Климатические изменения в последние годы довольно сильно повлияли на способы размножения растений, особенно на прививки. Из-за жары и высоких температур их стало возможно делать только ранней весной. Как сделать прививки в конце лета при средней температуре в +30 градусов и полном отсутствии дождей, я даже не представлял. Обматывание прививочной пленкой или укрытие полиэтиленовым пакетом, чтобы уменьшить иссыхание привоя, не приводило к положительным результатам. Так что, на неопределенное время, о летних прививках просто пришлось забыть.
Но как-то, читая на досуге французский журнал «Revue horticole» середины позапрошлого века, в конце интересующей меня статьи, случайно обнаружил следующую за ней другую статью о прививках. Она мне показалась довольно интересной, и похоже представленный в ней метод поможет решить мои некоторые проблемы с летними прививками в условиях жаркого и сухого климата.
Я перевел эту статью и спешу поделиться со своими читателями, думаю она будет полезна и расширит понимание трансплантации растений.
По словам Альфонса Дю Брейля (автора опубликованной статьи) эта прививка была придумана довольно известным французским арбористом бароном де Чуди, проживавшим в имении недалеко от Меца. Он выращивал много разных экзотических древесных пород, некоторые из них были самыми красивыми во Франции. Именно господину де Чуди, среди прочих заслуг, принадлежит изобретение прививки в расщеп зеленым черенком, которую он представил примерно в 1815 году. Эта операция нашла столь успешное применение во Фонтенбло для сосен и с тех пор оказала неоценимую услугу садоводам. Этот выдающийся дендролог составил множество наблюдений о своих культурах; часть из которых была опубликована, но к сожалению, подавляющее большинство работ так и остались неопубликованными.
По счастливому стечению обстоятельств Дю Брейлю удалось заполучить одну из этих заметок, написанную в первые месяцы 1825 года и касающуюся описания новой прививки, придуманной автором. И он опубликовал ее в 5 томе журнала Revue horticole за 1856 год, стр. 452-457, снабдив поясняющим рисунком и небольшим замечанием: «Относительно названия, данного этой прививке господином де Чуди: он называет её прививкой сближением; однако отличительной чертой этой серии прививок является прикрепление привоя с материнским растением до момента его срастания с подвоем. Поскольку прививка господина де Чуди изначально отделена от материнского растения, нам кажется более уместным отнести её к прививкам в расщеп и дать ей название, указанное в заголовке этой статьи».
Пояснения к рисунку: Рис. 120. — Прививка в расщеп.
A. Подвой, растущий в грунте.
B. Привой или ветка.
С. Конец полоски (ленты).
D. Обвязка и замазка.
E. Побег, отводящий сок, идущий от почки, расположенной над местом прививки.
F. Сосуд, наполненный водой, в который погружен нижний конец привоя.
GG. Опоры, к которым прикреплен сосуд.
HH. Почки или побеги прививки.
Описание прививки методом сближения, которую можно выполнить с помощью ветви, отделенной от основного растения, бароном де Чуди.
«Все многочисленные разновидности прививок, выполняемых сближением, обычно требуют, чтобы подвой и желаемый привой располагались рядом друг с другом. Мы говорим «как правило», поскольку может случиться, что одна из двух частей, составляющих прививку, не высажена в грунт, а находится в ящике или горшке, содержащем другую часть, которую можно удобно расположить для достижения поставленной цели. Необходимость соблюдения вышеупомянутого условия является препятствием, которое мешает питомнику часто использовать этот метод размножения для получения сорта дерева, который по ряду причин не мог бы быть размножен с той же надежностью и быстротой, используя любой другой вид прививки. Мы знаем, что для схожих видов, разница между природой сердцевины, древесины и коры, возраст подвоя, степень одревеснения привоя, а также сроков его вегетации или потребность в сокодвижении, являются главными причинами, по которым опытный садовник предпочитает в некоторых случаях использовать, например, прививку щитком, а не прививку в расщеп, которая подходит не для всех типов деревьев. Более того, когда мы хотим использовать последнюю, мы также знаем, что обычно необходимо позаботиться о том, чтобы срезать привои до начала первого сокодвижения весной; тогда как для успеха прививки щитком необходимо не только, чтобы последние были выбраны из тех, которые выросли позже и были в полном соку, но и чтобы почки или глазки были хорошо сформированы; и хотя эти условия соблюдены, иногда случается, что прививка не удается, потому что малый диаметр черенка не позволил правильно поднять и расположить щиток, приживаемость которого также зависит от погодных условий, или потому что существуют виды подвоев, сокоотделение которых не всегда достаточно обильно, или, наконец, потому что у последних августовский сок имеет лишь короткую продолжительность, даже для молодых побегов.
Прививка методом сближения применима ко всем видам растений, поэтому путешествующему натуралисту, садоводу-ботанику или любителю декоративных деревьев выгодно уметь применять ее даже в самых неблагоприятных условиях. Это особенно актуально, когда сокодвижение уже активно, и приходится отделять ветку от материнского растения, потому что рядом нет подходящего подвоя для размножения нужного вида.
В этом случае, когда требуется использовать побег для прививки методом сближения, можно легко преодолеть описанный недостаток. Достаточно расположить ветвь таким образом, чтобы она сохраняла вегетацию в течение времени, необходимого для полного срастания обеих частей, и их соединение произошло бы так же, как если бы обе части росли от своих собственных стеблей, что наблюдается в первые дни после выполнения подобных прививок. Техника выполнения прививки, которую мы сейчас опишем, так же проста, как и легка. После того, как подвой и привой подрезаны примерно наполовину их толщины, их соединяют таким образом, чтобы образовался небольшой угол между ними. Таким образом сок сможет циркулировать в этих частях, которые меньше отклоняются от перпендикуляра. Затем их обвязывают полоской коры ивняка, вяза или липы, или полосками ткани разной ширины, в зависимости от толщины соединения частей. После замазывания места прививки, нижнюю часть привоя погружают в сосуд с водой, при этом всегда соблюдая пропорцию между глубиной погружения и объемом ветки, которую жидкость должна питать в течение некоторого времени. Затем верхнюю часть подвоя обрезают над прививкой у почки, чтобы сохранить проводящие сосуды для сока (так называемый "сокоотвод” и направить часть сока обратно в прививку, не препятствуя его восхождению. Поскольку опыт показывает, что восхождение сока быстро замедляется, если подвой обрезать всего на несколько миллиметров выше почки. Мы также отметим, что верхняя часть привоя должна быть скорее короткой, чем длинной, и иметь хорошо развитую почку.
Прививка, описанная нами, может быть выполнена и на почти травянистых подвоях. Мы испытали это способ, используя побеги шиповника, на которые прививали верхние концы веток, находившихся в полном сокодвижении.
Подразумевается, что если обстоятельства вынуждают использовать привой с листьями, необходимо сразу обрезать их на расстоянии двух-трех линий от почек. Также, благодаря оттоку сока, следует во всех случаях аккуратно удалять все почки, развивающиеся ниже места прививки. Приживление будет тем более надежным и быстрым, чем чаще будет обновляться вода в сосуде, которая, благодаря всасыванию, оживляет ветку.
Мы считаем, что следует обойти молчанием другие, менее важные операции, связанные с проведением этой прививки, поскольку они слишком хорошо известны.
Обратившись к "Монографии прививок" знаменитого Туэна, можно увидеть (на страницах 18 и 21), что описанная нами прививка является скорее не открытием, а более удобным способом выполнения методов Варрона и Дюамеля. Эти методы имеют много общего с нашим и отличаются от него лишь заменой горшка, в котором растет подвой или ветвь, прикрепленная к стеблю, на сосуд, наполненный водой.
Изложенного выше достаточно, чтобы предвидеть применение этого нового способа прививки, который, несомненно станет дополнительным методом для размножения любого дерева или кустарника, даже в необычное для этих приятных и полезных садоводческих операций время».