Найти в Дзене

Хищные вещи рок-музыки девяностых

Это продолжение обзора легендарных символов девяностых в рок-музыке. Если в прошлой части мы вспоминали явления, то в этой вспомним вещи. Итак. В начале 90-х ситуация с инструментами и их запчастями ввергала в уныние. Всё сложно, дорого, долго. Даже достать сколь-либо вменяемые струны для гитар, иногда можно было только через определённый квест и лабиринт знакомых своих знакомых. Учитывая, что инструменты начинающих групп, ничем не привлекли бы взор поэта, струны гитар убивались об лады нередко кривых, а то и самодельных грифов. А струн для бас-гитар, вообще в тогда продаже не было. Даже своим, даже по-братски, даже по-дружески, даже в последний раз. Не было и всё. «Басюки» свои струны берегли, и чтоб хоть немного поддерживать в них жизнь, периодически варили. Жир и грязь от пальцев вываривались и к струнам возвращалась яркость тембра. В кастрюлю для варки струн добавляли одну столовую ложку соды на 5 литров воды и кипятили. Это базовый рецепт, дальше шла кастомизация «по вкусу». Кто-т
Оглавление

Это продолжение обзора легендарных символов девяностых в рок-музыке. Если в прошлой части мы вспоминали явления, то в этой вспомним вещи. Итак.

1. Круши трёхногого!

В начале 90-х ситуация с инструментами и их запчастями ввергала в уныние. Всё сложно, дорого, долго. Даже достать сколь-либо вменяемые струны для гитар, иногда можно было только через определённый квест и лабиринт знакомых своих знакомых.

Учитывая, что инструменты начинающих групп, ничем не привлекли бы взор поэта, струны гитар убивались об лады нередко кривых, а то и самодельных грифов. А струн для бас-гитар, вообще в тогда продаже не было. Даже своим, даже по-братски, даже по-дружески, даже в последний раз. Не было и всё.

«Басюки» свои струны берегли, и чтоб хоть немного поддерживать в них жизнь, периодически варили. Жир и грязь от пальцев вываривались и к струнам возвращалась яркость тембра. В кастрюлю для варки струн добавляли одну столовую ложку соды на 5 литров воды и кипятили.

Это базовый рецепт, дальше шла кастомизация «по вкусу». Кто-то добавлял мыла, кто-то нашатыря или уксуса, кто-то использовал зубную пасту. Я, уже позже, чистил «Досей» - считал, что нагрев быстрее убывает струны чем химия. В целом могло повезти, а могло и нет – какие-то комплекты не выдерживали пыток и выдавали вместо звонкого металла глухую ватную кашу.

Но вот этот случай мне вспоминать неловко. Большой и пёстрой кожно-металлической толпой в 94-м мы шли через двор, где одна пожилая женщина попросила нас помочь вынести какую-то мебель. Конечно же, у нас сразу нашлись «очень-преочень важные» дела, и мы отказались.

На выходе из двора мы мимоходом отбили у местных маргиналов парнишку, вместе с охотой обижать любых других парнишек. Тот хлюпал носом, и всё твердил, что не знает никого в этом дворе, а приехал к бабушке помочь разломать и вынести .. рояль! Рояль!!!

В этот момент, скорее всего, мы выглядели очень глупо и жалко. Рояль - сокровище, донор всех басистов страны! Струны для бас-балалайки, на бас-гитары не подходили, а вот струны из рояля вставали просто отлично.

Юрий Семенов, крайний справа, бас-гитарист и руководитель хэви-метал-рок группы "Статус". Источник: Светлана Дьяконова.
Юрий Семенов, крайний справа, бас-гитарист и руководитель хэви-метал-рок группы "Статус". Источник: Светлана Дьяконова.

Через 5 минут, мы уже выносили расчленёнку рояля из квартиры той женщины, которой вначале отказали. Недавно вспоминали с Юрой Семеновым, тоже басовиком, который в роке с 1964-года, как рояльные струны до мяса натирали нам пальцы. На одном из концертов, благо на последней песне, у меня самого из пальцев полетели кровавые брызги. Но всё равно, даже такие струны были гораздо лучше чем просто ничего.

2. Я его слепила из того что было

Речь пойдет о миндиаторах, как их называли некоторые люди. Вероятно, те же самые люди придумали «самбуфер» и «шлангбаум». Медиаторы, вроде, в продаже были. Но «в продаже», на языке начала девяностых - это ехать на другой конец города, где не факт, что что-то купишь. Я лично помню тогда в продаже медиаторы (по-моему были даже наборы медиаторов разной формы) только для игры на мандолине.

Поэтому народ чаще всего заготавливал их кустарными методами, да и главный принцип панков D.I.Y или «Сделай сам», никто не отменял. Медиаторы делали чаще из линеек или треугольников - под лобзик шли углы в 30 и 45 градусов. Были экземпляры из виниловых пластинок - разумеется из "любимых" записей советской эстрады или очередного пленума политбюро.

Так же сырьём были расчёски разной толщины, жесть, включая алюминиевые банки, а так же перлоид. Медиаторы из него делал Энгельсовский завод, который изготовил и мою ударную установку. Это безотходное производство: медиаторы изготавливали из остатков цветной «обмотки» фанерных корпусов барабанов.

Однажды, наша душа запросила ковбойского огня, а банджо под рукой не было. Нужно было решать проблему. Мы не cтавили меж струн коробок, как это делают другие, а отработав все гипотезы родили свой кастом. Три верхних струны были сняты с акустической гитары, на их место поставлены три нижних. Резонатор был заклеен фольгой, а место медиатора заняло лезвие бритвы «Sputnik».

Лезвия на этом вундерваффе давали очень тонкое и яркое звучание. Когда мы говорили правду, показывая песню, нам никто не верил. Врёте, - говорили они - признавайтесь, откуда взяли банджо. Для 1993 года, наше «банджо» звучало божественно.

3. Противно-портативные устройства

Безалкогольная женщина и резиновое пиво…нет, не так... "Безалкогольное пиво и резиновая женщина - первый шаг к электронным барабанам". Это такие "шутки за триста" из девяностых.

Объявление из газеты 1994 года. Странный "шедевр", причём непонятно для чего - на рисунке нет басовых блинов -"бочек" и "железа". Установка на раме была ещё более неудобная, чем простая расстановка блинов по аналогии с "живой" установкой. Из личного архива Андрея Гусакова.
Объявление из газеты 1994 года. Странный "шедевр", причём непонятно для чего - на рисунке нет басовых блинов -"бочек" и "железа". Установка на раме была ещё более неудобная, чем простая расстановка блинов по аналогии с "живой" установкой. Из личного архива Андрея Гусакова.

Время сделало меня намного более лояльным, но вот в девяностые я был непримирим к такому. Конечно у всего есть плюсы и минусы. Самыми большими плюсами электронной «кухни», была регулировка громкости, подключение наушников, вывод сигнала на запись, подключение к ПК, банк эффектов, малый вес и портативность.

А вот главным минусом являлось пресловутое отсутствие аутентичности, необходимость привыкания к отскокам, слабое выражение индивидуальной техники ударника, ограниченный динамический диапазон, потребность в питании и звукоусилении и неуместный для некоторых ситуаций внешний вид.

Но злейшим врагом человечества были портативные электронные барабаны. В СССР и позднее, купить такую установку, на которой можно играть дома было заманчивым предложением для квартирных рок-групп.

И вот рынок наводнили портостудии "Форманта". При всех остальных минусах электронных барабанов, они содержали свои особые минусы. Если ещё проще - они были просто никакие. Не детский музыкальный пенал, конечно, но и не что-то серьёзное. Главное то, что играя на ней нельзя было обучиться работе на реальной установке.

Оригинальное фото "Форманты" я не нашел, но примерно понятно о чем речь. Форманта на вид была намного страшней на вид и ужасней на звук. . Источник: Авито.
Оригинальное фото "Форманты" я не нашел, но примерно понятно о чем речь. Форманта на вид была намного страшней на вид и ужасней на звук. . Источник: Авито.

Примерно, через пол-года их использования, начинающие драмеры начинали их продавать, поэтому было время когда чуть-ли не половина раздела "Музыкальные инструменты" в самой массовой газете "Реклама-Шанс", было посвящено попыткам наивных юношей и девушек сбыть с рук надоевший и бесперспективный товар. Это тоже одна из знаковых примет того времени.

Ну вот, братья и сестры, на сегодня всё. Благодарю, что вы нашли время чтобы быть здесь вместе со мною. Честно, очень хотелось впихнуть в этот выпуск больше материала, но уже вижу, что он получится громоздким. Поэтому, большим удовольствием скажу вам "Продолжение следует". Да хранит вас Рок!