Странно, но исколесив всю Калининградскую область вдоль и поперек, я ни разу до этого дня не была в поселке Ильичево. Хотя, безусловно, слышала про старую немецкую школу Вальдвинкель в Полесском районе и про ее хозяйку Инессу Наталич, и даже успела прочитать ее книжку «Очерки о новой родине».
Но я даже предположить не могла, что поездка в старую немецкую школу окажется такой вдохновляющей и интересной.
Инесса Савельевна встретила нас в саду старой немецкой школы. Сад был еще вполне зеленым, несмотря на осень. Здесь в школьном саду в любую погоду и в любое время года проходили занятия физкультурой у немецких школьников, жителей хутора Вальдвинкель.
Название бывшего хутора Вальдвинкель переводится как «лесной уголок». До войны здесь проживало более 600 человек, для хутора, в нашем сегодняшнем представлении о хуторе, цифра не малая (прим. авт.-для сравнения, сегодня в Ильичево едва ли наберется 300 жителей).
В 1939 году в школе Вальдвинкель обучалось 88 детей.
Судьба сельской школы в поселке Ильичево складывалась непросто. Последний урок на немецком языке прошел здесь 19 января 1945 года. В этот день шли бои за соседний поселок, и немецкие дети, сидевшие в классе, слышали взрывы и выстрелы пушек. У детей в тот день было 3 урока.
Но никто не смел бежать - гауляйтер Восточной Пруссии Кох запретил гражданскому населению эвакуироваться.
Приказ об эвакуации пришёл в Вальдвинкель поздно вечером 19 января. И тогда же ночью началось бегство в сторону современной Ломоносовки, где в то время находился маленький вокзальчик при железной дороге. Ломоносовка-поселок в трёх километрах от Ильичёво - и это было навстречу советским войскам, но другого пути просто не существовало. Очевидцы вспоминают, что давка была страшной.
Если семья не могла сесть в вагон, она шла до Лабиау (Полесска), если и там не садились (там тоже наблюдалась толчея), — шли пешком на Кёнигсберг. Последний пункт побега из Пруссии — Пиллау (Балтийск).
Конечно, не все смогли уйти: 22 января Вальдвинкель уже заняли красноармейцы, а 23 января — и Лабиау — вот с такой скоростью продвигались наши войска.
После Великой Победы территория части Восточной Пруссии перешла к Советскому Союзу, и 2 сентября 1946 года за парты сели дети первых переселенцев.
По воспоминаниям первых советских учителей, приехавших в поселок, школа была в хорошем состоянии: сохранились окна, двери, кафельные печи, длинные парты. Но в 1977 году школу в Ильичево закрыли, как и многие другие сельские малокомплектные учебные заведения в СССР.
А в 1990 году здание и участок выкупило семейство Наталич. Правда, за те 13 лет, что добротный двухэтажный дом стоял бесхозным, его разобрали по досточке - на стройматериалы. Остались в буквальном смысле одни только стены.
Вначале семейство Наталичей хотело лишь восстановить разрушенное здание, чтобы поселиться в нем после выхода на пенсию. О музее Инесса Савельевна, двадцать лет проработавшая главным врачом Полесской санэпидстанции и не имеющая никакого отношения к музейному делу, даже не думала.
Но, разгребая мусорные завалы, они с мужем нашли много интересных вещей из "прошлой" жизни образовательного учреждения : грифели, которыми писали немецкие ученики - под полом, настоящую немецкую карту местности Лабиау - ныне Полесского района - на чердаке.
Коллекцию пополнили вещи бывших учеников школы Вальдвинкель - они начали приезжать в Ильичево в 90-е годы, когда Калининградскую область открыли для посещения иностранцев. Кто-то привез свои старые фотографии, кто-то - дневники с отметками.
- Я собирала эти вещи, и меня все больше и больше интересовало, как жили и учились здесь немецкие дети, а потом дети советских переселенцев, - продолжает Инесса Наталич. - О довоенных порядках мне рассказали бывшие ученики немецкой школы. О послевоенной истории и школы, и Полесского района узнавала, общаясь с первыми переселенцами.
А еще, выкупая руины, Инесса Савельевна пожалела старую школу, с которой у нее было связано много теплых воспоминаний.
- Моя мама, Смирнова Евгения Федоровна, работала здесь завучем с 1971 по 1973 год, преподавала немецкий язык, - говорит Инесса Наталич. - Я хорошо помню, как много времени она проводила, обложившись тетрадками. Кроме того, я всегда интересовалась местной историей, мне хотелось знать как можно больше о родном крае. Не смогла пройти мимо этой школы, которая словно бы очутилась на перекрестке истории».
И вот в 2012 году школа вновь распахнула свои двери, но уже как частный музей. Экскурсии здесь проводит сама Инесса Савельевна.
В этот солнечный, но ветреный октябрьский день, когда мы немного промерзли на улице, в старой школе было натоплено и стоял такой неповторимый запах дровяной печи, от которого сладко кружилась голова и вспоминались детство и бабушка. Да и сама печь своей красотой и изяществом, меня, заядлую любительницу старинной керамической плитки, не оставила равнодушной.
Супруги Наталич воссоздали в классах не только печь и довоенную мебель (парты, доску), но и возродили сам её дух. В этом помогли немцы, бывшие ученики школы, которые дарили оригинальные тетрадки, портфели, и даже аттестаты, щедро делились воспоминаниями.
Оказывается, обучение детей в немецких народных школах (а в Вальдвинкеле работала именно такая) начиналось с шестилетнего возраста. Оно было бесплатным и только в первую смену.
Первые два года малыши писали грифелем на аспидных досках (из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца), стирали же записи тряпочкой. Педагог подходил к каждому ученику и проверял написанное. С третьего класса учили выводить буквы перьевыми ручками, окуная их в чернила.
Нам дали попробовать писать грифелем и чернилами. А также сосчитать столбиком несложную арифметическую задачку из начальной немецкой школы, забавно сказать, но не все из нас справились с этим.
Также хозяйка достала образец каллиграфического письма немецкого школьника в 1940 году, и мы все восхитились этой ровной вязи букв. Попробуй так красиво напиши!
Каждый новый учебный год в немецкой школе начинался весной, в Пасху, которая выпадала то на март, то на апрель. Так что можно сказать, что учились от Пасхи до Пасхи - всего 42 учебных недели.
Каникулы суммарно длились 70 дней. Они привязывались к религиозным праздникам: Рождеству, Пасхе, Святой Троице.
Урок шёл 55 минут. Потом пять минут перемена. Ещё была большая перемена 15 минут.
Любопытный факт: на входе в немецкий класс стоял дежурный, и проверял не только чистоту и опрятность внешнего вида тогдашних учеников, но и наличие завтрака, принесенного с собой. Завтрак для немецкого школьника был атрибутом обязательным. В немецких школах столовых не было. Дети перекусывали прямо в классе на перемене едой, принесенной из дома. Все были из разных семей, и завтрак с собой у всех был разный. Но даже в самых бедных семьях ребенку должны были собрать хотя бы минимальный бутерброд: 2 куска хлеба, пересыпанные сахаром. За этим кстати тоже осуществлялся строгий надзор. Если какая-то немецкая семья по бедности, или по невнимательности, не давала ребенку завтрак с собой, то главу семьи могли и в полицейский участок за это вызвать.
Интересно было и с «цуккертюте» к началу учебного года (сахарным кульком).
Утром родители клали в кулёк сладости и канцелярские принадлежности так, чтобы дети не заметили, что туда положили (к слову, эта традиция существует в Германии и поныне). И с этими кульками и ранцами первоклашки шли в школу.
В первый учебный день каждого первоклассника фотографировали с кульком на фоне деревянной доски с вырезанными словами: «Сердечное поздравление с первым школьным годом!» Эта доска вывешивалась специально только раз в году. Потом ребёнок получал красивую открытку в честь первого дня занятий.
А затем дети шли домой и там уже раскрывали свои кульки. В школе это делать запрещалось.
Да! Причём, строго запрещалось! Достаток у родителей разный. Кто-то бедный, кто-то побогаче. Ведь сколько может быть слёз, если ребёнок богатых родителей продемонстрирует свои подарки прямо в классе!»
«В одной комнате сидели 50 ребят с первого по четвёртый класс, и на них приходился всего один учитель по фамилии Эйверт, - рассказывает Инесса Савельевна. - Он давал задания всем четырём классам на одном и том же уроке. В другой комнате находились парты для старшеклассников — с пятого по восьмой класс — учил их педагог Краузе. И тоже всем классам одновременно давал задание. И он ещё обучал профессии и преподавал религию в 1-6 классах. А с 7-го класса дети уже ходили в кирху: от Вальдвинкеля за 4 километра в Лаукишкен (Саранское), и там их пасторы готовили к конфирмации (это обряд приёма подростков в церковную общину).
Первым уроком шла религия, затем счёт, письмо, немецкий устно и письменно, музыка, а ещё краеведение — дети изучали сначала край, в котором живут, родину свою, а уж потом окружающий мир и другие страны.
Первую экскурсию, как вспоминают бывшие ученики, учитель Эйверт проводил с шестилетками. Он водил их по родной деревне, говорил, что она основана в 1541 году, тогда она называлась Келладен, позже была переименована в Вальдвинкель, рассказывал о тех, кто в ней жил и какие исторические события здесь происходили».
Раз в месяц в школе проводился День путешествий. На велосипедах, лошадях, пешком устраивались поездки по окрестностям и памятным местам. Например, на велосипедах доезжали до Лаукнена (Громово), где изучали смешанный лес, Большое мшистое болото (кстати, - уникальное). А ещё ездили по железным дорогам, посещали музеи Кёнигсберга, Косу, морское побережье.
Однажды один из бывших жителей Вальдвинкеля привёз Инессе Наталич учебник по педагогике 1892 года выпуска, напечатанный ещё готическим шрифтом.
«Стала я его переводить, изучать, - улыбается Инесса Савельевна. - Дошла до раздела «шульцульт» (ведение школьного порядка), где даются методические рекомендации для учителей - как наказывать детей. Уже в первом абзаце читаю: «Как не может водяная мельница работать без воды, так и школьное образование невозможно без наказаний».
За лёгкие проступки, например, болтовню на уроке, полагались пощёчины или удары кулаком. За невыученный урок, что считалось тяжёлой провинностью, девочек били розгами по вытянутым вперёд рукам, а мальчиков деревянной палкой по попе (штаны не снимали)».
Надо ли говорить, что на всех уроках в немецкой школе царила строжайшая дисциплина. Соблюдалась она и на переменах, и на спортивных занятиях, и на экскурсиях.
За любой проступок следовало неотвратимое наказание. «Но перед тем как наказать, проводилась беседа, - говорит Инесса Наталич. - Например, пришёл ребёнок с грязными руками: надо сначала его похвалить, сказать, что он всегда являлся аккуратным, им гордились, в пример ставили, а сегодня опозорился — за это положено два удара. То есть, ребёнку давали понять: учитель любит его как личность, а наказывает только за проступок. Родители не имели права вмешиваться в воспитательный процесс. Впрочем, им, наверное, это и в голову не приходило».
Есть в школе-музее и второй зал, посвященный первым переселенцам в Калининградскую область.
«После войны вышел правительственный Указ, чтобы с августа по октябрь 1946 года в Кёнигсбергскую область переселить 12 тысяч человек из разных регионов Советского Союза, - подводит нас к одному из стендов Инесса Савельевна. - В наш Полесский район первые два эшелона прибыли 31 августа на станцию Тапиау (Гвардейск) - один из Мордовии, другой из Чувашии. А всего приехали в восьми эшелонах в 1946 году 3,5 тысячи человек. (прим. автора-тогда здесь осталось еще 8 тысяч немцев). Для немецких детей после войны открыли семь немецких школ, где преподавали 15 немецких учителей.
В архивах ничего нет о том, как жили русские с немцами. Это я уже узнала, когда людей расспрашивала. Вначале враждовали, боялись друг друга: некоторые переселенцы даже с топорами под подушками спали. А первыми стали дружить дети. Немецкие и русские. Затем и семьи между русскими и немцами стали создаваться. Но в 1948 году все эти семьи разлучили: матерей с новорожденными детьми отправили в Германию».
Моё внимание в школе привлекли симпатичные деревянные башмаки, их называют клумпсами. Их может примерить каждый желающий. В них ходили немцы по улицам, как взрослые, так и дети. Кстати с клумпсами связана еще одна любопытная история, вернее легенда, услышанная здесь.
«Жил в Вальдвинкеле мастер по имени Николаус, вырезавший деревянные башмаки (клумпы). Когда состарился, поехал он в Лаукишкен (ныне Саранское) и заказал там себе гроб. Изделие ему привезли, крышку поставили возле мастерской, а сам ящик внесли внутрь. Николаус решил «примерить» гроб: подходит ли ему по размеру? Удобен ли? Глотнув шнапсу, он зажёг свечи и лёг в него. Да там и уснул. А в это время пришла к нему женщина с мальчиком, чтобы сделать заказ. Постучав в дверь, она зашла в мастерскую. Разбуженный стуком, Николаус проснулся и привстал в гробу... Чем до смерти напугал бедную селянку. Она с криком убежала, а потом обошла каждый дом в посёлке, рассказывая всем, как мастер умер и вдруг ожил.
Вечером у Николауса собралась вся деревня. Люди желали знать подробности, всё спрашивали: «Ну как там, на том свете?» На что ремесленник отвечал: «Я видел ангелов, которые летали в деревянных башмаках. Поэтому когда я буду по-настоящему умирать, я возьму с собой пару новых клумп для бога».
Жители тогда же и решили, что в их деревне произошло настоящее чудо, и написали о нём в одну из кёнигсбергских газет.
Кстати, когда переселенцы вселялись в немецкие дома, на чердаках они находили множество деревянных башмаков всех размеров. Все были чистенькими, в рядок выставленными. Они ими топили печки… А потому что не знали, что это. Когда же выяснили, сами с удовольствием носили. Только называли их переселенцы не клумпами, а колодками».
Уезжала я из Ильичево с чувством огромной благодарности этой хрупкой, но такой сильной женщине. Судьба ее малой родины сложилась так, как она сложилась. Повлиять на ход истории маленький человек обычно не в силах. Но Инессе Наталич оказалось под силу многое: сохранить память о маме, о старых жителях хутора, их голосами рассказать историю этого места и дать новую жизнь старой школе, в которой теперь вновь слышен смех взрослых и детей, приезжающих сюда вновь и вновь. И хочется пожелать каждому краю побольше таких энтузиастов и неравнодушных героев! Их голоса останутся в памяти.
Понравилась статья? Ставьте лайки, делитесь комментариями и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить другие истории про кенигсбергские изюминки. Если вы хотите поддержать автора и канал, это можно сделать по ссылке здесь❤️ Спасибо!