Найти в Дзене
Сама себе турагент

Болгарское искусство XIX века

Оглавление

Это постоянная экспозиция, представленная в Национальной галерее Болгарии в здании Квадрат 500.

XIX век в Болгарии — это период национального Возрождения (второй половины XVIII – 1878 г.), когда искусство постепенно выходит за рамки религиозных сюжетов и начинает говорить о человеке, народе и свободе.

Первые портреты болгарских художников, действительно, напоминают иконы, а всё потому, что живописцы были выходцами из иконописных школ.

Захарий Зограф. Автопортрет и портрет Христиании Зографской
Захарий Зограф. Автопортрет и портрет Христиании Зографской

Захарий Зограф

Художник, который впервые нарисовал болгарина как человека, а не как святого.

До середины XIX века болгарская живопись была почти полностью церковной. Художники писали иконы и фрески — безымянные, каноничные, где не было места ни личности, ни чувствам.
И вдруг появился он —
Захарий Зограф.

Самоуверенный, одарённый и смелый, он стал первым художником новой Болгарии, который решился взглянуть на человека не как на символ, а как на живое существо — с душой, характером и своей историей.

Главное произведение Захария Зографа — его автопортрет в Рильском монастыре. Он изобразил себя прямо на стене священного храма — жест, равносильный заявлению:

«Художник тоже часть творения, не только его слуга».

До него никто в Болгарии не осмеливался поставить своё лицо рядом с иконами.

Захарий Зограф. Портрет Неофита Рильского
Захарий Зограф. Портрет Неофита Рильского

Захарий Зограф написал портрет Неофита Рильского, монаха и учёного, автора первой болгарской грамматики.
На портрете — не святой и не абстрактный образ, а
живой человек, с умным, немного усталым взглядом. Так в болгарском искусстве впервые появился реализм — внимание к личности, к внутреннему миру, к правде.

Захарий Зограф прожил всего 43 года, но успел изменить болгарское искусство навсегда.
Он доказал, что художник — не просто ремесленник, а
творец, способный показать душу времени.

Христо Цокев (1847–1883)

Болгарский художник, один из первых профессионалов нового времени и представитель реалистического направления. Родился в Габрово, учился в Московской духовной академии и Петербургской Академии художеств. Это был первый болгарский художник, получивший образование заграницей.

Портрет Иваны Неновой-Каролевой
Портрет Иваны Неновой-Каролевой

Его живопись сочетает иконописную духовность и европейский реализм, внимание к свету и человеческим эмоциям. Цокев считается одним из основателей болгарской национальной школы живописи XIX века.

Димитр Добрович (1816–1905)

Болгарский художник, первый болгарин с европейским художественным образованием. Учился в Афинах и Риме, писал портреты, религиозные и жанровые сцены. Принёс в болгарское искусство реализм и европейскую живописную манеру, став одним из основателей новой болгарской живописи XIX века.

Димитр Добрович (1816–1905) Портрет девушки
Димитр Добрович (1816–1905) Портрет девушки

Георги Данчов (1846–1908)

Болгарский художник, литограф, фотограф и деятель национального Возрождения. Родился в Чирпане. Известен как автор одного из самых точных портретов Васила Левски, с которым был лично знаком. Писал иконы, фрески, жанровые сцены и литографии на темы народной жизни и борьбы за свободу. Участвовал в революционном движении и был сослан в Османскую империю. После Освобождения Болгарии продолжал художественную и общественную деятельность в Софии.

Георги Данчов Автопортрет
Георги Данчов Автопортрет

Когда болгары перешли с иконописи на реалистическую живопись, начали появляться сюжетные картины, описывающие обычную жизнь.

Иван Ангелов (1864–1924)

Болгарский художник-реалист, один из первых выпускников Софийского художественного училища. Учился в Мюнхенской академии художеств, где сформировался его стиль, сочетающий точность рисунка и мягкий колорит. В своих работах он изображал крестьянский труд, народные обычаи и исторические сцены, наполненные спокойствием и лиризмом. Среди известных картин — «Жнецы», «Клятва на дознании», «На пашне». Его творчество проникнуто уважением к простому человеку и болгарской земле.

Картина «Клятва на дознание»

Картина «Клятва на дознание» изображает группу болгарских мужчин, собравшихся на возвышении под открытым небом. В центре стоит священник, читающий молитву, а вокруг него — старейшины, крестьяне и горожане, склонившие головы в знак согласия.

Иван Ангело Клятва на дознание
Иван Ангело Клятва на дознание

Эта сцена — момент народной клятвы, когда простые люди дают присягу на верность истине, совести и родной земле. Иван Ангелов передаёт не только историческую достоверность, но и внутреннюю силу болгарского духа.

Сдержанная цветовая гамма, внимание к лицам и жестам создают атмосферу тихого достоинства и духовного напряжения. Картина воплощает идеалы Болгарского Возрождения — честь, веру и единство народа, для которого слово и клятва священны.

Картина "Жатва в Чепинско"

Иван Ангелов , Жатва в Чепинско
Иван Ангелов , Жатва в Чепинско

На картине "Жатва в Чепинско" изображены три женщины-жницы, занятые тяжелым трудом в жаркий летний день. На бескрайнем поле под высоким небом они наклоняются к земле, собирая пучки спелых колосьев. Одна из женщин, стоящая слева, пьёт воду из большого кувшина, утоляя жажду после работы.

Художник передал с поразительной точностью атмосферу болгарского лета — выжженная солнцем равнина, сухая трава, бледное небо и лёгкая дымка вдали. Цвета приглушённые, мягкие — охристые, землистые, тёплые, — что создаёт ощущение спокойствия и кропотливого труда.

Картина проникнута уважением к женщине-труженице, к её силе, достоинству и неустанности.Это не просто сельская сцена — это поэма о земле и человеке, о вечном цикле жизни, где труд становится формой красоты.

-9

Ярослав Вешин (1860–1915)

Болгарский художник чешского происхождения, один из основателей болгарской школы реалистической живописи. Учился в Пражской и Мюнхенской академиях художеств. С 1897 года жил в Болгарии, преподавал в Софийской художественной академии. Прославился как мастер батальных и исторических сцен, а также жанровых картин, отражающих быт болгарских крестьян и солдат.

Картина "Возвращение с базара"

-10

На картине "Возвращение с базара" изображена зимняя сцена, наполненная холодом, усталостью и мужеством.На заснеженном фоне, среди гор и серого неба, движется всадник на лошади, ведущий за собой несколько нагруженных животных. Мужчина в тёплой шинели, с опущенной головой, словно погружён в раздумья или борьбу с ветром и морозом. Его фигура — символ стойкости и долга.

Плотные мазки, приглушённые тона — серые, белые, коричневатые — создают ощущение суровой зимы и тяжёлого пути. Лёгкий дым или туман вдалеке усиливает атмосферу одиночества и напряжения.

Это типичная для Вешина картина, в которой соединяются реализм, документальность и глубокое чувство человеческой судьбы. Художник показывает не просто солдата или пастуха, а человека, несущего свою ношу сквозь холод и время — образ стойкости болгарского народа.

Картина " Отступление турок при Люлебургас в 1914 году"

-11

Эта картина — одно из мощнейших полотен Ярослава Вешина, посвящённое трагическим реалиям войны. Перед зрителем — израненное поле, изрытое грязью, усеянное телами людей и павших животных. Разбитые пушки, телеги, мёртвые лошади — всё погружено в тяжелую, вязкую тишину.

Художник не показывает сам бой — только его страшные последствия. Серо-бурые тона, отсутствие света и жизни создают ощущение безысходности и опустошения. Вдалеке видны фигуры солдат, медленно уходящих по раскисшему полю, — единственное движение в этом застывшем пространстве.

Картина — антивоенный гимн, исполненный боли и реализма. Вешин отказывается от героизации: он показывает войну как катастрофу, где страдают и люди, и животные, и сама земля. Это жестокое, но честное изображение войны, заставляющее задуматься о цене человеческой жизни и бессмысленности разрушения.

Картина "Контрабандисты"

-12

Картина Ярослава Вешина «Контрабандисты» передаёт напряжённую атмосферу тайного перехода через горные перевалы. На фоне сурового пейзажа трое всадников осторожно движутся по каменистой тропе, их силуэты выделяются на фоне бледного неба и дальних гор.

Художник мастерски передаёт ощущение опасности и скрытности: приглушённые цвета, холодный свет рассвета и тяжёлые тени подчёркивают тишину и тревожное ожидание. Лошади усталые, люди насторожены — каждый шаг может выдать их присутствие.

Это не просто жанровая сцена, а картина о человеческой выносливости, риске и свободе, о людях, которые идут наперекор законам и судьбе, ведомые внутренней силой и необходимостью.

Антон Митов (1862–1930)

Болгарский художник, искусствовед и педагог, один из основателей Софийской художественной академии. Учился во Флоренции, где впитал традиции европейского реализма. В своих картинах он отражал жизнь болгарского народа, исторические события и культурное возрождение страны. Митов был также талантливым критиком и популяризатором искусства, сыгравшим важную роль в формировании современной болгарской художественной школы.

Антон Митов, Автопортрет

Антон Митов Автопортрет
Антон Митов Автопортрет

Картина "Свиной базар".

-14

Зал небольшой, в нем кроме картин выставлены также скульптуры:

-15

-16

-17
-18

Картина "Портрет митрополита Доростольского и Червенского",

Фильоп Ласло фон Ломбос, Венгрия

-19

Картина Девушка с прялкой, Константин Маковский, Россия.

-20

Картина "Прошло, как сон", Истер Слепян, Россия

-21

На картине изображена пожилая женщина, сидящая в тёмной комнате и работающая над тонкой белой тканью или вуалью. Её лицо сосредоточено, она, кажется, чинит или вышивает, держа иглу и нитку.
Рядом с ней —
мальчик, возможно, внук, занятый каким-то своим делом, может быть, помогая ей.
Сцена освещена мягким, приглушённым светом, который падает на руки женщины и прозрачную ткань —
основной световой акцент картины.

Фон — почти полностью погружён в тень: можно различить только контуры мебели, стола с лампой и несколько предметов, создающих атмосферу старинного домашнего уюта.

Картина относится к реалистическому направлению конца XIX — начала XX века. Она передаёт интимный, душевный момент повседневной жизни — тихий труд, заботу, преемственность поколений.

Главное настроение — спокойная печаль и достоинство, ощущение времени, уходящего, но сохраняющего тепло семейного очага.

Картина "Фермерша", Хайнрих фон Цюгел, Германия

-22

XIX век стал мостом между иконой и современной живописью.
Болгарские художники этого времени не просто рисовали — они
строили новую визуальную идентичность страны, где вера, народ и искусство слились в единое целое.

Понравился ли вам зал болгарских художников?