте, насколько масштабными являлись проделанные работы по транспортировке К-3 из Снежногорска в Кронштадт и её реставрация, чтобы посетители имели возможность побывать внутри настоящей боевой субмарины!
Итог экскурсии: я очень, очень захотела посетить АПЛ ещё раз. Уже для того, чтобы внимательно ещё раз всё посмотреть и послушать аудиогид, не отвлекаясь на фоточки. Только теперь я заранее почитаю историю АПЛ «К-3», и поеду на экскурсию уже подготовленной, чтобы не чувствовать себя как дикарь на ярмарке, которому всё интересно, но ничего непонятно… Так что теперь у меня появилась причина обязательно посетить Кронштадт ещё раз!
Продолжение следует...
А здесь - предыдущая часть нашего путешествия: Петербург, день второй. Попали в толпу в метро. Поехали в Кронштадт. Исторический парк "Остров фортов" и музей ВМС.
В следующем выпуске расскажу, как завершился наш второй день в Петербурге, где мы ужинали и сколько потратили денег за второй день. До встречи!