Найти в Дзене
Сама себе турагент

Иван Мърквичка - чешский художник, основатель болгарской живописной школы

Имя Ивана Мърквички занимает особое место в истории болгарского искусства. Родившийся в 1856 году в Чехии, он приехал в Болгарию вскоре после её освобождения от османского владычества — в страну, только начинавшую строить свою новую культурную идентичность. Именно он стал одним из тех, кто помог этой идентичности обрести форму и цвет. Образованный в Пражской и Мюнхенской академиях, Мърквичка привёз с собой европейскую школу реализма, но вдохновился болгарской жизнью — её простотой, трудом и внутренней силой. В его картинах оживают сцены из деревенского быта, наполненные уважением к человеку, земле и традиции. Художник сумел показать Болгарию не как экзотический уголок Балкан, а как страну с глубоким духовным миром и богатой культурой. Его герои — крестьяне, священники, женщины, воины — выглядят не как модели, а как символы народа, пережившего испытания и сохранившего достоинство. Мърквичка был не только художником, но и педагогом: он стоял у истоков Софийской художественной академии и

Имя Ивана Мърквички занимает особое место в истории болгарского искусства. Родившийся в 1856 году в Чехии, он приехал в Болгарию вскоре после её освобождения от османского владычества — в страну, только начинавшую строить свою новую культурную идентичность. Именно он стал одним из тех, кто помог этой идентичности обрести форму и цвет.

Образованный в Пражской и Мюнхенской академиях, Мърквичка привёз с собой европейскую школу реализма, но вдохновился болгарской жизнью — её простотой, трудом и внутренней силой. В его картинах оживают сцены из деревенского быта, наполненные уважением к человеку, земле и традиции.

Художник сумел показать Болгарию не как экзотический уголок Балкан, а как страну с глубоким духовным миром и богатой культурой. Его герои — крестьяне, священники, женщины, воины — выглядят не как модели, а как символы народа, пережившего испытания и сохранившего достоинство.

Мърквичка был не только художником, но и педагогом: он стоял у истоков Софийской художественной академии и воспитал целое поколение мастеров, определивших лицо болгарской живописи XX века.

Умер Иван Мърквичка в 1938 году, но его картины до сих пор остаются частью культурной памяти Болгарии — как напоминание о времени, когда искусство помогало народу обрести себя.

Картина "Сватовство"

На картине изображена весёлая сцена из болгарской деревенской жизни — момент народного праздника или застолья. В просторной сельской комнате с деревянным потолком и простыми лавками собрались мужчины в традиционных одеждах. Они пьют, разговаривают, поют и с улыбкой наблюдают за танцем двух мужчин в центре.

Один из них, в красном поясе и белой рубахе, выполняет энергичные па, другой — молодой парень — танцует вприсядку с поднятым белым платком в руках. Их движения и жесты передают национальный болгарский танец — хора, символ радости и единства.

Художник мастерски передал жизнь, ритм и атмосферу деревенского быта: на лицах людей — живые эмоции, свет проникает через маленькие окна, подчёркивая уют и тепло сцены.

Картина «В Керджалийское время»

-2

Картина изображает одно из самых мрачных событий болгарской истории — период керджалийских набегов в конце XVIII – начале XIX века, когда отряды вооружённых разбойников наводили страх на население во времена упадка Османской империи.

На заснеженном поле, в холодном зимнем сумраке, художник показал толпу беглецов — женщин, стариков, детей и скот, укрывающихся от бедствия. Люди стоят у повозок, усталые и отчаявшиеся, а вдали, на горизонте, пылают деревни. Свет пожара окрашивает небо в тревожные оранжево-красные тона, создавая сильный эмоциональный контраст с ледяной пустыней переднего плана.

Мърквичка передал не просто исторический эпизод, а трагедию народа, вынужденного терпеть страдания и сохранять человеческое достоинство.
Молчаливая группа людей на снегу становится символом болгарской выносливости, памяти и силы духа.

Картина "Задушница"

-3

Картина Ивана Мърквички «Задушница» — одно из самых человечных и трогательных произведений болгарского реализма. Художник запечатлел народный обряд поминального дня, когда люди приходят на кладбище, чтобы почтить память умерших.

На переднем плане — женщины в белых платках, склонившиеся у могил: кто-то молится, кто-то плачет, кто-то разговаривает с покойным, словно с живым. На земле — корзины с едой, хлеб, вино — жертвы памяти. На заднем плане священник освящает могилы, а вокруг — десятки людей, погружённых в свои мысли и скорбь.

Несмотря на траурную тему, картина наполнена светом, теплом и жизнью. Голубое небо, зелёная трава, солнечные тона одежды символизируют примирение и вечный круг жизни.

Мърквичка показывает, что для болгар смерть — не конец, а часть народной памяти и духовной связи поколений. «Задушница» — это не просто сцена обряда, а глубокое размышление о человеческом достоинстве, вере и любви, переживающей даже смерть.

Картина "Девушка с голубем"

-4

Эта картина — одно из самых поэтичных произведений Ивана Мърквички, воплощающее его любовь к болгарскому народу и его традициям.

Перед нами — молодая девушка в народном костюме, стоящая на фоне деревенского двора. Она нежно держит в руках голубя, её лицо спокойно и задумчиво. Свет мягко освещает её профиль, подчёркивая чистоту и внутреннюю сосредоточенность.

Художник передал не только внешнюю красоту девушки, но и её внутренний мир — скромность, доброту, одухотворённость. Вся сцена наполнена тишиной и теплом: кажется, что время остановилось в момент тихого размышления.

Картина объединяет реализм и лиризм, превращая простой деревенский сюжет в символ душевной чистоты и гармонии болгарской женщины.

Картина "Портрет принцессы Марии Луизы"

-5

Картина изображает княгиню Марию Луизу Пармскую — супругу болгарского князя Фердинанда I, выполненную Иваном Мърквичкой в монументальном и символическом стиле.

Княгиня представлена как величественная царица, сидящая на троне в богатом золотом одеянии и короне, символизирующей не только монархическую власть, но и духовное достоинство. На заднем плане — образ Богоматери с Младенцем, который придаёт композиции сакральный характер и связывает фигуру княгини с идеей божественного покровительства над Болгарией.

Фиолетовые ирисы по бокам подчёркивают изящество и благородство образа, но также несут символическое значение. В христианской традиции ирис, наряду с лилией, или даже вместо неё, олицетворяет надежду, веру и обновление, но также скорбь и боль. Его стилизованный цвет также широко использовался в средневековой геральдике, наиболее известным примером которой является лилия дома Бурбонов. На этом портрете Марии Луизы ирисы объединяют веру, обновление и скорбь, а также намекают на связь новой болгарской династии со славной королевской семьёй Франции.

Мягкий свет делает героиню почти иконной фигурой.
Мърквичка сумел соединить
портрет и аллегорию, создав идеализированный образ женщины, в которой воплотились честь, вера и величие молодой болгарской державы.

Это послание усиливается грандиозной рамой, специально созданной для этого портрета Борисом Шацем, одним из основоположников болгарской скульптуры. Он объединил болгарские декоративные элементы в двадцати рельефах, изображающих скорбящих ангелов, святую Цецилию, покровительницу княгини, и представителей разных национальностей Болгарии — болгар, евреев, турок, греков, цыган… На раме надпись: «Я умираю, но с Небес всегда буду оберегать Болгарию».

«Портрет Марии Луизы» экспонировался на Всемирной выставке в Париже 1900 года, где Иван Мрквичка был награждён золотой медалью.


Художественный отдел Болгарского национального музея (ныне Национальная галерея) получил картину в 1947 году в дар из королевской коллекции.

Понравились ли вам картины этого художника?