До старта NaNoWriMo осталось 4 дня. Сегодня про мир, в котором живёт ваш герой.
Сеттинг — это не просто декорации
Принято считать, что сеттинг — это описание города, эпохи, технологий. Да, но не только. Сеттинг — это ещё и то, как герой ощущает мир вокруг себя.
Один и тот же город может быть раем для одного персонажа и тюрьмой для другого.
Москва 2025 года для успешного предпринимателя — мир возможностей. Москва 2025 года для мигранта без документов — мир рабства.
Сеттинг = мир глазами героя.
Два типа мира: свобода и рабство
Есть концепция, которая помогает понять, в каком мире живёт ваш герой.
Мир рабства — герой хочет сбежать. Ему плохо. Душно. Тесно. Даже если живёт в достатке.
Примеры:
- Нео в "Матрице" — успешный программист, но чувствует, что что-то не так
- Рассказчик из "Бойцовского клуба" — квартира, работа, IKEA, но хочет всё взорвать
- Раскольников в "Преступлении и наказании" — нищий студент в душной каморке
- Уинстон Смит в "1984" — под тотальным контролем
- Гарри Поттер, живущий в услужении у своей приёмной семьи
Мир рабства — не обязательно про буквальное рабство. Это про ощущение. Герой задыхается. Мечтает о побеге. Хватается за любую возможность вырваться — даже призрачную.
Если ваш герой, даже живя в полной свободе, хочет ещё больше свободы — он живёт в мире рабства.
Мир свободы — герой чувствует себя хорошо. Покидать такой мир не хочется.
Примеры:
- Элли в "Волшебнике страны Оз" — живёт с тётей и дядей в Канзасе, ей хорошо. Ураган уносит её против воли
- Бильбо Бэггинс в начале "Хоббита" — доволен жизнью вShire, не хочет никаких приключений
- У сына владельца почтовой империи Джеспера из "Клауса" уютная богатая жизнь, его всё устраивает
Когда герой из мира свободы попадает в новые обстоятельства — это ощущается как мир рабства. Элли в стране Оз под гнётом обстоятельств. Бильбо в походе — опасность, дискомфорт.
Как это работает в истории
Классическая структура:
- Герой в мире рабства → попадает в мир свободы (или иллюзию свободы) → возвращается в мир рабства, но уже изменившимся
- Герой в мире свободы → попадает в мир рабства → борется за возвращение в мир свободы
Более сложная: Герой думает, что живёт в мире свободы, но понимает, что это мир рабства. Или наоборот.
Мир героя VS мир, в который он попадает
Важно понять не только, в каком мире герой живёт в начале, но и в какой мир он попадает.
Примеры:
Матрица:
- Мир героя: иллюзия свободы (офис, квартира), но ощущение рабства
- Мир, в который попадает: настоящий мир (разрушенная Земля) — физически мир рабства (человечество порабощено машинами), но для Нео — мир свободы, потому что он знает правду
Бойцовский клуб:
- Мир героя: мир рабства (потребительское общество, IKEA, бессмысленная работа)
- Мир, в который попадает: бойцовский клуб — сначала кажется миром свободы, потом оказывается ещё более жёстким миром рабства
Волшебник страны Оз:
- Мир героя: мир свободы (Канзас, дом, семья)
- Мир, в который попадает: мир рабства (незнакомая страна, опасности, нужно выживать и искать путь домой)
Мой пример: Блудвин
Мир героя (начало второй части): Блудвин живёт в интрамире Виктора. Это мир свободы — для него. Он сбежал от ответственности, прожигает жизнь, делает что хочет.
Мир, в который попадает: Реальный мир, где он должен остановить Виктора и спасти людей. Это мир рабства — ответственность, вина, невозможность убежать. Он хочет вернуться в интрамир, но пролом схлопнулся.
Финал: Блудвин не возвращается в мир свободы (интрамир). Он принимает мир рабства (ответственность) и трансформирует его — становится наставником. Мир рабства превращается в мир свободы через принятие.
Подробнее о том, как создать сеттинг:
*Дополнительно для тех, кто пишет фэнтези: магическая система
Если вы пишете фэнтези или фантастику — пропишите правила вашего мира.
Базовые вопросы:
- Как работает магия/технология?
- Кто может ею пользоваться?
- Какие ограничения?
- Какая цена за использование?
- Что нельзя сделать даже с магией?
Мой пример: В моей истории основой существования магии являются психотравмы, которые и открывают путь магической энергии. Пользоваться ею могут только инициированные маги (все маги отличаются по типу инициации). Каждого мага преследует его тёмный двойник — Тень. Чем больше маги использует свои способности, тем ближе оказывается тень. Если тень его настигнет — то это будет конец. Интрамир — это источник любой магии. Проникать в интрамиры людей могут только супермаги.
Не обязательно прописывать всё до мелочей. Но базовые правила должны быть — чтобы в ноябре не запутаться.
Если захочется для себя описать более подробно, то вот статья по теме:
Задание
Часть 1: Сеттинг и тип мира
- В каком мире живёт ваш герой в начале? Мир свободы или мир рабства? Почему? В чём особенности (что интересного) этого мира — место, время, технологии?
- В какой мир он попадает? Как меняется ощущение?
- Где он оказывается в финале?
*Часть 2 (для фэнтези/фантастики)
Пропишите базовые правила вашей магической системы / технологии. 5-7 пунктов.
Пишите в комментариях. Если хотите общения, добавляйтесь в ТГ-чат →
До NaNoWriMo осталось 4 дня. Поехали! 🔥
--
Все задания в подборке "Райтобер 2025"
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!