Найти в Дзене
Экология в людях

Экология кино: камера, медведи и никого лишнего

Когда красота кадра начинается с бережного подхода к съёмкам, а лучший способ защиты — это наблюдение Режиссёр Дмитрий Шпиленок снимает новый документальный фильм о дикой природе. Обладатель премии «Золотой орёл» за картину «Огненный лис» (2024) вновь работает на Камчатке. Вместе с женой Анной он создаёт проект с рабочим названием «Косолапая история». Съёмки проходят в Южно-Камчатском заказнике — территории с одной из самых высоких концентраций бурых медведей на планете. Медведей снимают как героев художественного кино, с характерами и судьбами. При этом все кадры документальные, а сценарий создаётся в реальном времени. Дмитрий Шпиленок, режиссёр:
«Мы используем только достоверные съёмки, только достоверные факты. Но у нас художественное отношение к этому документальному материалу и художественный подход. Это будет история мамы, у которой появился медвежонок-непоседа. Он всё время куда-то бежит, и она не может его остановить. А опасностей очень много: малыш может сорваться со скалы, у

Когда красота кадра начинается с бережного подхода к съёмкам, а лучший способ защиты — это наблюдение

Камчатка
Камчатка

Режиссёр Дмитрий Шпиленок снимает новый документальный фильм о дикой природе. Обладатель премии «Золотой орёл» за картину «Огненный лис» (2024) вновь работает на Камчатке. Вместе с женой Анной он создаёт проект с рабочим названием «Косолапая история». Съёмки проходят в Южно-Камчатском заказнике — территории с одной из самых высоких концентраций бурых медведей на планете.

Дмитрий Шпиленок, режиссер
Дмитрий Шпиленок, режиссер

Медведей снимают как героев художественного кино, с характерами и судьбами. При этом все кадры документальные, а сценарий создаётся в реальном времени.

-3

Дмитрий Шпиленок, режиссёр:

«Мы используем только достоверные съёмки, только достоверные факты. Но у нас художественное отношение к этому документальному материалу и художественный подход. Это будет история мамы, у которой появился медвежонок-непоседа. Он всё время куда-то бежит, и она не может его остановить. А опасностей очень много: малыш может сорваться со скалы, угрозу для медвежат представляют взрослые самцы — постоянные риски. В общем, всё как у людей. И я уверен, каждый найдёт что-то схожее со своими детьми и со своей историей сложного воспитания: как от всего уберечь, как ребёнок растёт, как становится подростком».

-4

Минимальное присутствие

У кинематографистов нет большой команды, нет охраны — они всегда работают вдвоём. Стараются не мешать естественному поведению животных, чтобы кинопроцесс не нарушал их личные границы. В случае с медведями это ещё и вопрос безопасности.

Анна Шпиленок - сценраист, продюсер
Анна Шпиленок - сценраист, продюсер

Анна Шпиленок, сценарист, продюсер:

«Охрана – это я. Пока Дмитрий снимает, я слежу за тем, что происходит вокруг. К новым медведям мы подходим на расстояние 20–30 метров, а к тем, кто нам хорошо знаком ближе: 4–5 метров. Но это редко, чтобы вы понимали: для взрослого медведя это один прыжок. В любом случае стараемся выбирать место съёмки так, чтобы за нами была вода. Мы с лодкой — одно целое. Она всегда за нами, чтобы в случае опасности можно было быстро отплыть от берега».

-6

Минимальное вмешательство

-7

Они не строят себе временное жильё, используют существующие в заповеднике постройки, даже если это лёгкий деревянный домик, в котором нужно прожить всю зиму. Сейчас Анна и Дмитрий живут на кордоне «Травяной» и планируют провести там всё лето и зиму.

Чтобы в итоге сложилась одна история, параллельно снимают сразу несколько медвежьих семей. Потому что животные в дикой природе погибают, уходят на другие территории. В их жизнь кинематографисты никак не вмешиваются, только наблюдают. В своей работе они никогда не используют приманки, нет постановочных сцен или декораций.

-8

Анна Шпиленок, сценарист, продюсер:

«Сюжетная линия ещё выстраивается, и мы снимаем всех потенциальных героев, что рядом с нами. Камера лежит только в циклон, когда вообще уже на улицу не выйти. Пока у нас на примете две медведицы: одна с тремя, одна с двумя малышами».

-9

«Почему бы просто не нарисовать?»

-10

Возможности современной графики позволяют создать любой фильм, сидя за компьютером, и сделать это довольно быстро. Шпиленки же начали снимать «Косолапую историю» в 2024 году, будут в экспедиции весь этот год и ещё следующий.

-11

Дмитрий Шпиленок, режиссёр:

«Имея достойное воображение, можно очень классные вещи нарисовать. Просто нам нравится заниматься именно дикой природой, а не мультфильмами или графикой. Мы просто живём среди зверей, и нам интересна их настоящая жизнь, и мы хотим её показать — вот и всё. Реальность всегда интересней. Тем более мы очень мало знаем про медведя. Это наш символ, но длительных наблюдений за дикими медведями немного. И эти съёмки — ещё материал для научной работы».

-12

Анна Шпиленок, сценарист, продюсер:

«Такие потрясающие места, как Камчатка, надо обязательно с любовью снимать и показывать людям, особенно детям, чтобы они с уважением и заботой относились и к нашим заповедникам, и к заказникам, и к дикой природе».

Премьера «Косолапой истории» ожидается в 2027–2028 годах. А пока команда готовится к главному событию сезона — нересту лосося, когда десятки медведей соберутся у берегов Курильского озера.

-13
-14
-15