Найти в Дзене
Шёпот Окраин

Не поэт «страны березового ситца»? Разоблачаем очередной миф о Сергее Есенине

Есть в России такой способ проводить досуг – борьба с историческими мифами. В год 130-летия Сергея Есенина грех было не пройтись по поэту бичом «правды матки». Широко известный в узких кругах историк и киновед, решил вставить свои пять копеек в стройный хор разрушителей мифов о поэте. Есенин их «бесит», но при чем здесь березы? Не буду разбирать конкретные претензии и негативные мнения, объясняющие «невосторженный» взгляд на Есенина. Любить или ненавидеть поэта – это право каждого. Хотя, разоблачители так не считают. – «Беда в том, что всё это лишь маркёры той плотной пелены в сознании, что застилает от нас всякие явления прошлого, в т.ч. и литературные... Когда эпохи сменяются, новая придумывает себе образ предыдущей, через какие-то эмблемы. Это всегда искажение, упрощение, подгонка под изменившийся менталитет и злободневные задачи», – так Александр Никитин объясняет, почему обожание Есенина – это «тяжёлая патология». «Эмблем» много и они историка «бесят», начиная от «вылезающего из з

Есть в России такой способ проводить досуг – борьба с историческими мифами. В год 130-летия Сергея Есенина грех было не пройтись по поэту бичом «правды матки». Широко известный в узких кругах историк и киновед, решил вставить свои пять копеек в стройный хор разрушителей мифов о поэте.

Символическое место с видом на Оку в Константиново.
Символическое место с видом на Оку в Константиново.

Есенин их «бесит», но при чем здесь березы?

Не буду разбирать конкретные претензии и негативные мнения, объясняющие «невосторженный» взгляд на Есенина. Любить или ненавидеть поэта – это право каждого. Хотя, разоблачители так не считают.

– «Беда в том, что всё это лишь маркёры той плотной пелены в сознании, что застилает от нас всякие явления прошлого, в т.ч. и литературные... Когда эпохи сменяются, новая придумывает себе образ предыдущей, через какие-то эмблемы. Это всегда искажение, упрощение, подгонка под изменившийся менталитет и злободневные задачи», – так Александр Никитин объясняет, почему обожание Есенина – это «тяжёлая патология».

«Эмблем» много и они историка «бесят», начиная от «вылезающего из земли дирижёром» (это он о памятнике поэту на Трубежной набережной) и до «страны березового ситца». Что же плохого в есенинской метафоре? Чтобы понять, нужно скатиться в пещерный нигилизм и верить хулителям на слово.

Тот самый памятник Есенину.
Тот самый памятник Есенину.

– «Берёза – недолговечное дерево-пионер, быстро захватывающее вырубки...пришелец с севера, и если оно возводится в символ Рязанского края, то это симптом - с одной стороны, экологического неблагополучия, с другой - отсутствия у нас собственного, основанного на опыте, а не литературных шаблонах, образа природы», – проясняет суть претензий Александр.

Не буду вдаваться в глубокие палеоботанические и палеогеографические размышления. Однако пока доверчивые граждане не взялись за топоры и факелы, и не побежали бороться с «захватчиком» наших лесов, скажу, что береза – коренной вид на территории Рязанской области. На Русской равнине ее ископаемые следы находят в слоях возрастом 2,5 млн. лет, а на территории области обильная пыльца растений этого рода (Bétula) легко обнаруживается в слоях возрастом 30 тыс. лет назад и до наших дней. Так, что нет научных оснований, чтобы отказывать нашим березкам в статусе аборигенного вида для центральной России.

Березы и почитатели Есенина в Константиново.
Березы и почитатели Есенина в Константиново.

Я вам не верю!

Чтобы доказать «искусственность» образного выражения «страна березового ситца», историк и киновед сделал «дендрологическую ревизию» поэтического наследия Есенина. Посчитать разные виды деревьев он решил в последнем пожизненном сборнике стихов поэта «Березовый ситец» (1925 года). Там всего 43 стихотворения и две поэмы – срез неплохой, но полностью раскрыть поэта он вряд ли способен. Утверждается, что ива (ракита, верба) чаще других деревьев упоминается в произведениях этого сборника – 10 раз.

Времена сейчас непростые и верить никому нельзя, поэтому я решил перепроверить дендрологические подсчеты. К слову, цена этой букинистической редкости 35000 рублей, а цифровая версия источника есть в бесплатном Интернете. С удовольствием перечитал знакомые с детства строки. Результат получился иным – опороченная березка лидирует. Она упоминается в сборнике 11 раз. По два – в стихотворении «Зеленая прическа» и поэме «Русь», а также по разу в еще 7 поэтических творениях Есенина: «Я по первому снегу бреду», «Вот оно, глупое счастье», «Я последний поэт деревни», «Я покинул родимый дом», «Закружилась листва золотая», «Хулиган», «Не жалею, не зову, не плачу». Также есть непрямые упоминания, например, во фразе «Снится ей белая роща».

Реабилитация березок

Для того, чтобы найти любимое дерево Сергея Александровича, расширим выборку и сделаем ее более объективной. Один из сервисов ИИ любезно согласился нам помочь и посчитать количество упоминаний разных видов деревьев в поэтическом наследии Есенина. За основу были взяты первые 4 тома из Полного собрания сочинений в семи томах (М.: «Наука» – «Голос», 1995), где собраны почти все его стихотворения и поэмы.

Почитатели творчества «последнего поэта деревни» могут выдохнуть. С явным преимуществом побеждает береза, те самые «Милые берёзовые чащи».

Полный список с разбивкой по деревьям представлен в таблице.

Количество упоминаний основных деревьев в стихотворениях и поэмах Сергея Есенина.
Количество упоминаний основных деревьев в стихотворениях и поэмах Сергея Есенина.

Если искать по слову «береза» и его производным (березка, березонька, березовый, подберезовик и т.д.), то получено 69 совпадений. Если заморочиться и поискать все слова с корнем «берёз» – 83.

Интерес может вызвать частое использование «клена» и его производных в стихах, учитывая, что эта широколиственная порода в начале ХХ века не была типична для рязанских лесов. Однако Есенин большую часть жизни провел в российских столицах, где заморские клены давно используются для озеленения: в Москве с 1781 года, в Санкт-Петербурге с 1796 года.

Вряд ли можно угнаться за образностью и словотворчеством Сергея Александровича, поэтому что-то точно упущено, но общую картину бездушный ИИ дает. Береза – безусловный лидер по упоминаниям в стихах Есенина. Она – центральный образ в его поэзии, символ России, родного дома, женской красоты. Если кого-то эти символы «бесят» – стоит обратиться к психиатрам.

«Шёпот окраин», 25.10.2025 г.

(Заранее благодарю за сообщение об ошибках)