и вот че скажу: кошки, что с них взять!
Год спустя после выхода в онлайн мультика "Барсукот. Очень зверский детектив. Логово волка" - простенько, но со вкусом сделанного детектива в мультяшной обертке и в изобретательно и остроумно прописанном мире, появилось продолжение - "Когти гнева". И в то время как "Логово волка" было основано на первой книге, исправленной и дополненной, "Когти гнева" взяли за основу... третью. Вторую книгу - "Право хищника" - создатели мультфильма решили пропустить, и я хорошо понимаю, почему. Во-первых, вторая книга сюжетно повторяет первую - "зверь подставляет невиновного зверя ради личной выгоды" и фактически не дает ничего нового к раскрытию персонажей. Во-вторых, "Право хищника" - вещь для детской литературы... странненькая. Там поднимались такие темы, как забой домашних животных людьми на мясо, что в мире, населенном в основном антропоморфными зверями и птицами смотрится дико. Мягко говоря. Сам курятник показан как место с жесткой иерархией, куры - фанатично поклоняющимися хозяйке Нине Палне, ну а сама Нина Пална - как непроходимо тупая и жестокая дама, короче - на редкость отталкивающий человек. Ладно, кур она ест, но пытаться сварить из дикого скворца суп для своей кошки? Короче, несмотря на то, что Анна Старобинец, автор "Зверского детектива" придумала самобытный и изобретательный мир, порой ее "заносило" слишком уж сильно. Я вот лично никогда не забуду пассаж в "Богах Манго" про тех непорядочных зверей, которые считают себя другими зверями (если что, Гриф пострадал к тому моменту от маньяка, а плавники - протезы крыльев).
"Я слышал, там ужасное падение нравов, но чтобы та-аак, банан тебе мимо клюва, кокос тебе в глаз!.. – Китоглав оглядел Стервятника и презрительно сплюнул в песок. – Ты что, из этих, которые чувствуют себя не собой, а кем-то другим? Вы что там, все, что ли, такие, как этот кот, который чувствует себя барсуком? А ты, что ли, птица, которая чувствует себя рыбой? – Он хрипло захохотал. – Поэтому ты ощипался и нацепил на себя плавники? Да вы ж там вымрете скоро, ребята!"
No comments, как говорится.
Ладно, хватит разговоров, и давайте посмотрим, каковы получились "Когти гнева".
Короче, в Дальнем Лесу собралась выставка зверского искусства, на которую со всех краев, и теплых, и холодных, съехались различные зверожители. А пока полицейский Барсук-старший следит за порядком, Барсукот (напомню - это кот, которого Барсук-старший вырастил как своего сына, и потому считает себя полу-барсуком, полу-котом) приглашает на эту выставку свою девушку - кошку Маркизу из села Охотки и ревнует ее к приезжему Песцу - заносчивому и холеному богатею-моднику. Благо март на дворе, и в воздухе пахнет любовью. Но случается несчастье: какой-то зловред проник на выставку и попортил произведения зверского искусства, в том числе редкую "Муху в янтаре". А вскоре с сельской кошачьей выставки пропадает Маркиза. Подключив к расследованию стаю собак из Охоток, Барсук и Барсукот берутся за дело, и в ходе расследования выясняется, что оба преступления - дело лап банды, именующей себя "Когти гнева"...
Барсукот и все-все-все.
Главные герои остались теми же: Барсук - мудрый, флегматичный, рассудительный и мягкосердечный (иногда даже себе во вред) пожилой человек, а Барсукот - энергичный, порывистый, горячий юноша. Но если в первом сезоне главным источником приключений на хвост полукота была его гордость и заносчивость, то здесь - уже скорее слепая влюбленность в Маркизу и желание спасти ее, чем и пользуются злодеи, провоцируя вьюношу на необдуманные поступки. Прочие старые персонажи тоже остались теми же: нервный (и если подумать, то персонаж трагический) койот Йот, Волк-романтик, хитрые и подлые Сычи, непосредственный и добродушный, но наивный трудяга-Крот... Правда, большинство этих персонажей были хорошо раскрыты еще в первом сезоне.
А что насчет новых персонажей? Парочка "творцов" - Дикобраз и Муравьед - не так интересны, ибо образ горе-художника-авангардиста уже занят появившемся в первом сезоне Скунсом. Так что из новичков привлекают внимание в первую очередь вышеупомянутый Песец и собаки из Охоток, среди которых выделяются два персонажа, отзеркаливающие главных героев: щенок Граф и старый Полкан. Формальный лидер собак Граф - юнец гонористый, вспыльчивый, но трусливый. Фактический лидер - Полкан - во многом похож на Барсука, но более суровый и жесткий.
И мульт высветил момент, которого не было в книге, и который напрашивался сам собой. Барсук пригласил (точнее, ему пришлось пригласить) собак в Дальний Лес. А не так давно между Дальним лесом и Охотками случилась охота, и у многих диких зверей появление собак вызвало подогреваемые "желтой прессой" в лице филина Фила неприятные воспоминания. Особенно у Йота, у которого, как фанаты помнят из первого сезона, собаки убили родителей (он спасся только потому, что тогда Полкан не выдал малыша своей стае). Но все-таки дикие звери и собаки находят взаимопонимание, разумеется. Вообще, если по мелочам сравнивать оригинал и экранизацию, то мультик вышел лучше. Но поэпизодно сравнивать что именно получилось лучше, я пожалуй, не буду, а то разговор затянется надолго.
Окружающий мир в "Когтях гнева" описывается не так захватывающе, как в первом сезоне - многие его яркие и запоминающиеся вещи и прикольчики вроде называемых "шишами" денег и лягушек-смартфонов авторы в основном выложили зрителю в "Логове Волка", а село Охотки не сильно отличается от нашего обычного мира. Но все же не обошлось без новых интересных задумок, как например, придуманная Кротом рамочка из пчелиных сот для "Мухи в янтаре", которая не только красивая, но еще и работает как охранная система - угадайте с одного раза, как.
"Когти гнева" как преддверие третьего сезона.
Если первый сезон - "Логово волка" - был в целом самодостаточным произведением, то "Когти гнева" закидывают множество "крючков" в сторону третьего сезона, которым, к гадалке не ходи, станет четвертая книга "Щипач". А крючки такие. Во-первых, таинственное вещество "птичье молоко", вокруг которого крутится сюжет оригинальной книги. Во-вторых, упоминание Барсуком его прошлой любви, с которой он вынужден был расстаться. В-третьих, опрометчивые поступки Барсукота, которые ему аукнутся в деле Щипача. Вообще "Щипач" по настроению является более мрачным произведением по сравнению с "Логовом Волка" и "Когтями гнева" - в нем есть мистика, паранормальщина и даже элементы хоррора, в том числе психологического (тамошний злодей чуть не свел Барсукота с ума). И раз так, то хотелось бы высказать свои пожелания по поводу музыки. Хорошо будет, если она отойдет от стандартных джазовых и блюзовых композиций и будет больше подходить под заявленную атмосферу. И это же, если авторы возьмутся за пятую книгу, касается и "Богов Манго", действие которых происходят в местной Африке.
По итогу: "Когти гнева" получились не хуже первого сезона, однако по сравнению с ним мир показан немного скудновато, хотя это для мультика не такая уж большая беда. Что ж, затравка для обещающего быть по-настоящему интересным третьего сезона есть, ждем "Щипача"!
А на сегодня все!