Не люблю отклики на премьеры, переполненные ядом, но это не тот случай – хочется ругаться. Сейчас будет ряд риторических вопросов, на которые сама же и отвечу – потерпите немного.
"Что остается от сказки потом"
Как можно было замахнуться на сказку, которую любят во всем мире вот уже полтора столетья, и снять ее так... странно?
Да легко – таких странно переснятых сказок у нас в последнее время горы.
Как можно было взять чудесный советский аудиоспектакль 1976 года, выдернуть из него песни, из песен – стихи Владимира Высоцкого, потом наложить на них другую музыку и вставить все это... в мюзикл?
Да легко – захотели и выдернули, и вставили, и что там еще.
С одной стороны, жанр "старая сказка на новый лад" всегда в кино был и будет. С другой стороны, если уж отважился смешать в одном коктейле ингредиенты, каждый из которых – сокровище, постарайся, чтобы результат оказался на том же уровне.
Сделай так, чтобы получилось лучше, чем у Льюиса Кэрролла и Владимира Высоцкого, Тима Бёртона и Уолта Диснея, сочинивших свои версии – оригинальную и фанатские.
А еще лучше придумай свою сказку, свои стихи, свою музыку – если сможешь, конечно.
Выговорилась. Теперь по существу.
О чем фильм "Алиса в Стране чудес"(2025)
Современной девочке Алисе (Анна Пересильд) 15 лет. У нее строгая мама (Ирина Горбачева) и добрый, понимающий папа (Милош Бикович).
Алиса Королева не очень хорошо учится в школе – завалила пробный ОГЭ, а еще у нее нет друзей – не считать же подругой завистливую и подлую Вику (Полина Гухман), которая пытается отбить у Алисы парня (Олег Савостюк) и одновременно подставить соперницу.
И план бы сработал, но симпатия между подростками так велика, что они все равно ищут сближения, несмотря на манипуляции и козни окружающих.
Не следуйте за Белым Кроликом
Алиса и Костя договариваются встретиться вечером в парке. Пока родители Алисы выясняют отношения из-за пересдачи ОГЭ, виновница скандала ускользает из дома и отправляется на свидание.
Но вместо Кости встречает странного господина в белом костюме (Андрей Федорцов), который похищает ее часы и скатывается по пластиковой горке, растворяясь в пространстве.
Вслед за Белым Кроликом – а это был он, исчезает и Костя. А следом за Костей – и сама Алиса. Вместо детской площадки все трое оказываются в Стране чудес, где на Алису тут же объявляется охота.
"Антипятки" – это значит не мы"
Завязка, показывающая современную жизнь Алисы, нормальная – динамичная и вовлекающая. А вот потом, когда действие переносится в Страну чудес, сюжет вроде бы должен сближаться с оригиналом, но нет – начинает петлять почище Белого Кролика.
Все, кого Алиса знала в обычной жизни, появляются и здесь, но ее никто не узнает: ни мама-Королева, ни папа-Безумный Шляпник, ни Вика-Мышь, ни директор школы-Герцогиня и т.д.
И только Костя-Додо знает ее настоящую и стремится помочь – вернуть Алису домой. Но в Додо влюблена Мышь, и на этот раз у нее больше возможностей, чтобы разлучить Алису и Костю, и сдаваться она не собирается.
"Не умничай с незнакомцами"
От сказки Льюиса Кэрролла сохранились отдельные локации и несколько ярких персонажей. Все остальное изменилось, включая жанр – теперь это мелодрама.
Коварная Герцогиня (Паулина Андреева) влюблена в Безумного Шляпника (Милош Бикович), а тот влюблен в Королеву (Ирина Горбачева). Королева тоже влюблена в Шляпника, но влюбленные разлучены из-за интриг Герцогини – Шляпника отправляют в ссылку на Безумное чаепитие.
Из-за того, что в Стране Чудес нет времени, влюбленные не могут изменить ход вещей – "нет времени, нет изменений", как говорит Чеширский Кот (Илья Лыков).
Время приносит Алиса: если она найдет свои часы, украденные Белым Кроликом, то сможет запустить временной механизм.
Сомневаюсь, что объяснила понятно, но как уж есть. Не мы такие – фильм такой.
Странствия Алисы напоминают аттракцион – увлекательный, но не всегда объяснимый. Переходы из сцены в сцену осуществляются при помощи дверей – тянешь за дверную ручку и оказываешься другом мире: был в лесу – выйдешь в доме Герцогини, забрел в дом Белого Кролика – окажешься в океане.
Зрелищность и спецэффекты – самое выигрышное, что есть в фильме. Красочные декорации, оригинально сконструированные костюмы – создатели то и дело играют с оберткой, вот только внутри – пустота.
"Мораль сей басни такова..."
Казалось бы, все разрешится в финале: Алиса запустит ход времени в сказке, а сама вернется домой. Формально так и происходит, но по сути ничего не меняется.
Зрители больше никогда не узнают, что стало с героями Страны чудес, и вообще, зачем все это было.
Жанр сказки, хотим мы того или нет, предполагает мораль. Какая она в "Алисе в Стране чудес" сказать трудно.
Алиса помирилась с родителями? Родители помирились друг с другом? Все будут жить долго и счастливо, пока в параллельном мире смерч времени разрушает все, что было до вторжения Алисы?
Предполагаю, что детям кино понравится: на экране поют и пляшут, картинка яркая, герои нарядные – а что еще нужно?
Не понравится взрослым, которых в их детстве приучили во всем искать смысл, вот только кому он нужен в отечественных мелодраматических мюзиклах?
Королеву делает свита
Отдельно хочется написать об актерах. Не думала, что скажу такое, но Милош Бикович не справился с ролью, Ирина Горбачева не справилась с ролью, Анна Пересильд – тем более не справилась с ролью.
Алиса производит странное впечатление: не героиня детской сказки, а набоковская Лолита с нарочито ярким кукольным личиком. Сыграна Алиса неважно: актриса постоянно застывает с одним и тем же выражением лица.
Любящие папа и мама, они же влюбленные Безумный Шляпник и Королева – такие же холодные, как и дочь. Ни искры страсти! Особенно странно наблюдать за Милошем Биковичем, у которого на глазах пытаются убить любовь всей его жизни, а он продолжает по-доброму улыбаться отравленной Королеве и ничего не делать.
По отдельности на них смотреть еще можно, но стоит актерам оказаться рядом и попытаться изобразить любовь, как сцена разбивается на тысячу ледяных осколков.
Лучше всего сыграла своего персонажа Паулина Андреева – в роли Герцогини актриса восхитительна.
Многим не понравился Белый Кролик, но мне показалось, что актер вполне соответствует своей роли.
Вот за кого было обидно, так это за Чеширского Кота – самого обаятельного кэрролловского героя. В новой сказке он никакой.
Что есть, что нет – не важно, убери его – и ничего не изменится. Я даже не сразу поняла, что это за персонаж.
Зато Сергей Бурунов в роли гусеницы запомнится надолго, хотя его герой в новой версии такой же необязательный, как и Чеширский Кот.
Мышь-Полина Гухман и Попугай-Артем Кошман хороши. Оба злодейских персонажа плюс Герцогиня приносят в фильм больше жизни, чем все остальные вместе взятые.
Резюме можно уложить в одну строчку из песни Владимира Высоцкого из того самого спектакля:
"А? Э-э! Так-то, дружок, в этом-то всё и дело!"
А что скажете вы? Посмотрели, понравилось?
Пишите комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!